Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание чередующихся гласных в корне слова
(Тема урока)
-
| ФИО (полностью) | Воронина Людмила Алексеевна |
-
| Место работы | МБОУ СОШ с. Воробьевка Хлевенского района Липецкой области |
-
| Должность | Учитель русского языка и литературы |
-
| Предмет | Русский язык |
-
| Класс | 5 |
-
| Тема и номер урока в теме | Правописание чередующихся гласных в корне слова (1) |
-
| Базовый учебник | В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова |
Цель урока: познакомить учащихся с чередованием гласных а - о в корне слова; формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы “ Буквы а - о в корнях с чередованием -лаг- , -лож-, -раст-, -ращ-, -рос- “; развивать у учащихся орфографическую зоркость; облегчить понимание новой информации и закрепить ее в долговременной памяти с помощью ЭОР;
9. Задачи:
- обучающие : повторить правописание орфограмм «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова»; повторить сведения о простом и сложном предложениях; формировать умение правильного выбора гласных а – о в корнях -лаг- — -лож-, -раст- (-ращ-) — -рос- ;
-развивающие: развивать умение находить слова с чередующимися гласными в тексте и предложении; развивать умение учеников логически мыслить, грамотно отвечать на вопросы, действовать по алгоритму правила, развивать зрительную, слуховую память на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв;
-воспитательные: воспитывать у учеников интерес к изучению русского языка с помощью ЭОР; воспитывать любовь к природе; интерес к окружающему миру; формировать чувство взаимопомощи и сплоченности;
формировать опыт презентации полученных результатов, оценки собственной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в минутах) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Самоопределение к деятельности (организационное начало). | | Организация положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. | Самоопределение к деятельности, активизация ранее изученного материала | 2 |
2 | Повторение ранее изученного материала. | | Проверка учителем объема и правильности знаний, их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике | Рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях | 3 |
2 | Постановка учебной задачи
| | Актуализация деятельности учащихся по поиску учебной проблемы, формулирование учебной проблемы | Восприятие информации, наблюдения, выводы, попытки сформулировать проблему | 2 |
3 | Актуализация опорных знаний | | Подготовка мышления детей: актуализация ЗУН, достаточных для используемых на уроке способов действий | Включение в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, контроль и оценку качества воспроизведения знаний. | 5 |
4 | Включение в систему знаний | Буквы о-а в корнях –лаг- - -лож- и -раст- - -рос-. И-тип | Действия с ЦОР: организация работы учащихся с целью включения новых знаний в систему ранее усвоенного материала. | Выполнение упражнений с учетом новых знаний | 7 |
5 | Физкультминутка. | 2 |
6 | Первичная проверка понимания | Правописание корней с чередующимися гласными П - тип | Действия с ЦОР: демонстрация способов выполнения заданий | Наблюдение за логикой решения проблемы, знакомство со способами и приемами выполнения заданий | 8 |
7 | Закрепление знаний и способов действий | Буквы о-а в корнях –лаг- - -лож- и -раст- - -рос-. К - тип | Действия с ЦОР: организация самостоятельной деятельности учащихся | Применение изученных способов при выполнении упражнений | 8 |
8 | Контроль и самопроверка знаний | Буквы о-а в корнях –лаг- - -лож- и -раст- - -рос-. К - тип | Действия с ЦОР: организация самостоятельной деятельности учащихся | Формирование опыта презентации полученных результатов | 3 |
9 | Итоги урока | | Подведение итогов, обобщение изученного материала, фронтальный опрос | Формулирование выводов, ответов на вопросы учителя | 2 |
10 | Рефлексия деятельности | | Организация самооценки деятельности учащихся на уроке. | Самооценка деятельности на уроке | 1 |
11 | Домашнее задание | | Инструктаж по выполнению упражнений | Фиксирование рекомендаций учителя | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Правописание чередующихся гласных в корне слова
(Тема урока)
План урока
Организационный момент.
Повторение ранее изученного материала. Орфографическая разминка.
Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
Усвоение новых знаний и способов действий
Физкультминутка
Первичная проверка понимания
Закрепление знаний и способов действий
Контроль и самопроверка знаний
Итоги урока
Рефлексивная часть
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих. Готовность к уроку.
II. Повторение ранее изученного материала
1.Орфографическая разминка (индивидуальные карточки)
2.Игра «Крестики-нолики»
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_1.png)
(интерактивная доска)
Цель: воспроизвести и систематизировать ранее изученный материал: орфограммы «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова». (Используя принцип игры «Крестики-нолики», повышать интерес к учебному процессу)
Задание: вспомнить правило «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова». Обозначьте в игровом поле:
Х – проверяемые гласные в корне;
О – непроверяемые гласные в корне.
