СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по рассказу И.А. Новикова "Жанна д`Арк"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по рассказу И.А. Новикова "Жанна д`Арк"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 7»





Разработка урока

по литературе родного края

(8 класс)





«Доброе и смелое сердце»

(по рассказу И.А. Новикова

«Жанна д, Арк»)







Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Миронюк Ольга Николаевна







г. Мценск

2016 г.

Разработка урока объяснения нового материала



Тема урока «Доброе и смелое сердце» (по рассказу И.А. Новикова «Жанна д, Арк»).

Класс 8.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

  1. Знакомство с жизнью и творчеством нашего земляка, писателя-публициста И.А. Новикова.

  2. Интерпретация рассказа И.А. Новикова «Жанна д, Арк».

  3. Анализ произведения.


Метапредметные:

  1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий.

  2. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование нормативных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия).

  3. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).

  4. Умение соотносить накопленные знания с новыми.

  5. Умение связывать знания различных областей науки, в частности литературы и истории.


Личностные:

  1. Поддержание устойчивого интереса к изучению творчества наших земляков (писателей, поэтов, публицистов и т.д.).

  2. Осознание эстетической, нравственной, моральной, духовной ценностей русской литературы.


Основные понятия урока: образ русской девушки.

Ресурсы: портрет писателя, тексты произведений, презентация о биографии И.А. Новикова, презентация о Жанне д, Арк, листочки с первыми предложениями текста, цветочки из бумаги.

Этап урока.

Основное содержание этапа.

Основные деятельности учащихся

1

Оргмомент.

- Приветствую вас на уроке по изучению литературы родного

края.

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.

2.

Целеполагание.

- Ребята, наш сегодняшний урок называется так: «Доброе и смелое сердце».

- Вы догадываетесь, о ком пойдет сегодня речь? (О главной героине рассказа И.А. Новикова)

- Исходя из этого, что нам предстоит сегодня на уроке узнать? (О жизни и творчестве писателя, проанализировать его произведение)

Формулирование целей своей учебной деятельности.

3.

Мотивация. (создание проблемной ситуации)

- Ребята, Иван Алексеевич Новиков – наш земляк. А что вы знаете об этом человеке?

- Действительно, на нашей Мценской земле увековечена память этого писателя. В честь него названа одна из улиц нашего города, которая тянется вдоль реки Зуши, его имя носит библиотека в центре нашего города, что располагается возле парка культуры и отдыха, на здании 3-ей школы есть мемориальная табличка с его изображением и надписью, что в этом здании учился И.А. Новиков.

- Так кто же этот земляк, прославивший нашу малую родину?

Анализ ситуации.

4.

Объяснение нового материала.

- Прослушайте сведения о жизни творчестве писателя, а потом ответите на вопрос о том, что вы запомнили.

Слово о писателе. Презентация.

Мальчик Иван родился 13 января 1877 года в деревне Ильково Мценского уезда Орловской губернии в семье вольноотпущенных крестьян Алексея Петровича и Анны Васильевны. Большая семья Новиковых жила трудовой крестьянской жизнью, но при этом очень увлекалась поэзией и наукой. Несмотря на скудные средства, в их доме было много книг – их привозили старшие братья-студенты. Долгими зимними вечерами собирались и стар и млад у огонька и с упоением слушали, как кто-нибудь из домашних читал Пушкина, Лермонтова, Тургенева. Вот такое сочетание любви к земле и книгам не могло не оказать влияния на дальнейшую жизнь Ивана Алексеевича.

Окончив Мценское городское училище, которое располагалось в здании, где сейчас находится школа № 3 нашего города, Новиков поступил в Московскую земледельческую школу, где кроме специальных предметов преподавали и историю, и литературу. С этого момента можно считать зарождение его как писателя.

В дальнейшем литературном творчестве большую популярность получили его романы «Пушкин в Михайловском» и «Пушкин на юге».

Расскажу об интересном факте. В канун 106-й годовщины со дня смерти поэта (в 1943 г. в разгар Великой Отечественной войны) Иван Алексеевич задался целью собрать средства на постройку самолёта, который хотел назвать «Александр Пушкин». Для реализации своего плана писатель организовывал вечера, на которых читал главы из своей новой книги о Пушкине. Благодаря поклонникам сумма в 100 тысяч рублей была собрана, Новиков направил просьбу в Москву: «Пусть боевой самолёт, носящий гордое имя «Александр Пушкин», примет участие в освобождении от ненавистного врага нашей родной земли».
Позже Новиков получил телеграмму от директора завода: «Самолет готов. Надпись „Александр Пушкин“ сделана». И летчик Горохов на этом самолете сбил 9 вражеских.
За свою жизнь писатель-публицист И.А. Новиков написал много интересных произведений, достаточно назвать такие как «Калина в палисаднике», «Хитрое утро», «Душка» и другие.

1 ученик рассказывает биографию, остальные запоминают, с последующей проверкой знаний.

