СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание чередующихся гласных в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая работа по окончании курсов повышения квалификации в НОУ ДПО "Институт информационных технологий АйТи" по программе "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе"

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа»


Приложение 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание чередующихся гласных в корне слова

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Воронина Людмила Алексеевна

Место работы

МБОУ СОШ с. Воробьевка Хлевенского района Липецкой области

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Правописание чередующихся гласных в корне слова (1)


Базовый учебник

В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова


  1. Цель урока: познакомить учащихся с чередованием гласных а - о в корне слова; формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы “ Буквы а - о в корнях с чередованием -лаг- , -лож-, -раст-, -ращ-, -рос- “; развивать у учащихся орфографическую зоркость; облегчить понимание новой информации и закрепить ее в долговременной памяти с помощью ЭОР;

9. Задачи:

- обучающие : повторить правописание орфограмм «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова»; повторить сведения о простом и сложном предложениях; формировать умение правильного выбора гласных а – о в корнях -лаг- — -лож-, -раст- (-ращ-) — -рос- ;

-развивающие: развивать умение находить слова с чередующимися гласными в тексте и предложении; развивать умение учеников логически мыслить, грамотно отвечать на вопросы, действовать по алгоритму правила, развивать зрительную, слуховую память на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв;

-воспитательные: воспитывать у учеников интерес к изучению русского языка с помощью ЭОР; воспитывать любовь к природе; интерес к окружающему миру; формировать чувство взаимопомощи и сплоченности;

формировать опыт презентации полученных результатов, оценки собственной деятельности.

  1. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в минутах)


1

2

3

4

5

6

1

Самоопределение к деятельности (организационное начало).



Организация положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.

Самоопределение к деятельности, активизация ранее изученного материала


2

2

Повторение ранее изученного материала.


Проверка учителем объема и правильности знаний, их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике

Рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях

3

2

Постановка учебной задачи





Актуализация

деятельности учащихся по поиску учебной проблемы, формулирование учебной проблемы

Восприятие информации, наблюдения, выводы, попытки сформулировать проблему

2

3

Актуализация опорных знаний


Подготовка мышления детей: актуализация ЗУН, достаточных для используемых на уроке способов действий


Включение в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, контроль и оценку качества воспроизведения знаний.

5

4

Включение в систему знаний

Буквы о-а в корнях –лаг- - -лож- и -раст- - -рос-.

И-тип

Действия с ЦОР: организация работы учащихся с целью включения новых знаний в систему ранее усвоенного материала.

Выполнение упражнений с учетом новых знаний

7

5

Физкультминутка.

2

6

Первичная проверка понимания

Правописание корней с чередующимися гласными

П - тип

Действия с ЦОР: демонстрация способов выполнения заданий

Наблюдение за логикой решения проблемы, знакомство со способами и приемами выполнения заданий

8

7

Закрепление знаний и способов действий

Буквы о-а в корнях –лаг- - -лож- и -раст- - -рос-.

К - тип

Действия с ЦОР: организация самостоятельной деятельности учащихся

Применение изученных способов при выполнении упражнений

8

8

Контроль и самопроверка знаний

Буквы о-а в корнях –лаг- - -лож- и -раст- - -рос-.

К - тип

Действия с ЦОР: организация самостоятельной деятельности учащихся

Формирование опыта презентации полученных результатов

3

9

Итоги урока


Подведение итогов, обобщение изученного материала, фронтальный опрос

Формулирование выводов, ответов на вопросы учителя

2

10

Рефлексия деятельности


Организация самооценки деятельности учащихся на уроке.

Самооценка деятельности на уроке

1

11

Домашнее задание


Инструктаж по выполнению упражнений

Фиксирование рекомендаций учителя

2


Приложение к плану-конспекту урока

Правописание чередующихся гласных в корне слова

(Тема урока)

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученного материала. Орфографическая разминка.

  3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

  4. Усвоение новых знаний и способов действий

  5. Физкультминутка

  6. Первичная проверка понимания

  7. Закрепление знаний и способов действий

  8. Контроль и самопроверка знаний

  9. Итоги урока

  10. Рефлексивная часть

  11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Готовность к уроку.

II. Повторение ранее изученного материала

1.Орфографическая разминка  (индивидуальные карточки)

2.Игра «Крестики-нолики»

(интерактивная доска)

 Цель: воспроизвести и систематизировать ранее изученный материал: орфограммы «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова». (Используя принцип игры «Крестики-нолики», повышать интерес к учебному процессу)

Задание: вспомнить правило «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова». Обозначьте в игровом поле:

Х – проверяемые гласные в корне;
О – непроверяемые гласные в корне.