издалека | багряный | беседа | | Х | О | О |
делегат | вблизи | фонарь | О | Х | О |
метель | ватага | гористый | О | О | Х |
Вывод: безударные гласные могут проверяться ударением (далекий – даль), то есть мы подбираем родственное слово, чтобы безударный гласный оказался под ударением. А есть непроверяемые гласные. Написание слов с непроверяемыми гласными нужно запомнить.
Задание: вспомнить правило «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова». Обозначьте в игровом поле:
Х – непроизносимые согласные в корне;
О – удвоенные согласные в корне
коллектив | местный | территория | | О | Х | О |
орфограмма | страстный | аккуратный | О | Х | О |
искусство | грустный | грамматика | О | Х | О |
Вывод: чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными, необходимо подобрать родственное слово, в котором согласный произносится четко. Слова с двойными согласными надо запомнить, а при сомнении в написании воспользоваться орфографическим словарем.
III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
– На прошлом уроке мы с вами говорили, какие чередования гласных и согласных происходят в корне слова. Сегодня мы с вами изучим новую тему, для этого обратимся к материалу для наблюдений.
Даны слова. Распределите их в два столбика (на карточках, на доске)
(Предложить, изложить, предлагать, расти, расположить, росли, излагать, располагать, выращенный)
Изложить – излагать;
расположить – располагать;
предложить – предлагать;
росли – расти, выращенный
– Почему вы распределили слова таким образом? Какие это слова? (Однокоренные).
– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).
– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных а – о).
– Наша цель - узнать, когда в корнях с чередованием пишется а, а когда о. Записываем тему урока в тетрадях.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Метод: объяснительно – иллюстративный
Работа с ЭОР (сцена 1) (http://fcior.edu.ru/card/12999/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-i.html)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_2.png)
– Ребята, посмотрите на таблицу. Постарайтесь объяснить, в каких случаях пишется гласная а в корне -лаг- – -лож-, а в каком случае пишется гласная о? (Гласная а пишется перед г, в корне -лаг-, гласная о пишется перед ж)
Вывод: корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: о в корне -лож- изложить и а в корне -лаг- предлагать.
– Есть ли слова исключения? (Исключение: полог (ЛЗ) – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель, а также (устар.) вообще занавеска.)
– Посмотрите на корни -раст- (-ращ-) – -рос- и сделайте вывод ( сцена 2)
(Перед ст, щ пишется гласная а, а перед с – о)
ЭОР (сцена 2) http://fcior.edu.ru/card/12999/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-i.html)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_3.png)
Вывод: корни -рос- – -раст- (-ращ-) – это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется а (расти, выращивать), а если этих букв нет, в корне пишется о: росли. Исключение: росток, отрасль – 1) ветвь растения (уст.); 2) потомок, потомство (перенос.); 3) отдельная область науки, деятельности, производства.
– Какие еще есть слова исключения? Ростов, Ростислав, ростовщик (тот, кто дает деньги в долг).
V. Физкультминутка
Цель: уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизация внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала
VI. Первичная проверка понимания
– Теперь закрепим полученные знания на практике.
Выполните на оценку задание. Проверьте результат своей работы, нажав на кнопку «Ответить».
1) по группам
(Сцены 1 и 2) ЭОР http://fcior.edu.ru/card/7290/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-p2.html
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_4.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_5.png)
Закрепление знаний и способов действий
ЭОР (Сцена 3) http://fcior.edu.ru/card/7290/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-p2.html (коллективное выполнение)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_6.png)
Объяснительный диктант ЭОР (сцена 4)http://fcior.edu.ru/card/7290/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-p2.html
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_7.png)
Цель: формировать у учащихся умение правильно и грамотно действовать по алгоритму правила; графически выделять чередующиеся гласные а– о в корне -лож- – -лаг-, -раст-
(-ращ-) – -рос-.
Задание: правильно запишите слова, рассуждая так: «Пишу букву о, потому что перед ж; пишу букву а, потому что перед г». «В слове росли пишу букву о, так как в корне -рос- нет буквы т или щ; в слове расти пишу букву а, так как в корне -раст- есть буква т; в слове выращенный пишу букву а, так как в корне -ращ- есть буква щ».
Вывод: в корнях -лаг-, -лож-, чередуются буквы а–о. Перед ж пишется о, а перед г пишется а. Исключение слово полог. В корнях -раст-, (-ращ-) перед ст, щ пишется буква а, в корне -рос- перед с пишется буква о. Исключение: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик
VIII. Контроль и самопроверка знаний
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_8.png)
1)ЭОР (сцена 3)http://fcior.edu.ru/card/7297/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-k.html)
Цель: закрепить умение учеников в выборе гласных а–о в корнях -лож- (-лаг-),-раст-(-ращ-) – -рос-; формировать у учащихся умение правильно и грамотно действовать по алгоритму правила; закрепить знания постановки знаков препинания и графическое обозначение грамматических основ в предложении.