5.

Первичное закрепление материала.

- Итак, что вы запомнили из биографии И.А. Новикова?

Фронтальный опрос.

6.


Дополнительные сведения.

- Ребята, дома вы прочитали рассказ Ивана Алексеевича «Жанна д, Арк». Необычно название произведения, а вы знаете, кто же такая на самом деле эта Жанна д, Арк? Сейчас нам расскажут о ней.

Выступление ученика с докладом. Презентация.

- Жанна д, Арк – это национальная героиня Франции эпохи Столетней войны. По описанию современников, это была высокая, сильная и выносливая крестьянская девушка. На ее родную деревню не раз нападали враги (англичане). Впечатлительной религиозной девушке казалось, что она слышит голоса святых, побуждающих ее к военному подвигу. Для борьбы ремесленники выковали Жанне рыцарские доспехи и сшили походную форму. Она наравне с мужчинами сражалась в самых жарких схватках. Необычный успех и слава Жанны вызывали зависть у знатных феодалов. Они предпринимали попытки заточения ее в тюрьму и сделали это. Чтобы оклеветать Жанну в глазах народа, англичане решили приписать победы героини вмешательству дьявола; ей предъявили страшное в то время обвинение в колдовстве. Отважную девушку приговорили к смерти, и в мае 1431 года Жанна д, Арк была сожжена на костре. Спустя четверть века ее признали невиновной в колдовстве. В 20 веке римский папа причислил Жанну д, Арк к лику святых.

1 ученик рассказывает, остальные запоминают. Метод сравнения.

7.

Беседа по произведению. Актуализация знаний.

- Вот какая настоящая Жанна д, Арк, а теперь скажите, кому принадлежит это имя в рассказе И.А. Новикова? (Простой девушке Васюте)

- Давайте вспомним всех героев рассказа. (Сам автор, от лица которого ведется повествование, Иннокентий Петрович, тетя Маша, бабушка, Алешка, Анисья, мальчик Ленька, брат Володя)

Анализ 1 главы.

- Откройте 1 главу и ответьте на вопрос: кто первым назвал героиню Жанной д, Арк, визионеркой?

Словарная работа. Визионер – человек, который общается с духами. (Иннокентий Петрович)

- По каким соображениям он ее так назвал? (Непонятно, но, может быть, стоит иметь в виду его жизненный опыт. Иногда она необычно себя вела)

- Как отреагировали на это прозвание ребята? (Сначала они усмехнулись, удивились, а потом слово «визионерка» их на 2-3 дня испугало и насторожило)

- А до этого прозвание, данное Иннокентием Петровичем, какое у Васюты было? (Василий Павлович)

- Как вы думаете, почему они так ее называли? (Ее имя напоминает мужское имя Василий, а может быть, они наблюдали за ее поведением, и пришли к такому выводу)

- Итак, в целом, о чем говорится в 1 главе, экспозиции рассказа? (О прозвании Васюты, как оно зародилось)

Анализ 2 главы

- Прочтем первое предложение 2 главы («Жанна д, Арк была сиротой, ей шел шестнадцатый год»). Автор ее уже называет Жанна д, Арк; прижилось это имя к ней.

- Теперь пришло время поближе познакомиться с нашей героиней: кто она, как появилась в семье Иннокентия Петровича? (Они пришли вместе с бабушкой за 18 верст (приблизительно18 км) из деревни Аниконовой. Шли пешком. Вышли на заре, а к 10 часу утра они были в доме Иннокентия Петровича. Все дети вышли посмотреть на новую горничную)

- Ребята, а как она вела себя сначала? (Скромно)

- А спустя несколько часов и дней? Зачитайте по тексту. (Васюта очень громко рассмеялась, когда бабушка потянула родинку на шее тети Маши, а через два дня она «забегала по двору, всюду поспевая, ретивая, порывистая, звонкая»)

-Давайте начнем записывать черты характера Васюты, чтобы к концу урока у нас сложилось полное впечатление об этом человеке.

Черты характера Васюты:

1) Веселая.

2) Трудолюбивая.

- Но водились за ней странности. Какие? (Сонная пела песни, исчезала на целые сутки, в овраге над прудом плакала, усталая, измученная ездила на коне в село)

- Значит, какая она?

3) Загадочная.

- А как ко всему этому относился Иннокентий Петрович? (Не тревожил ее, любил ее)

Анализ 3 главы

-Давайте прочтем начало 3 главы. («Строго говоря, не один Иннокентий Петрович был так расположен к нашей милой Васюте, ее любили и все мы, но больше других брат мой Володька, о котором я уже говорил, и еще младший кучер Алешка.»)

- Кто такой кучер Алешка? Что вы о нем знаете? (Кучер Алешка любил Васюту. Он жестокий человек. Издевается над животными. Грубый и злой, мстительный человек.)

- Что произошло на кухне, когда туда забежала Васюта, а там был Алешка? (Видимо, произошла какая-то ссора, и Васюта схватила горячее полено и ударила им по Алешке.)