издалека

багряный

беседа

 

Х

О

О

делегат

вблизи

фонарь

О

Х

О

метель

ватага

гористый

О

О

Х

Вывод: безударные гласные могут проверяться ударением (далекий – даль),  то есть мы подбираем родственное  слово, чтобы безударный гласный оказался под ударением. А есть непроверяемые гласные. Написание слов с непроверяемыми гласными нужно запомнить.

Задание: вспомнить правило  «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова». Обозначьте в игровом поле:

Х – непроизносимые согласные в корне;
О – удвоенные согласные в корне

коллектив

местный

территория

 

О

Х

О

орфограмма

страстный

аккуратный

О

Х

О

искусство

грустный

грамматика

О

Х

О

Вывод: чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными, необходимо подобрать родственное слово, в котором согласный произносится четко. Слова с двойными согласными надо запомнить, а при сомнении в написании воспользоваться орфографическим словарем.

III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

– На прошлом уроке мы с вами говорили, какие чередования гласных и согласных происходят в корне слова. Сегодня мы с вами  изучим новую тему,  для этого обратимся к материалу для наблюдений.
Даны слова. Распределите их в два столбика (на карточках, на доске)

(Предложить, изложить, предлагать, расти,  расположить,  росли, излагать, располагать, выращенный)

Изложить –  излагать;
 расположить – располагать;
предложить –  предлагать;
росли –  расти, выращенный

– Почему вы распределили слова таким образом? Какие это слова? (Однокоренные).
– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).
– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных а – о).
– Наша цель - узнать, когда в корнях с чередованием  пишется а, а когда о. Записываем тему урока в тетрадях.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Методобъяснительно – иллюстративный

Работа с ЭОР (сцена 1) (http://fcior.edu.ru/card/12999/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-i.html)

– Ребята, посмотрите на таблицу. Постарайтесь объяснить, в каких случаях пишется гласная а в корне -лаг- – -лож-, а в каком случае пишется  гласная о? (Гласная  а пишется перед гв корне -лаг-, гласная о пишется перед ж)

Вывод: корни  -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: о в корне -лож- изложить  и а в корне -лаг- предлагать. 
– Есть ли  слова исключения? (Исключение: полог (ЛЗ) – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель, а также (устар.) вообще занавеска.)
– Посмотрите на корни -раст- (-ращ-) – -рос- и сделайте вывод ( сцена 2)

(Перед ст, щ пишется гласная а, а перед с – о
ЭОР (сцена 2) http://fcior.edu.ru/card/12999/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-i.html)




Вывод: корни -рос- – -раст- (-ращ-) – это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется а (расти, выращивать), а если этих букв нет, в корне пишется о: росли. Исключение: росток, отрасль – 1) ветвь растения (уст.); 2) потомок, потомство (перенос.); 3) отдельная область науки, деятельности, производства. 
– Какие еще есть слова  исключения? Ростов, Ростислав, ростовщик (тот, кто дает деньги в долг).
V. Физкультминутка

Цель: уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизация внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала

VI. Первичная проверка понимания

– Теперь закрепим полученные  знания на практике.

Выполните на оценку задание. Проверьте результат своей работы, нажав на кнопку «Ответить».

1) по группам

(Сцены 1 и 2) ЭОР http://fcior.edu.ru/card/7290/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-p2.html


  1. Закрепление знаний и способов действий

  1. ЭОР (Сцена 3) http://fcior.edu.ru/card/7290/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-p2.html (коллективное выполнение)

  1. Объяснительный диктант ЭОР (сцена 4)http://fcior.edu.ru/card/7290/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-p2.html


Цель: формировать у учащихся умение правильно и грамотно действовать по алгоритму правила; графически выделять чередующиеся гласные а– о в корне -лож- – -лаг-, -раст-

(-ращ-) –  -рос-.

Задание: правильно запишите слова, рассуждая так: «Пишу букву о, потому что перед ж; пишу букву а, потому что перед г». «В слове росли пишу букву о, так как в корне -рос- нет буквы т или щ; в слове расти пишу букву а, так как в корне  -раст- есть буква т; в слове выращенный пишу букву а, так как в корне -ращ- есть буква щ».

Вывод: в корнях -лаг-, -лож-, чередуются буквы а–о. Перед ж пишется о, а перед г пишется а. Исключение слово полог.  В корнях -раст-, (-ращ-)  перед ст, щ пишется буква а, в корне -рос- перед с пишется буква о. Исключение: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик

VIII. Контроль и самопроверка знаний

1)ЭОР (сцена 3)http://fcior.edu.ru/card/7297/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-k.html)

Цель:  закрепить умение учеников в выборе  гласных а–о в корнях -лож- (-лаг-),-раст-(-ращ-) –  -рос-; формировать у учащихся умение правильно и грамотно действовать по алгоритму правила; закрепить знания постановки  знаков препинания и графическое обозначение грамматических основ в предложении.