Задание: записать предложения, объяснить выбор гласных а–о в корнях -лож-(-лаг-), -раст- (-ращ-) – -рос-. Объяснить постановку знаков препинания, выделить грамматические основы предложений.
Вывод: корни -лаг-, -лож- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. В корне -лож- перед ж пишется о, а корне -лаг- перед г пишется а. В слове растение пишу букву а, так как в корне –раст -есть буква т.
2) Распределительный диктант
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_9.png)
ЭОР (Сцена 2) http://fcior.edu.ru/card/7297/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-k.html)
Цель: закрепить умение учащихся действовать по алгоритму правила, развивать зрительную и слуховую память (на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв)
Вывод: при выборе гласной а – о в корнях с чередованием нужно не только действовать по алгоритму правила, но и знать слова - исключения, чтобы не допустить ошибки в написании слова.
3) Работа с сигнальными ракетами (устно)
Цель: закрепить навыки выбора гласной а–о в корнях -лаг-, -лож-, -раст- (-ращ-),-рос-.
Задание: слушая слова с чередованием гласных а–о в корнях -лаг-, -лож-, -раст- (-ращ), -рос-, поднимать карточку, на которой написана гласная, соответствующая написанию данного слова. Если кто ошибется в выборе карточки, рассказывает правило.
Предположение, возложить, располагать, растение, Ростислав, прилагать, растительность, росток, изложить, выращенный, прилагательное, ростовщик, положить, полог, отрасль.
Вывод: чтобы не ошибиться в выборе гласной в корнях с чередованием, нужно знать слова- исключения и действовать по алгоритму правила.
4) Творческая работа (фоновая заставка, мелодия, фотография природы)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/7/a/f7a7073d5d1ad053816b9d7b09b78080b3ec4cac/Itogovaya-rabota_0_10.png)
Цель: закрепить знания учащихся о тексте, умения определять последовательность предложений, восстанавливать текст на основе теоретического материала. (Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств).
Задание: восстановить художественный текст. (Предложения записаны на бумаге разного цвета). Вписать в них слова из справочного материала и собрать текст из «рассыпанных» предложений. (Сначала восстановить текст, а потом подобрать из справочного материала подходящие по смыслу слова с изучаемой орфограммой). Расставить знаки препинания.
Текст
3. Тропинка почти … и мы с трудом угадывали дорогу.
5. На ней уютно … лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.
4. Вот знакомый, …. осокой лес. Дальше находился широкий овраг а направо раскинулась чудесная поляна.
1. Друг отца … отдохнуть на природе и мы отправились в лес.
2. В лесу был прекрасный воздух и разнообразная растительность.
Справочный материал: зар..сла, предл..жил, зар..стающий, распол..жилась, р..стительность.
– Прочитайте восстановленный текст.
Текст
Друг отца предложил отдохнуть на природе, и мы отправились в лес. В лесу был прекрасный воздух и разнообразная растительность. Тропинка почти заросла, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, зарастающий осокой лес. Дальше находился широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна. На ней уютно расположилась лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.
Вывод: Восстанавливая текст, подбирая слова из справочного материала, подыскивая точные выражение, учащиеся тем самым обогащают свою речь.
IX. Итоги урока
– Итак. Сегодня мы с вами познакомились с правописанием чередующихся гласных а – о в корнях -лаг- – -лож-, -рос- – - раст- (-ращ-).Когда пишем букву а, а когда о в корнях -лаг-, -лож-?
– Есть ли слова, написание которых мы запоминаем? (полог)
– Когда пишем букву а, а когда о в корнях –раст- (-ращ-), -рос-?
– Есть ли слова-исключения? (Да. Росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов, подросток)
X. Рефлексивная часть
Учащимся предлагается закончить фразы:
Сегодня на уроке я…
Я узнал, что…
Я не совсем понял…
XI. Домашнее задание: параграф 51 выучить, стр. 72-73, упражнение 596 стр.194;599 стр.195
Выставление оценок в дневник
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ФЦИОР | И - тип | иллюстрация | http://fcior.edu.ru/card/12999/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-i.html |
2 | ФЦИОР | П - тип | тест | http://fcior.edu.ru/card/7290/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-p2.html |
3 | ФЦИОР | К - тип | тест | http://fcior.edu.ru/card/7297/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-k.html |