СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План–конспект урока. Реформы 1950-х- начала 60-х гг. Н. С. Хрущёв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План–конспект урока.  Реформы 1950-х- начала 60-х гг. Н. С. Хрущёв.  

Просмотр содержимого документа
«План–конспект урока. Реформы 1950-х- начала 60-х гг. Н. С. Хрущёв.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тугулымская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»









«Реформы в СССР 1950-х- начала 60-х гг.

Н. С. Хрущёв».














План-конспект урока

11 класс

Учителя истории

Ковязиной Е.А.

1 кв.к.





р.п.Тугулым,

2017 г.

План–конспект урока.
Реформы 1950-х- начала 60-х гг. Н. С. Хрущёв.

Цель урока:

  • Формирование у обучающихся представления о роли реформ 1950-х- начала 60-х гг. в развитии страны.

  • Развитие навыков и умений работы с тексами учебника и документами.

  • Формирование гражданской позиции в оценке деятельности

Н.С. Хрущёва.

Задачи:

  • Систематизировать фактический материал по реформам в политической и социально-экономической сферах.

  • Извлекать информацию из различных источников.

  • Развивать навыки группового взаимодействия. Воспитывать толерантное отношение к инакомыслию.


Результаты:

  • Учащиеся смогут определять хронологические рамки и содержание реформ.

  • На основе работы с документами и источниками учащиеся смогут оценивать содержание и последствия реформ Н. С. Хрущёва, его личностные качества, условия и образ жизни людей в 50-х - начале 60-х годов.

  • Оценивать процессы десталинизации, реформы управления народным хозяйством, сельского хозяйства и социальной сферы.


Тип урока: формирование новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная и групповая работа.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор.

План.

1. Личность Н. С. Хрущёва

2. Причины проведения преобразования в стране.

3. XX съезд КПСС и его последствия.

5. Реформы управления народным хозяйством. Совнархозы. СНХ.

6. Реформы сельского хозяйства. Освоение целины.

7. Реформирование социальной сферы.

Структура и ход урока

1. Мотивация.

2. Актуализация знаний. Знакомство с документами.

3. Переработка и извлечение информации. Работа в группах.

4. Систематизация материалов (заполнение таблицы).

4. Подведение итогов.

5. Рефлексия.











Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО

в 12классе по теме:

«Реформы 1950-х-начала 60-х гг. Н. С. Хрущёв.»

Учебник «История России XX-начала XXI века 11класс» А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов С. В. Мироненко М., «Просвещение» 2011 г.)


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

I. Моти-

вация

Учитель предлагает учащимся поразмыслить над словосочетанием «кукурузный король», которое появилось в конце 50-х годов XX столетия.

О ком могли так говорить современники?

Кого могли называть королём?

Почему «кукурузным»?


Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока и говорит, что речь пойдёт об изменениях, произошедших в стране. Но не только в аграрной сфере, но и во всей социально –экономической и политической тоже.

Учитель предлагает сформулировать тему и задачи урока.

Проблемный вопрос: Эпоху

Н. С. Хрущёва называют

«оттепелью» или «славным десятилетием», но в 62-64 годах XX века страна приходит к социально –экономическому и политическому кризису. Как объяснить это противоречие?

Учащиеся пытаются ответить, предполагают, что так называли правителя, главу страны, главного и т. д.

Возможно, занимающегося сельским хозяйством и преуспевшем в нём или, напротив, с долей иронии, если были в его деятельности неудачи.




Называется примерная тема урока: «Реформы……»














Учащиеся формулируют тему и задачи урока.


Учащиеся записывают тему урока и фиксируют проблему урока в тетради.

Определение позиции к высказыванию

















Готовность к сотрудничеству с учителем и соучениками.





































Анализ высказывания, выдвижение гипотез об оценке современников.














Владение умениями работать с внешкольной информацией

Извлечение анализ информации.

















Определение хронологических рамок изучаемого периода.








II. Актуали

зация и фиксир-

вание индивиду-альных затрудне

ний в проблем-

ном действии.

В связи с чем могла возникнуть необходимость реформ?










В произвольной форме учитель предлагает зафиксировать информацию в тетради.





Какие сферы общества были подвергнуты реформированию и почему?














