Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тугулымская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Ковязиной Е.А.
1 кв.к.
2017 г.
Н.С. Хрущёва.
1. Личность Н. С. Хрущёва
2. Причины проведения преобразования в стране.
3. XX съезд КПСС и его последствия.
5. Реформы управления народным хозяйством. Совнархозы. СНХ.
6. Реформы сельского хозяйства. Освоение целины.
7. Реформирование социальной сферы.
Учебник «История России XX-начала XXI века 11класс» А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов С. В. Мироненко М., «Просвещение» 2011 г.)
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
I. Моти- вация | Учитель предлагает учащимся поразмыслить над словосочетанием «кукурузный король», которое появилось в конце 50-х годов XX столетия. О ком могли так говорить современники? Кого могли называть королём? Почему «кукурузным»? Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока и говорит, что речь пойдёт об изменениях, произошедших в стране. Но не только в аграрной сфере, но и во всей социально –экономической и политической тоже. Учитель предлагает сформулировать тему и задачи урока. Проблемный вопрос: Эпоху Н. С. Хрущёва называют «оттепелью» или «славным десятилетием», но в 62-64 годах XX века страна приходит к социально –экономическому и политическому кризису. Как объяснить это противоречие? | Учащиеся пытаются ответить, предполагают, что так называли правителя, главу страны, главного и т. д. Возможно, занимающегося сельским хозяйством и преуспевшем в нём или, напротив, с долей иронии, если были в его деятельности неудачи. Называется примерная тема урока: «Реформы……» Учащиеся формулируют тему и задачи урока. Учащиеся записывают тему урока и фиксируют проблему урока в тетради. | Определение позиции к высказыванию Готовность к сотрудничеству с учителем и соучениками. | Анализ высказывания, выдвижение гипотез об оценке современников. Владение умениями работать с внешкольной информацией | Извлечение анализ информации. Определение хронологических рамок изучаемого периода. |
II. Актуали зация и фиксир- вание индивиду-альных затрудне ний в проблем- ном действии. | В связи с чем могла возникнуть необходимость реформ? В произвольной форме учитель предлагает зафиксировать информацию в тетради. Какие сферы общества были подвергнуты реформированию и почему? Учитель сообщает, что сегодня будут рассмотрены только преобразования в области политического режима, социальной и экономической сферах. | Опираясь на знания из параграфа №30, 31 и социальный опыт, учащиеся говорят об экономической и научно-технической отсталости СССР от стран Запада, низком уровне жизни, трудностях послевоенного восстановления. Учащиеся фиксируют предпосылки и причины реформ в тетрадь в виде логической цепочка, опорного конспекта, схемы и т. д. Учащиеся предположительно называют экономическую сферу, так как она разрушена после войны; социальную в связи с трудностями быта (разрушено жильё, отсутствие прав у колхозников и т. д.); политическую (возможно, вспомнят ужесточение сталинского режима в послевоенный период) и др. Учащиеся фиксируют название реформы или область реформирования в таблице. | Понимание культурного многообразия и единства мира. | Умение сравнивать, классифицировать события с выделением причинно-следственных связей | Способность применять понятийный аппарат для раскрытия предпосылок реформирования. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления событий прошлого. (Р) |
III. Выявление места и причины затруднений. | Что надо знать, чтобы решить проблему урока? Учитель корректирует ответы. Учащимся предлагается составить план изучения материала. Учитель предлагает оценить личность Н. С. Хрущёва. Демонстрируется портрет первого секретаря с краткой исторической справкой. Ребятам предлагается прочитать материалы учебника из параграфа 32, стр.250, рассмотреть фотографии первого секретаря. Как личные качества первого секретаря могли повлиять на реформаторский курс в стране? | Учащиеся говорят о личности реформатора, обстановке, в которой проходило реформирование, содержании и последствиях реформ. Примерный план (личность Н. С. Хрущёва, причины, ход, содержание, итоги реформ, оценка их современниками и потомками). Учащиеся на основании документа и информации данной учителем составляют кластер: «Основные черты советского лидера» (импульсивный, непостоянный, решительный, смелый, невоспитанный, неуважительный, энергичный, грубый, малограмотный, опытный политик, «дитя своего времени», энтузиаст и т. д.) Учащиеся предполагают: реформы могли быть необдуманны, половинчаты, непоследовательны. | Преломление информации через свой жизненный опыт и анализа источника. Привлечение индивидуальных знаний Понимание общих исторических закономерностей. | Умение выделять и систематизировать существенные признаки Способность сознательно организовывать свою учебную деятельность. | Извлечение информации из документов, фотографий, текста параграфа учебника. (П) Сравнение, классификация, составление кластера.(Р) Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем(К) |
