Цель урока: Общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями. Задачи: Образовательная – познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями, рассмотреть классификацию, состав, свойства и номенклатуру оснований. Развивающая – развивать у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости. Воспитательная – воспитывать активную жизненную позицию у учащихся; умение самостоятельно принимать те или иные решения. Тип урока: Изложение нового материала. Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Учебно-наглядные пособия и оборудование: растворы (NaOH, Ca(OH)2 в виде «Известковой воды»), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы. Таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде, дидактические карточки, штатив, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель, палочки, проектор, ноутбук. План урока: Организационный момент (1 мин) Актуализация знаний (5 мин) Изучение нового материала (20-24 мин) Состав, названия и классификация; понятие о качественных реакциях (демонстрационные эксперименты); Свойства оснований. Закрепление материала (5-7 мин) Выводы по уроку (1 мин) Задание на дом (1 мин) Рефлексия (1 мин) Ход урока I. Организационный этап (1 мин) - Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто отсутствует? Сегодня мы приступим к новой теме, которая называется «Основания». Вы познакомитесь с составом оснований, их названиями, классификацией, способами получения и их свойствами. Откроем страницу 93. II Этап актуализация знаний и навыков учащихся (5 мин) а) Индивидуальная работа у доски К доске приглашаются двое учащихся из класса для выполнения задания. Пока они выполняют учитель проводит фронтальный опрос класса. Задание: Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках и разбейте их на оксиды металлы и неметаллы: N2O5, CaO,BaO,ZnO,P2O5, Al2O3,SO2,CO2. б) Фронтальный опрос класса: 1. Дать определение оксидам 2. Проверка домашнего задания (упр. 3 стр.92) в) Индивидуальная работа по карточкам Слабым учащимся предлагается выполнить задания по дидактическим карточкам. III. Изучение нового материала (20-24 мин) С основаниями вы впервые встретились при изучении взаимодействия воды с активными металлами, с оксидами активных металлов, и выяснили, что в состав оснований входит одновалентная группа OH (гидроксогруппа). NaOH – гидроксид натрия Ca(OH)2 – гидроксид кальция Следовательно, основаниям можно дать такое определение: Основаниями называют сложные вещества в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими группами атомов – OH. Чтобы составить химические формулы оснований, необходимо руководствоваться свойствам валентности: NaOH, Ba(OH)2, CuOH(I), Cu(OH)2,Fe(OH)3(III) Men+ (OH) n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления. Классификация оснований: Основания Растворимые (Щелочи) IA,IIAгр. Нерастворимые Начиная с Ca. Ca(OH)2,Fe(OH)3 NaOH,LiOH,KOH,RbOH и т.д. Учитель дает задания по определению растворимости оснований: Mg(OH)2,Al(OH)3, Ba(OH)2,Cu(OH)2. Обратим внимание на таблицу растворимости! Физические свойства: Большинство оснований – твердые вещества с различной растворимостью в воде. Химические свойства: Растворимые и нерастворимые основания имеют общее свойство: они реагируют с кислотами с образованием соли и воды. Чтобы опытным путем познакомиться с этими реакциями, надо знать, как в растворе обнаружить щелочь и кислоту. Индикатор – указатель цвета. Таблица 10. Стр. 96 Взаимодействуют с кислотами: опыт. Растворимые основания при умеренном нагревании не разлагаются. Взаимодействуют с кислотными оксидами: демонстрационный опыт. Качественная реакция на известковую воду с углекислым газом. Нерастворимые основания при нагревании разлагается: Опыт. Техника безопасность. Cu(OH)2 = t CuO + H2O IV. Закрепление материала Задание на соответствие Ответ: А – 5 Б - 4 В - 1 Г - 2 Д - 3 Назовите химические формулы растворимых оснований; Назовите химические формулы нерастворимых оснований; Какими веществами называются основаниями? V. Выводы по уроку Выставление оценок за урок. VI. Домашнее задание Параграф 31 стр. 93-98. Упр. 1,4 письм. Упр. 2,3 устно. VII. Рефлексия Каждому учащемуся раздаются листочки таблицей для последующего заполнения |