Учитель сообщает, что сегодня будут рассмотрены только преобразования в области политического режима, социальной и экономической сферах.


Опираясь на знания из параграфа №30, 31 и социальный опыт, учащиеся говорят об экономической и научно-технической отсталости СССР от стран Запада, низком уровне жизни, трудностях послевоенного восстановления.


Учащиеся фиксируют предпосылки и причины реформ в тетрадь в виде логической цепочка, опорного конспекта, схемы и т. д.


Учащиеся предположительно называют экономическую сферу, так как она разрушена после войны; социальную в связи с трудностями быта (разрушено жильё, отсутствие прав у колхозников и т. д.); политическую (возможно, вспомнят ужесточение сталинского режима в послевоенный период) и др.

Учащиеся фиксируют название реформы или область реформирования в таблице.






Понимание культурного многообразия и единства мира.












Умение

сравнивать,

классифицировать события с выделением причинно-следственных связей

Способность применять понятийный аппарат для раскрытия предпосылок реформирования. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления событий прошлого. (Р)

III. Выявление места и причины затруднений.

Что надо знать, чтобы решить проблему урока?








Учитель корректирует ответы.


Учащимся предлагается составить план изучения материала.



Учитель предлагает оценить личность Н. С. Хрущёва.

Демонстрируется портрет первого секретаря с краткой исторической справкой.

Ребятам предлагается прочитать материалы учебника

из параграфа 32, стр.250, рассмотреть фотографии первого секретаря.


Как личные качества первого секретаря могли повлиять на реформаторский курс в стране?

Учащиеся говорят о личности реформатора, обстановке, в которой проходило реформирование, содержании и последствиях реформ.







Примерный план

(личность Н. С. Хрущёва, причины, ход, содержание, итоги реформ, оценка их современниками и потомками).

Учащиеся на основании документа и информации данной учителем составляют кластер:

«Основные черты советского лидера» (импульсивный, непостоянный, решительный, смелый, невоспитанный, неуважительный, энергичный, грубый, малограмотный, опытный политик,

«дитя своего времени», энтузиаст и т. д.)


Учащиеся предполагают: реформы могли быть необдуманны, половинчаты, непоследовательны.

Преломление информации через свой жизненный опыт

и анализа источника.

Привлечение индивидуальных знаний

Понимание общих исторических закономерностей.


Умение выделять и систематизировать существенные признаки


Способность сознательно организовывать свою учебную деятельность.

Извлечение информации из документов, фотографий, текста параграфа учебника. (П)


Сравнение,

классификация, составление кластера.(Р)



Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем(К)



IV .Построение проекта

Учащимся предлагается в группах поработать с документами и текстом параграфа 32, проанализировать документ по эталону (где, когда, кем был составлены документы, кто автор реформ, определить направление реформы), выписать термины, требующие разъяснения.






























Учащимся предлагается задать вопросы к документам и попытаться найти ответы на них.


Учитель предлагает свои вопросы: Почему газеты с текстом доклада Маленкова крестьяне зачитывали до дыр? Как изменилось направление экономической политики с отставкой Маленкова?

К чему могли привести такие непоследовательные шаги в экономике?

Учитель предполагает совместно обозначить проблемы социальной политики в данный период



1 группа учащихся работают над материалами доклада Н. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и материалом учебника параграфа 32, стр. 252- 253.

2 группа работает с материалами «Из речи Маленкова Г. М. на V сессии Верховного Совета СССР» и XX съезда «Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг.»(по сельскому хозяйству) и параграфа 3, стр. 260-261..

3 группа работает с материалами«Из речи Маленкова Г. М. на V сессии Верховного Совета СССР» и XX съезда «Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг.»(по промышленности) и стр. параграфа 33, стр. 262-264..


Составляется и обсуждается новые термины и понятия.







Учащиеся обсуждают в группах возможные затруднения в формулировке вопросов.



Способность сознательно организовывать свою учебную деятельность планировать её результаты и развить навыки группового взаимодействия, осмысливать социальный опыт предшествующих поколений.





























Осмысление понятий.





Формирование толерантности.






Способность к осмыслению предшествующего опыта поколений.