IV .Построение проекта | Учащимся предлагается в группах поработать с документами и текстом параграфа 32, проанализировать документ по эталону (где, когда, кем был составлены документы, кто автор реформ, определить направление реформы), выписать термины, требующие разъяснения. Учащимся предлагается задать вопросы к документам и попытаться найти ответы на них. Учитель предлагает свои вопросы: Почему газеты с текстом доклада Маленкова крестьяне зачитывали до дыр? Как изменилось направление экономической политики с отставкой Маленкова? К чему могли привести такие непоследовательные шаги в экономике? Учитель предполагает совместно обозначить проблемы социальной политики в данный период | 1 группа учащихся работают над материалами доклада Н. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и материалом учебника параграфа 32, стр. 252- 253. 2 группа работает с материалами «Из речи Маленкова Г. М. на V сессии Верховного Совета СССР» и XX съезда «Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг.»(по сельскому хозяйству) и параграфа 3, стр. 260-261.. 3 группа работает с материалами«Из речи Маленкова Г. М. на V сессии Верховного Совета СССР» и XX съезда «Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг.»(по промышленности) и стр. параграфа 33, стр. 262-264.. Составляется и обсуждается новые термины и понятия. Учащиеся обсуждают в группах возможные затруднения в формулировке вопросов. | Способность сознательно организовывать свою учебную деятельность планировать её результаты и развить навыки группового взаимодействия, осмысливать социальный опыт предшествующих поколений. Осмысление понятий. Формирование толерантности. Способность к осмыслению предшествующего опыта поколений. | Анализ, сравнение и установление причинно- следственной связи при работе с иллюстрацией, с выделением существенных признаков. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. | Извлечение и переработка информации. (П) Сравнение и определение необходимого уровня информации, способность решать творческие задачи. Усвоение исторических и обществоведческих терминов и понятий. (П) |
V. Реализация построенного проекта | Как можно выявить противоречия в реформах? Учитель предлагает самостоятельно тезисно зафиксировать основное содержание реформы. Учитель предлагает группам предварительно обсудив с одноклассниками, сделать вывод по всем изучаемым на уроке сферам. | Учащиеся приходят к выводу, что надо проанализировать цели, которые преследовали руководители советского государства и результаты реформ. Предполагают, что необходимо выявить «+» и «-» в каждой сфере реформирования, сделать вывод о последствиях изменений и отражении реформ на все слои населения страны. Учащиеся после обсуждения и анализа материалов учебника и документов заполняют колонки о содержании реформ, их позитивных чертах и причинах неудачного развития. | Способность к осмыслению и анализу предшествующего опыта поколений. Оценивание ситуаций и поступков с позиций общечеловеческих ценностей | Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний и собственных поступков. | Извлечение и анализ необходимой информации. (П) Применение полученной информации. (П) Сравнивают и определяют необходимую информацию. (П) Применение полученной информации (П) Извлечение информации (П) Применение полученной информации Работа с источником Установление причинно следственной связи (П) Применение полученной информации (П) Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
VI Первичное закрепление и проговаривание | Заслушиваются представители групп. | Учащиеся слушают, комментируют, задают вопросы и отвечают на них. | Понимание многообразие оценочных суждений. | Умение работать в группе По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки | Представление информации (П). Общение и взаимодействие, работа по плану Обсуждение, организация учебного сотрудничества со сверстниками. (К), (Р) |