- Какой после этого случая предстала Васюта перед мальчишками-братьями?

4) Смелая.

Анализ 4 главы

- 4 глава начинается со строк «С тех пор Алешка стал мстить». Мы понимаем, что Васюта – сильная девушка, но была у нее одна слабость, о которой знал Алешка и пользовался ею, какая? (Васюта всех любила, но особенно маленького 4-х годовалого мальчика Леньку, сына кухарки Анисьи. Он был недоразвит: не умел хорошо говорить, ходить. Васюта учила его говорить слово «мама») Какие это черты ее характера?

5) Добрая.

6) Заботливая.

7) Любящая.

- Как же мстил Алешка Васюте? (Мучил мальчика перед ней)

- Глава заканчивается строкой: «А скоро надвинулась развязка».

Работа по парам.

Перед анализом развязки и концовки произведения вам такое задание: закройте тексты. У вас на партах лежат листочки с первыми предложениями глав, вам необходимо вместе с соседом по парте последовательно выстроить цепь событий произведения. Как всегда я вам говорю, что первое предложение в тексте, главе задает тон дальнейшему изложению событий.

-Кто сможет произвести нам последовательность изложения текста по первым строчкам глав? (1. Первым из нас так назвал ее дядя мой, Иннокентий Петрович. 2. Жанна д, Арк была сирота, ей шел шестнадцатый год. 3. Строго говоря, не один Иннокентий Петрович был так расположен к нашей милой Васюте, ее любили все мы, но больше других брат мой Володя, о котором я уже говорил, и еще младший кучер Алешка. 4. С тех пор Алешка стал мстить. 5. Пора нашей вольницы летней подходила к концу.)

Анализ 5 главы.

- Прочитайте первое предложение 5 главы. («Пора нашей вольницы подходила к концу»)

Словарная работа. Вольница – вольная жизнь.

- Откройте тексты и внимательно зачитаем следующий абзац.

- О чем в нем говориться? (О последних, прощальных днях лета).

-Почему автор описывает здесь природу? (Это взаимоотношение природы и человека очень органично).

- И как всегда беда приходит внезапно: «В тот вечер сиделось особенно сладко», читаем мы. Тихая семейная обстановка. Все заняты своим делом. Тетя Маша играла на пианино, и вдруг взгляд автора упал на Васюту, и что он увидел? Зачтем строки со слов «И в ту же минуту…»

- «Глаза лились», что значит эта метафора? (Боль, слезы, отражение костра)

-Что же произошло? (Случился пожар в сарае)

-Но все было бы ничего, если бы только люди не услышали крик «Мама!»

- Чей это был голос? (Немого мальчика Леньки)

- Как поступила Васюта? (Бросилась в пламя огня, как бабочка) «Тогда-то пришла настоящая минута Жанны д, Арк», - говорит автор.

- Дважды выкрикнул Ленька слова «мама». Первый, может быть от страха. Но кому второй раз? (Васюте, нашедшей его)

- Они погибли. Автор сообщает, что Алешкин след затерялся в Сибири, наверное, его никто не искал, это он поджег сарай. И заканчивается рассказ описанием природы, что каждая осень напоминает автору образ русской девушки Жанны д, Арк, погибшей в огне.

- В чем сходство Васюты с французской революционеркой Жанной д, Арк?

- Я как-то услышала интересное высказывание: «Люди не делятся на национальности, они делятся на хороших и плохих». Как нельзя лучше эти слова подходят к данному рассказу. Именно доброе и смелое сердце было у простой крестьянской девушки Васюты.

-Вот такой была русская девушка: веселой, трудолюбивой, загадочной, доброй, любящей, заботливой и, конечно же, смелой.

Анализ произведения, умозаключения, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения.



































































Выстраивание логической цепочки.

8.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, ребята, на этом знакомство с образом русской девушки в рассказе И.А. Новикова заканчивается. Многие из вас активно работали. Надеюсь, что это произведение нашего земляка вам понравилось. А свои чувства, пожалуйста, выразите в цветных цветочках. Если понравилось, то выберите светлый цветок, если нет - темный и прикрепите их под портретом писателя

- Вот такой букет мы дарим Ивану Алексеевичу в благодарность за то, что он поделился с нами своими мыслями и рассказал о столь прекрасной, отважной русской девушке Васюте.

-Вспомните цели, которые мы ставили перед собой на уроке. Мы их достигли? Что запомнилось больше всего?

Эмоциональная оценка знакомства с произведением.

9.

Задание на дом.

-Вспомнить, в каких еще произведениях русских писателей и поэтов раскрываются образы отважных людей.


10.

Оценки за урок.

-Каждый, оцените свою работу за урок. Нарисуйте в тетрадь смайлики:  - ничего не понятно, «обычный» – что-то было не понятно,  – мне все понятно.

-Всем спасибо за урок! Приятного и познавательного чтения!















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!