Анализ,

сравнение и установление причинно- следственной связи при работе с иллюстрацией, с выделением существенных признаков.








































Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Извлечение и переработка информации. (П)

Сравнение и определение необходимого уровня информации, способность решать творческие задачи.
































Усвоение исторических и обществоведческих терминов и понятий. (П)



V. Реализация построенного проекта


Как можно выявить противоречия в реформах?



















Учитель предлагает самостоятельно тезисно зафиксировать основное содержание реформы.






Учитель предлагает группам предварительно обсудив с одноклассниками, сделать вывод по всем изучаемым на уроке сферам.


Учащиеся приходят к выводу, что надо проанализировать цели, которые преследовали руководители советского государства и результаты реформ.


Предполагают, что необходимо выявить «+» и «-» в каждой сфере реформирования, сделать вывод о последствиях изменений и отражении реформ на все слои населения страны.


Учащиеся после обсуждения и анализа материалов учебника и документов заполняют колонки о содержании реформ, их позитивных чертах и причинах неудачного развития.







Способность к осмыслению и анализу предшествующего опыта поколений.

Оценивание ситуаций и поступков с позиций общечеловеческих ценностей


Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний и собственных поступков.
























Извлечение и анализ необходимой информации. (П) Применение полученной информации. (П)

Сравнивают и определяют необходимую информацию. (П)

Применение полученной информации (П)

Извлечение информации (П)

Применение полученной информации

Работа с источником

Установление причинно следственной связи (П)

Применение полученной информации (П)


Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

VI Первичное закрепление и проговаривание

Заслушиваются представители групп.


Учащиеся слушают, комментируют, задают вопросы и отвечают на них.




Понимание многообразие оценочных суждений.







Умение работать в группе

По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки



Представление информации (П).

Общение и взаимодействие,

работа по плану

Обсуждение, организация учебного сотрудничества со сверстниками.

(К), (Р)

VII Самостоятельная работа

Учащимся предлагаются для обсуждения и анализа анекдотов и частушек 50-х - 60-х гг.

Вопрос учителя

(см. приложение № 1). Какие приметы времени Н. С. Хрущёва и его качества отражены в данном источнике.

Предлагается обсудить мнение современника

(см. приложение № 2)

Отвечают на вопрос учителя с комментариями.

Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека


Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний.


Применение полученной информации (П)

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


Общение и взаимодействие (Р)


VIII. Включение в систему знаний

Учащимся предлагается ответить на одно из заданий приложений № 1-3 на выбор письменно.

Сильным учащимся предлагается сочинить собственную байку или частушку с позиции оценки деятельности Хрущёва его современниками.

Учитель предлагает сделать вывод о личности реформатора и результатах его деятельности.

Какие слои населения Советского Союза были недовольны результатами деятельности Хрущёва и почему?

Учитель обращает внимание на проблему урока.

Учащиеся выбирают задание и отвечают него (возможно, продолжить работу дома)














Учащиеся приходят к выводу, что однозначной оценки данной эпохе дать невозможно, эпоха обострила множество противоречий, была слабо подготовлена и несмотря на положительные результаты в итоге вызвала недовольство всех слоёв общества.

Оценивают эпоху с собственной позиции и точки зрения современников.











Обобщать факты, способность решать творческие задания.



Применение полученной информации (П)

Готовность применять социальный опыт при оценке документов. Умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая социальную принадлежность и познавательную ценность

.( П)

IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель предлагает сделать вывод о личности реформатора и о результатах его реформ.

Для самооценки даётся Листок из архива. Запись беседы Н. С. Хрущёва и драматурга Шатрова( конец 60-х)-см. приложение № 4.

Совпадает ли ваша оценка с оценкой первого секретаря и с чем вы готовы поспорить с ним.

Что бы вам хотелось узнать на следующем уроке и на чём остановить своё внимание.


Учащиеся в виде опорного конспекта фиксируют ответы в тетради или проговаривают их устно (на выбор).


Учащиеся сравнивают собственное мнение с самооценкой реформатора.




Учащиеся дополняют оценку Н. С. Хрущёва своими высказываниями о достоинствах и недостатках преобразований.