VII Самостоятельная работа | Учащимся предлагаются для обсуждения и анализа анекдотов и частушек 50-х - 60-х гг. Вопрос учителя (см. приложение № 1). Какие приметы времени Н. С. Хрущёва и его качества отражены в данном источнике. Предлагается обсудить мнение современника (см. приложение № 2) | Отвечают на вопрос учителя с комментариями. | Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека | Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний. | Применение полученной информации (П) Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Общение и взаимодействие (Р) |
VIII. Включение в систему знаний | Учащимся предлагается ответить на одно из заданий приложений № 1-3 на выбор письменно. Сильным учащимся предлагается сочинить собственную байку или частушку с позиции оценки деятельности Хрущёва его современниками. Учитель предлагает сделать вывод о личности реформатора и результатах его деятельности. Какие слои населения Советского Союза были недовольны результатами деятельности Хрущёва и почему? Учитель обращает внимание на проблему урока. | Учащиеся выбирают задание и отвечают него (возможно, продолжить работу дома) Учащиеся приходят к выводу, что однозначной оценки данной эпохе дать невозможно, эпоха обострила множество противоречий, была слабо подготовлена и несмотря на положительные результаты в итоге вызвала недовольство всех слоёв общества. | Оценивают эпоху с собственной позиции и точки зрения современников. | Обобщать факты, способность решать творческие задания. | Применение полученной информации (П) Готовность применять социальный опыт при оценке документов. Умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая социальную принадлежность и познавательную ценность .( П) |
IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учитель предлагает сделать вывод о личности реформатора и о результатах его реформ. Для самооценки даётся Листок из архива. Запись беседы Н. С. Хрущёва и драматурга Шатрова( конец 60-х)-см. приложение № 4. Совпадает ли ваша оценка с оценкой первого секретаря и с чем вы готовы поспорить с ним. Что бы вам хотелось узнать на следующем уроке и на чём остановить своё внимание. | Учащиеся в виде опорного конспекта фиксируют ответы в тетради или проговаривают их устно (на выбор). Учащиеся сравнивают собственное мнение с самооценкой реформатора. Учащиеся дополняют оценку Н. С. Хрущёва своими высказываниями о достоинствах и недостатках преобразований. Предположительно, учащиеся назовут духовную сферу, отношения власти с интеллигенцией, преобразований в сфере культуры, так как без этой сферы нельзя дать полную и исчерпывающую оценку эпохе. | Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты. | Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы, осознания причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно | Применение полученной информации (П) Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Представление информации в сжатом виде (П) Самостоятельно искать средства достижения цели (Р) |
-У меня есть своё мнение, но я с ним не согласен.
На дверях таблички: Ленин ТК. Хрущев спрашивает: «Что значит ТК?».
«Ленин — теоретик коммунизма».
Идут дальше, надпись: «Сталин ТК».
«Сталин — тиран коммунизма».
Идут дальше, надпись: «Хрущев ТК».
«А ты... Ты трепло кукурузное».
надавал тебе пинков.
И с Хрущёвым разберись.
Листок из архива. Запись беседы Н. С. Хрущёва и драматурга Шатрова( конец 60-х)
Хрущёв: Больше всего- о крови. У меня руки по локоть в крови. Я свято верил тогда в Сталина и всё делал… Это самое страшное, что лежит у меня на душе. Не было у меня образования, мало культуры. Чтобы управлять такой страной, как Россия, в голове надо иметь две Академии наук. А у меня было четыре класса церковно-приходской школы, а потом сразу вместо среднего незаконченное высшее. Шарахался часто, был непоследователен. Обидел много хороших людей, особенно среди вашего брата, ругался на интеллигенцию, которая если всерьёз говорить, как раз и была за мой антисталинский курс… Одни освобождение людей вспомнят, другие- кукурузу, третьи -жилищную политику, четвёртые -как я ,когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Всё было. Но самое главное-все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Этого теперь просто у народа не отнять. Это не пропадёт , прорастёт.
I. Из речи Хрущёва на XXII съезде партии КПСС(1961 год):
« Конечно, И. В. Сталин имел большие заслуги перед партией… Однако неправильно все победы партии и народа связывать с именем одного человека… партия в условиях культ личности была лишена нормальной жизни.
Люди, узурпировавшие власть, стали неподотчётны партии…В этом главная опасность культа личности». « Товарищи предлагают увековечить память видных деятелей партии и государства, которые стали жертвами необоснованных репрессий…» Исходя из документа определите понятие десталинизации.