Беседа по произведению. Актуализация знаний. - Вот какая настоящая Жанна д, Арк, а теперь скажите, кому принадлежит это имя в рассказе И.А. Новикова? (Простой девушке Васюте) - Давайте вспомним всех героев рассказа. (Сам автор, от лица которого ведется повествование, Иннокентий Петрович, тетя Маша, бабушка, Алешка, Анисья, мальчик Ленька, брат Володя) Анализ 1 главы. - Откройте 1 главу и ответьте на вопрос: кто первым назвал героиню Жанной д, Арк, визионеркой? Словарная работа. Визионер – человек, который общается с духами. (Иннокентий Петрович) - По каким соображениям он ее так назвал? (Непонятно, но, может быть, стоит иметь в виду его жизненный опыт. Иногда она необычно себя вела) - Как отреагировали на это прозвание ребята? (Сначала они усмехнулись, удивились, а потом слово «визионерка» их на 2-3 дня испугало и насторожило) - А до этого прозвание, данное Иннокентием Петровичем, какое у Васюты было? (Василий Павлович) - Как вы думаете, почему они так ее называли? (Ее имя напоминает мужское имя Василий, а может быть, они наблюдали за ее поведением, и пришли к такому выводу) - Итак, в целом, о чем говорится в 1 главе, экспозиции рассказа? (О прозвании Васюты, как оно зародилось) Анализ 2 главы - Прочтем первое предложение 2 главы («Жанна д, Арк была сиротой, ей шел шестнадцатый год»). Автор ее уже называет Жанна д, Арк; прижилось это имя к ней. - Теперь пришло время поближе познакомиться с нашей героиней: кто она, как появилась в семье Иннокентия Петровича? (Они пришли вместе с бабушкой за 18 верст (приблизительно18 км) из деревни Аниконовой. Шли пешком. Вышли на заре, а к 10 часу утра они были в доме Иннокентия Петровича. Все дети вышли посмотреть на новую горничную) - Ребята, а как она вела себя сначала? (Скромно) - А спустя несколько часов и дней? Зачитайте по тексту. (Васюта очень громко рассмеялась, когда бабушка потянула родинку на шее тети Маши, а через два дня она «забегала по двору, всюду поспевая, ретивая, порывистая, звонкая») -Давайте начнем записывать черты характера Васюты, чтобы к концу урока у нас сложилось полное впечатление об этом человеке. Черты характера Васюты: 1) Веселая. 2) Трудолюбивая. - Но водились за ней странности. Какие? (Сонная пела песни, исчезала на целые сутки, в овраге над прудом плакала, усталая, измученная ездила на коне в село) - Значит, какая она? 3) Загадочная. - А как ко всему этому относился Иннокентий Петрович? (Не тревожил ее, любил ее) Анализ 3 главы -Давайте прочтем начало 3 главы. («Строго говоря, не один Иннокентий Петрович был так расположен к нашей милой Васюте, ее любили и все мы, но больше других брат мой Володька, о котором я уже говорил, и еще младший кучер Алешка.») - Кто такой кучер Алешка? Что вы о нем знаете? (Кучер Алешка любил Васюту. Он жестокий человек. Издевается над животными. Грубый и злой, мстительный человек.) - Что произошло на кухне, когда туда забежала Васюта, а там был Алешка? (Видимо, произошла какая-то ссора, и Васюта схватила горячее полено и ударила им по Алешке.) - Какой после этого случая предстала Васюта перед мальчишками-братьями? 4) Смелая. Анализ 4 главы - 4 глава начинается со строк «С тех пор Алешка стал мстить». Мы понимаем, что Васюта – сильная девушка, но была у нее одна слабость, о которой знал Алешка и пользовался ею, какая? (Васюта всех любила, но особенно маленького 4-х годовалого мальчика Леньку, сына кухарки Анисьи. Он был недоразвит: не умел хорошо говорить, ходить. Васюта учила его говорить слово «мама») Какие это черты ее характера? 5) Добрая. 6) Заботливая. 7) Любящая. - Как же мстил Алешка Васюте? (Мучил мальчика перед ней) - Глава заканчивается строкой: «А скоро надвинулась развязка». Работа по парам. Перед анализом развязки и концовки произведения вам такое задание: закройте тексты. У вас на партах лежат листочки с первыми предложениями глав, вам необходимо вместе с соседом по парте последовательно выстроить цепь событий произведения. Как всегда я вам говорю, что первое предложение в тексте, главе задает тон дальнейшему изложению событий. -Кто сможет произвести нам последовательность изложения текста по первым строчкам глав? (1. Первым из нас так назвал ее дядя мой, Иннокентий Петрович. 2. Жанна д, Арк была сирота, ей шел шестнадцатый год. 3. Строго говоря, не один Иннокентий Петрович был так расположен к нашей милой Васюте, ее любили все мы, но больше других брат мой Володя, о котором я уже говорил, и еще младший кучер Алешка. 4. С тех пор Алешка стал мстить. 5. Пора нашей вольницы летней подходила к концу.) Анализ 5 главы. - Прочитайте первое предложение 5 главы. («Пора нашей вольницы подходила к концу») Словарная работа. Вольница – вольная жизнь. - Откройте тексты и внимательно зачитаем следующий абзац. - О чем в нем говориться? (О последних, прощальных днях лета). -Почему автор описывает здесь природу? (Это взаимоотношение природы и человека очень органично). - И как всегда беда приходит внезапно: «В тот вечер сиделось особенно сладко», читаем мы. Тихая семейная обстановка. Все заняты своим делом. Тетя Маша играла на пианино, и вдруг взгляд автора упал на Васюту, и что он увидел? Зачтем строки со слов «И в ту же минуту…» - «Глаза лились», что значит эта метафора? (Боль, слезы, отражение костра) -Что же произошло? (Случился пожар в сарае) -Но все было бы ничего, если бы только люди не услышали крик «Мама!» - Чей это был голос? (Немого мальчика Леньки) - Как поступила Васюта? (Бросилась в пламя огня, как бабочка) «Тогда-то пришла настоящая минута Жанны д, Арк», - говорит автор. - Дважды выкрикнул Ленька слова «мама». Первый, может быть от страха. Но кому второй раз? (Васюте, нашедшей его) - Они погибли. Автор сообщает, что Алешкин след затерялся в Сибири, наверное, его никто не искал, это он поджег сарай. И заканчивается рассказ описанием природы, что каждая осень напоминает автору образ русской девушки Жанны д, Арк, погибшей в огне. - В чем сходство Васюты с французской революционеркой Жанной д, Арк? - Я как-то услышала интересное высказывание: «Люди не делятся на национальности, они делятся на хороших и плохих». Как нельзя лучше эти слова подходят к данному рассказу. Именно доброе и смелое сердце было у простой крестьянской девушки Васюты. -Вот такой была русская девушка: веселой, трудолюбивой, загадочной, доброй, любящей, заботливой и, конечно же, смелой. |