Предположительно, учащиеся назовут духовную сферу, отношения власти с интеллигенцией, преобразований в сфере культуры, так как без этой сферы нельзя дать полную и исчерпывающую оценку эпохе.

Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты.





Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы, осознания причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно

Применение полученной информации (П)

Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)




Представление информации в сжатом виде (П)

Самостоятельно искать средства достижения цели (Р)


\




Приложение №1


  1. Рассказывают, когда Сталина вынесли из мавзолея, там видели Хрущёва с раскладушкой. Примеривался.

  2. Колхозник говорит: «Вам, писателям, хорошо, в литературе Никита Сергеевич понимает!»

  3. Хрущёв и англичане решили обменяться опытом. В результате в Англии стало две королевы: по промышленности и сельскому хозяйству, а в СССР половину машин перевели на левостороннее движение.

  4. Временные трудности у нас постоянны.

  5. Правительство делает вид, что оно нам платит, а мы делаем вид, что мы работаем.

  6. Урожай нынче средний: хуже прошлогоднего и лучше, чем будет в следующем году.

  7. Чем собирать урожай, соберём пленум.

  8. Докладчика спрашивают:

-Почему вы говорите одними цитатами? У вас, что, своего мнения нет?

-У меня есть своё мнение, но я с ним не согласен.

( из книги Юрия Борева «Краткий курс истории XX века в анекдотах и байках», М., 1995г.)

  1. Умирает Хрущев. На том свете его ведут по коридору.

На дверях таблички: Ленин ТК. Хрущев спрашивает: «Что значит ТК?».

«Ленин — теоретик коммунизма».

Идут дальше, надпись: «Сталин ТК».

Хрущев: «???»

«Сталин — тиран коммунизма».

Идут дальше, надпись: «Хрущев ТК».

Хрущев: «Ну а я?»

«А ты... Ты трепло кукурузное».


Приложение № 2

  1. Частушки:

Берия, Берия,

Нет тебе доверия,

А товарищ Маленков

надавал тебе пинков.

  1. Ленин, батюшка, проснись

И с Хрущёвым разберись.

Водка стала двадцать семь,

Мяса масла нет совсем!

Приложение № 4

Листок из архива. Запись беседы Н. С. Хрущёва и драматурга Шатрова( конец 60-х)

« Шатров: О чём вы сожалеете?

Хрущёв: Больше всего- о крови. У меня руки по локоть в крови. Я свято верил тогда в Сталина и всё делал… Это самое страшное, что лежит у меня на душе. Не было у меня образования, мало культуры. Чтобы управлять такой страной, как Россия, в голове надо иметь две Академии наук. А у меня было четыре класса церковно-приходской школы, а потом сразу вместо среднего незаконченное высшее. Шарахался часто, был непоследователен. Обидел много хороших людей, особенно среди вашего брата, ругался на интеллигенцию, которая если всерьёз говорить, как раз и была за мой антисталинский курс… Одни освобождение людей вспомнят, другие- кукурузу, третьи -жилищную политику, четвёртые -как я ,когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Всё было. Но самое главное-все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Этого теперь просто у народа не отнять. Это не пропадёт , прорастёт.


Приложение № 3


I. Из речи Хрущёва на XXII съезде партии КПСС(1961 год):

« Конечно, И. В. Сталин имел большие заслуги перед партией… Однако неправильно все победы партии и народа связывать с именем одного человека… партия в условиях культ личности была лишена нормальной жизни.

Люди, узурпировавшие власть, стали неподотчётны партии…В этом главная опасность культа личности». « Товарищи предлагают увековечить память видных деятелей партии и государства, которые стали жертвами необоснованных репрессий…» Исходя из документа определите понятие десталинизации.


II. Понятие «десталинизация» означает:

  1. Критику Сталина;

  2. Осуждение Советской власти;

  3. Критику отдельных сторон деятельности Ленина;

  4. Освобождение всех политзаключённых.


Понятие «десталинизация» означает:

  1. Частичную реабилитацию жертв репрессий 30-50-х гг.

  2. Полную реабилитацию всех жертв репрессий 30-50-х гг.

  3. Пересмотр официальной партийной точки зрения на октябрьскую революцию;

  4. Отказ от сталинских методов руководства государством и обществом.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!