Задание: записать предложения,  объяснить выбор гласных а–о в корнях -лож-(-лаг-), -раст- (-ращ-) – -рос-. Объяснить постановку знаков препинания, выделить грамматические основы предложений.

Вывод: корни -лаг--лож- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. В корне -лож-  перед ж пишется о, а корне -лаг- перед г пишется а. В слове растение  пишу букву а, так как в корне –раст -есть буква т.  

2) Распределительный диктант

ЭОР (Сцена 2) http://fcior.edu.ru/card/7297/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-k.html)

Цель:  закрепить умение учащихся действовать по алгоритму правила, развивать зрительную и слуховую память (на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв)

Вывод: при выборе гласной а о в корнях с чередованием нужно не только действовать по алгоритму правила, но и знать слова - исключения, чтобы не допустить ошибки в написании слова.

3) Работа с сигнальными ракетами (устно)

Цель: закрепить навыки выбора гласной а–о в корнях -лаг-, -лож-, -раст- (-ращ-),-рос-.

Задание: слушая слова с чередованием гласных а–о в корнях  -лаг-, -лож-, -раст- (-ращ), -рос-, поднимать  карточку, на которой написана гласная, соответствующая написанию данного слова. Если кто ошибется в выборе карточки, рассказывает правило.

Предположение, возложить, располагать, растение, Ростислав, прилагать, растительность, росток, изложить, выращенный, прилагательное, ростовщик, положить, полог, отрасль.

Вывод: чтобы не ошибиться в выборе гласной в корнях с чередованием, нужно знать слова- исключения и действовать по алгоритму правила.

4) Творческая работа (фоновая заставка, мелодия, фотография природы)

Цель: закрепить знания  учащихся о тексте,  умения определять последовательность предложений,  восстанавливать текст на основе теоретического материала. (Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств).  

Задание: восстановить художественный текст. (Предложения записаны на бумаге разного цвета). Вписать в них слова из справочного материала и собрать текст из «рассыпанных» предложений.  (Сначала восстановить текст, а потом подобрать из справочного материала подходящие по смыслу слова с изучаемой орфограммой). Расставить знаки препинания.  

Текст

3. Тропинка почти    …     и мы с трудом угадывали дорогу.  
5. На ней уютно …   лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.
4. Вот знакомый,   …. осокой лес.  Дальше находился широкий овраг  а направо раскинулась чудесная поляна. 
1. Друг отца     …   отдохнуть  на природе и мы  отправились в лес. 
2. В лесу был прекрасный воздух и разнообразная растительность.

Справочный материал: зар..сла, предл..жил,  зар..стающий, распол..жилась, р..стительность.

– Прочитайте восстановленный текст.

Текст

Друг отца   предложил  отдохнуть  на природе, и мы  отправились в лес. В лесу был прекрасный воздух и разнообразная растительность. Тропинка почти   заросла, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый,  зарастающий осокой лес.  Дальше находился широкий овраг,  а направо раскинулась чудесная поляна.  На ней уютно расположилась  лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.

Вывод:  Восстанавливая текст, подбирая слова из справочного материала, подыскивая точные выражение, учащиеся тем самым  обогащают свою речь.

IX. Итоги урока

– Итак. Сегодня мы с вами познакомились  с правописанием  чередующихся гласных а – о в корнях -лаг- – -лож-, -рос- – - раст- (-ращ-).Когда пишем букву а, а когда о в корнях -лаг-, -лож-? 
– Есть ли слова, написание которых мы запоминаем? (полог) 
– Когда пишем букву а, а когда о в корнях –раст- (-ращ-), -рос-?
– Есть ли слова-исключения? (Да. Росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов, подросток)

X. Рефлексивная часть

Учащимся предлагается закончить фразы:

  • Сегодня на уроке я…

  • Я узнал, что…

  • Я не совсем понял…

XI. Домашнее задание: параграф 51 выучить, стр. 72-73, упражнение 596 стр.194;599 стр.195

Выставление оценок в дневник




Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ФЦИОР

И - тип

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/12999/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-i.html

2

ФЦИОР

П - тип

тест

http://fcior.edu.ru/card/7290/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-p2.html


3

ФЦИОР

К - тип

тест

http://fcior.edu.ru/card/7297/bukvy-o-a-v-kornyah-lag-lozh-i-rast-ros-k.html







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!