Предмет: Изобразительное искусство
ТЕМА: ГУАШЬ. ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА.
Класс 2
№ урока _____
Учитель: Усеинова Лемара Хакимовна
Цели и задачи : познакомить с правилами работы гуашью; развивать умение видеть вокруг себя красоту , открывать новое в окружающем мире; развивать творческую фантазию и воображение ; закрепить навыки работы с основными цветами , получение нового цвета путём их смешивания , воспитывать любовь и интерес к предмету.
Оборудование: для учителя –детские работы , методические таблицы , репродукции картин « Букет цветов , бабочка и птичка » Ф .Толстого , « Цветы и плоды » И . Хруцкого ;для учащихся – картон зелёного цвета , гуашь, кисти , палитра .
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2.Беседа по теме урока
Закончилось лето, и у вас о нём, наверное , осталось много впечатлений .
- Расскажите о своих наблюдениях за летней природой.Чем вам запомнилась летняя красота? (Яркими цветами , ослепительным солнцем , летним дождем и др.)
-Хорошо летом , весело , много разных интересных дел . Что в это время делает художник ?(любуется природой , делает зарисовки с натуры и др.)
Лето- самое удачное время для того , чтобы увидеть и нарисовать необыкновенный мир природы . Посмотрите на рисунки ребят : какие они яркие и разные !
-А чем вы любите рисовать ?
В этой четверти мы узнаем , чем и как работают художники .
-Какие краски вы приготовили сегодня ? (ГУАШЬ )
-Что она может о себе рассказать? ( примерный ответ . Я не прозрачная краска . Слой меня , нанесённый на бумагу , плотный , с матовой бархатной поверхностью. Если требуется высветление цвета , то добавляются белила . Бумага сквозь меня не должна просвечивать .Если нужно исправить не получившиеся места , то пишут поверх красочного слоя . Когда я высыхаю , то рисунок светлеет ).
-Вспомните основные цвета (красный , жёлтый , синий ).
- Представьте , что у вас есть стёклышки красного , синего и жёлтого цвета . Какого цвета мы увидим жёлтое солнышко через синее стекло ? Почему ? ( Зелёного. Если смешать жёлтый с синим , получится зелёный ).
-Каким поцвету будет красный мяч , если посмотреть на него через синее стёклышко ? Почему ? (Фиолетовым .При смешивании красного и синего цвета получится фиолетовый ) .
-Какого цвета станет жёлтый цветок , если посмотреть на него через красное стёклышко ? Почему ? (Оранжевого. Если смешать жёлтый с красным цветом , получится оранжевый .)
Каждый должен помнить это : В нем от солнышка кусочек .
В мире есть три главных цвета. Синий – звонкая река ,
Красный жжётся , как огонь, Что спешит издалека …
Говорит : Попробуй тронь! Время даром не теряй ,
Жёлтый – тёплый , как песочек , Ты их правильно смешай
И увидишь , что за это Голубой и изумрудный,
Ты получишь море цвета : Цвет лиловый и пурпурный…
Цвет оранжевый , зелёный , Все оттенки и окраски
Фиолетовый , бордовый, Самой лучшей в мире сказки !
- Художник тонко чувствует красоту буквально во всём и создает сказку на своих полотнах. Какой инструмент является главным помощником при работе с гуашью ? (КИСТОЧКА ). Если провести кистью по бумаге , то останется след , который художник называет мазком .
(Учитель показывает , как можно сделать разные мазки одной кистью .Если есть разные кисточки , то можно придумать более разнообразные мазки . Чем больше их в коллекции , тем интереснее будут работы . Учитель обращает внимание детей на таблицу с изображением различных кистей ).
Задания
1.Найдите плоскую тонкую кисть.
2.Найдите круглую толстую кисть.
-Из чего сделаны кисточки ?
Кисточки делают из волоса животных. Если нужна мягкая гибкая кисть , то для неё берут волос белки или колонка ,зверька , обитающего в России и Китае .Если требуется жёсткая кисть , то берут жёсткий волос коров или щетину . Чтобы получилась кисточка , волосы собирают в пучок. А ещё кисточки изготавливают из синтетических материалов .Давайте посмотрим , какой след оставляют каждая из этих кистей .( Учитель показывает мазки и рассказывает о применении каждого ).
Посмотрим , как художникам помогают мазки .
- Что самое красивое создала природа ? Чем мы можем любоваться на даче , в парке , в саду , на лугу и даже дома ?(ЦВЕТАМИ ).
Наш класс сегодня напоминает красивую клумбу . ( Класс украшен букетами , принесёнными 1 сентября ).Ребята , вы видите , как щедра земля , подарившая нам красоту , и как совершенна в своем изысканном великолепии волшебница – природа , создавшее такое чудо . У каждого цветка свое лицо и свой чудесный наряд .Природа не поскупилась , создав такую чудную гармонию цвета . Обратите внимание на созвучие слов цветы и цвета , на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков .
Приведите примеры такого созвучия (роза и розовый , сирень и сиреневый , василёк и васильковый и т.д .)
-Определите , какого цвета лепестки астр , гладиолусов .( Сине- зеленые , жёлто – оранжевые ,красно-коричневые ).
Окружающий мир полон цветового богатства. Давайте представим , что мы оказались на лугу , где растут цветы .
3.Физкультминутка
Говорит цветку цветок,
Подними свой лепесток.
Выйди на дорожку,
И потопай ножкой!
4.Творческая и практическая деятельность учащихся
Представьте себя бабочками , порхающими в небе . Пролетая над полянкой , вы увидели яркие разнообразные пятна . Спустившись ниже , вдруг поняли , что это … волшебные цветы . Вы не видите их стебли и можете любоваться только раскрытыми головками цветов.
Изобразите на зелёном картоне крупные и мелкие цветы .Желательно не срисовывать цветы , а проявить воображение и придумать свои . Предварительный рисунок карандашом делать не нужно . Рисуем сразу кистью . Чтобы работа получилась интереснее , используйте свои мазки . Ищите удачные цветосочетания , смешивая краски.
5.Итог урока
Выставка и анализ работ
Молодцы! Получились очень красивые цветочные полянки. А если все ваши работы повесить рядом друг с другом , то получится большой цветущий луг.
- Найдите рисунки с красивыми цветосочетаниями.
-Кто использовал в работе нужные мазки ?
Обобщение темы урока
-Что нового узнали сегодня на уроке ?
-Чему научились ?
Уборка рабочего места.