СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные" УМК "Начальная школа XXI века" Иванов С.В.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные" УМК "Начальная школа XXI века" Иванов С.В. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные" УМК "Начальная школа XXI века" Иванов С.В.»

Конспект урока русского языка

Дата: 07.03.2017

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема: Несклоняемые имена существительные

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать знания о склонении имен существительных; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных; учить правильному употреблению их в речи; познакомить с особенностями образования формы Р.п. множественного числа существительных.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, связную культурную речь, логические операции мышления; интерес к изучению родного языка, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Умение изменять имена существительные по падежам, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в своей речи, образовывать форму Р.п. множественного числа существительных

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение самостоятельно формулировать познавательную цель, умение перестроить уже имеющиеся знания в новые условия, анализировать, обобщать.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение принимать и сохранять учебную задачу, корректировать и контролировать свою деятельность;

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение соблюдать правила речевого поведения, строить речевые высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, развитие самостоятельной и личностной ответственности за свои поступки.

Средства обучения: учебник С. В. Иванова «Русский язык 3 класс»; карточки с заданиями, словари.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна . Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число- седьмое марта - и Классная работа.

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Любая трудность преодолевается, если человек делает её с хорошим настроением и хорошими мыслями.

- Сегодня мы будем изучать еще одну интересную тему и добавим много нового к уже имеющемуся у нас багажу знаний.

Приветствуют учителя.


Записывают в тетради.


Объясняют смысл высказывания, выражают свое отношение к изучению языка.

2. Актуализация знаний.

- Начнем наш урок с чистописания.

- Посмотрите на доску. Над написанием какой буквы мы будем сегодня работать?

-Как вы думаете, почему две эти буквы я взяла вместе?

-Пропишите аккуратно и красиво эти сочетания, соблюдая наклон и размер, правильно соединяя элементы. Следите за осанкой.

-Прочитайте пословицу:

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

-Запишите эту пословицу в своих тетрадях, над каждым словом укажите часть речи и определите падеж и склонение имен существительных, выполните синтаксический разбор.




Словарная работа.

-Поработаем над словами с непроверяемыми орфограммами. Откройте свои словарики на с. 35 и выполните упр.35. Вам необходимо вставить пропущенные буквы, указать падеж и склонение каждого имени существительного.

-Проверим, что у вас получилось.


-Какая часть слова меняется при склонении имен существительных?

-Предположите тему нашего урока.


- Будем работать над написанием буквы Т и Ш.


-Они имеют одинаковые элементы.

-Прописывают в тетрадях.



-Читают пословицу.

Книга (гл.И.П. 1 скл.) в (пред.) счастье (сущ.П.п. 2 скл) украшает (гл), а (союз) в (пред.) несчастье (сущ П.п. 2 скл.) утешает (гл)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.



Гости стОлицы, сборщик мебЕли, пАльто с капюшоном, хОрошая пОгода, маленький мОлОточек, положить в пЕнал, приготовить зАвтрак, позвонить в суББоту, побывать на родИне, ложка сахАра, рАботать тОпОром,рЕбята из клаССа, поздравить учитЕля, помочь тОварищу, ждать до ЯнвАря, детский рИсунок,севЕрное сияние.


-При склонении имен существительных меняется окончание.

-Мы будем продолжать работать над склонением имен существительных

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-У вас на столах лежат карточки, давайте просклоняем

имена существительные: пальто, кофе.

Именительный падеж (кто? что?)

пальто

кофе

Родительный падеж (кого? чего?)



Дательный падеж

(кому? чему?



Винительный падеж

(кого? что?)




-Что вы заметили, когда склоняли эти слова?



-Как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке?


-Верно, мы будем работать над темой «Несклоняемые имена существительные»

-Ребята, вы знаете, что все имена существительные делятся на 1, 2 и 3 склонение. Какие это имена существительные?






-А можем ли мы определить склонение таких слов, как пальто и кофе? Прочитайте беседу Веры и Коли на с.48.

-Подумайте, какие существительные не склоняются?

-Почему их назвали несклоняемыми?



-А в чём ещё особенность этих слов?

-Таких слов в русском языке очень много. Чаще всего они иностранного происхождения и чтобы узнать их значение , обращаются к словарям . Правописание несклоняемых существительных нельзя проверить, слова надо заучивать наизусть.
Посмотрите на доску, прочитайте слова, запомните их.

Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, такси, кафе, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, пальто, желе

Читают.

-Склоняют имена существительные.


-Мы заметили, то, что эти слова при изменении по падежам не меняют свое окончание .


-Мы узнаем то, что есть имена существительные, которые не склоняются.


-К 1 склонению относятся все имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; ко второму склонению относятся все существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –е, -о; к третьему склонению относятся все существительные женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце.


-Размышляют, предполагают, читают беседу.











Думают, предполагают, отвечают

-Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные.

-Не изменяются по числам






-Читают, запоминают.

Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, такси, кафе, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, пальто, желе

4. Первичное закрепление во внешней речи.

- Поработаем над определением рода и склонения существительных, найдём среди них несклоняемые. Откройте учебник на с. 49. Найдите упражнение 2. Прочитайте задание.

- Выполним это задание. К доске идет...

Запиши группы слов в тетрадь. В каждой группе найди лишнее слово, подчеркни его. Обозначь окончания. Определи род и склонение каждого слова.

1.Село, сито, гнездо ,кино, ведро.

2.Олень, зверь, писатель, педаль, календарь, конь

3.Площадка, прогулка, мышка, сетка, города

4.Скорость, медаль, гуашь, метель, огонь, сирень, осень.




- Молодцы, хорошо поработали. Я предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

- Стали все ровненько, спинки выпрямили. Поднимем руки вверх, потянемся.

- Теперь подняли правую руку вверх, левая рука внизу. Выполняем отведение рук. На 1-2 – правая вверху, 3-4 – то же, левая вверху.

- Выполним наклоны. 1– влево, 2- и.п.

3-4 – то же вправо.

- Руки вперед. Сжали кисти в кулачки. 1 – разжали кулачки, 2- сжали.

- А теперь опустите руки вниз и расслабленно потрясите кистями.

Тихо садитесь.

-Ребята

-Вы любите кушать апельсины?

-А в чем измеряют апельсины в магазинах?

-Как вы считаете, правильно говорить «Мама купила пять килограмм апельсин» или «Мама купила пять килограммов апельсинов»?

Если название фрукта или овоща мужского рода оканчивается в начальной форме на твердый согласный (апельсин, мандарин, баклажан, помидор), то в родительном падеже множественного числа оно будет иметь окончание -ов: горка мандаринов, грядка баклажанов, килограмм помидоров.

Вариативность возможна, например, для единиц измерения, когда они используются вместе с количественными числительными (5 килограмм и 5 килограммов); но если родительный падеж не является счетным, нулевое окончание недопустимо.

-Прочитайте правило на с.49

-Надеюсь, вы будете употреблять правильно эти существительные.

Открывают учебник. Читают задание.

Выполняют задание, 4 ученика по очереди работают у доски, остальные в своих тетрадях

1.Село(ср.р.,2-е скл.), сито(ср.р.2скл), гнездо(ср.р.2-е скл.) ,кино(ср.р. нескл.), ведро(ср.р.2-е скл.).

2.Олень(м.р. 2-е скл), зверь(м.р.,2-е скл), писатель(м.р.2-е скл), педаль(ж.р. 3-е скл.), календарь(м.р.,2-е скл.), конь(м.р.,2-е скл.)

3.Площадка(ж.р.1-е скл), прогулка(ж.р. 1 скл), мышка(ж.р.,1-е скл), сетка(ж.р. 1-е скл.), города(м.р.2-е скл)

4.Скорость(ж.р.,3 скл), медаль(ж.р. 3 скл), гуашь(ж.р. 3 скл), метель(ж.р. 3 скл), огонь(м.р. 2 скл), сирень (ж.р. 3 скл), осень(ж.р. 3 скл).




Поднимают руки, тянутся.




Выполняют комплекс упражнений.







-Тихо садятся



-Да

-В килограммах.

Размышляют, предполагают, отвечают.



-Слушают, воспринимают, запоминают










-Читают правило.




5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Найдите упражнение №1, прочитайте задание, выполните его самостоятельно.

Выпишите только несклоняемые имена существительные


Организует проверку, оценивает одного человека, остальные проверяют, исправляют ошибки.


Выполняют задание самостоятельно.


Какаду, радио, пальто, желе, такси, кафе

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Откройте учебник на с.50 прочитайте упражнение 3.

-Что необходимо сделать в этом задании?

-Это упражнение мы выполним по вариантам

самостоятельно.
1 вариант запишет 1 предложение;
2 вариант – 2 предложение

3вариант- 3

4 вариант -4

5 вариант -5

6 вариант тоже записывает 1 предложение.

-Приступайте к выполнению.

Организует проверку, оценивает одного человека из варианта, остальные проверяют, исправляют ошибки

-Открывают учебник, читают задание.

-В этом задании необходимо списать и вставить подходящие по смыслу слова, обозначить их окончания.

1в. и 6в. Мама купила два килограмма апельсинов.

2в.Я люблю салат из помидоров.

3в.В зале нет свободных мест.

4в.На столе стояла ваза, полная яблок.

5в. Бабушка связала две пары шерстяных носков


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?


- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам показалось трудным?

- Что было для вас интересным?

-Думаю, на сегодняшнем уроке вы ещё раз открыли для себя, как интересен русский язык.

- Запишите домашнее задание: с. 48 учить правило, с.51 №5

- Вы большие молодцы, хорошо сегодня поработали. До новых встреч!

- Мы работали над темой «Несклоняемые имена существительные»

Оценивают свою деятельность на уроке.



-Записывают домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!