Русский язык. 1 «А» класс. УМК « Школа России». (Учебник «Русский язык» В. П. Канакина. В. Г. Горецкий, стр. 60-61)
Тема урока: «Йотированные гласные».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования понятий о йотированных гласных, фонетических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний о йотированных гласных.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову. воспитывать коммуникативные качества обучающихся; прививать навыки правильного речевого общения.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Регулятивные УУД: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: развитее монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.
Предметные: умение находить йотированные гласные, умение определять их место в слове, анализировать слышится в гласной 2 звука, осуществлять звукобуквенный анализ, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Основные понятия: йотированные гласные, звукобуквенный анализ, транскрипция.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, экран, учебник.
Ход урока
Организация начала урока
1. Приветствие
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, меня зовут Алина Николаевна.
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Вам понадобится - пенал, тетрадь, учебник.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Сядьте те кто готов работать на уроке, стараться, внимательно слушать.
Актуализация умений , знаний.
1. Фронтальный устный опрос
- Что пред вами на картинке? (Буквы)
- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем, звуки слышим)
- На какие группы можно разделить все буквы? (Гласные, согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных? (когда произносим гласные, воздух не встречает никаких преград, согласные встречает преграды, губы, зубы, язык)
2. Минутка чистописания:
- Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.
- Запишите в тетрадях: число, классная работа.
-Послушайте загадки и отгадайте, какие буквы мы с вами сегодня будем прописывать.
Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву... (И)
- Да ребята, первая буква которую мы пропишем будет буква и. Но напишем её не одну. А с какой ещё буквой узнаем из другой загадки.
Эта буква не скромна,
Первой хочет быть она.
Только мудрый алфавит
Встать последней в ряд велит. (Я)
- Какие догадливые ребята, как быстро отгадали загадки.
- Напомните мне какие буквы будем прописывать сегодня?
-Теперь внимательно посмотрите как я напишу на доске соединение букв ия.
Начинаю писать от верхней линии рабочей строки, веду короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, довожу до верхней линии рабочей строки, не отрывая руки, пишу вторую короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, пишу нижнее соединение, закругляю вправо вниз, коснувшись нижней линии рабочей строки, веду плавно вверх прямую наклонную линию, закругляю влево и пишу овал, который касается верхней линии рабочей строки, не отрывая руки, веду вниз прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо.
- Пропишите соединение до конца строки.
- Возьмите зелёный карандаш и подчеркните самые красивые буквы, которые вам больше всего нравятся.
III. Открытие темы урока. Целеполагание.
- Какие гласные буквы знаете? Назовите их.
- Дети называют гласные буквы, на доске появляются буквы, которые они называют.
- Ребята посмотрите на доску, где вы видели похожее расположение букв?
- Почему буквы расположены именно так?
- Перед какими гласными звуками согласные звуки обозначают твёрдый звук?
- Перед какими гласными звуками согласные звуки обозначают мягкий звук?
- Ребята посмотрите на ряд букв оставшихся на доске, найдите лишнюю, отличающуюся от остальных букву.
- Ну что никто не догадался? Тогда откройте учебник на странице 60, рассмотрите схемы, скажите какая буква на доске лишняя и почему?
Или Какие молодцы, очень внимательные дети. Правильно буква «и» лишняя, почему? Правильно. А чтобы в этом убедиться рассмотрим схемы на странице 60 в учебнике.
- О каких Буквах мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (е, ё, ю, я)
- Да верно.
- Тема нашего сегодняшнего урока Йотированные гласные.
- Ребята поднимите руку, кто знает, что такое йотированные гласные?
- Буквы Е,Ё,Ю,Я, называются йотированными гласными. Как вы думаете почему?(хитрые буквы, потому что обозначают в некоторых случаях 2 звука)
-Попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова-помощники». (познакомимся, узнаем, будем учиться…..)
Применение открытых умений и знаний в новых ситуациях.
- Скажите, когда йотированные (хитрые) гласные обозначают в слове слияние 2-х звуков? (В начале слова, после гласной, после мягкого знака)
- Приведите примеры таких слов.
- Когда йотированные буквы дают 1 гласный звук?
- Приведите примеры таких слов.
- Молодцы ребята, обратимся к учебнику.
1.Выполнение упражнений.
-Выполним упражнение 8. Прочитайте задание рядом с цифрой.
-Что нужно сделать? (Прочитать)
-Читаем слова.
-Прочитайте задание под 2 красной точкой. Что нужно сделать? (Выписать слова где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного.)
- Выполним задание устно. Какие слова нужно записать? (мяч, маяк, тётя, ёжик, ель, деревня)
- Выполняем задание в тетради.
- Возьмите простой карандаш, линейку, подчеркните 1 чертой слова с йотированными гласными, которые дают 2 звука.
- Прочитайте эти слова. (маяк, ёжик, ель)
- У кого совпало поднимите руки! Правильно, молодцы!
- А теперь встаём на физминутку.
Физкультминутка
(аудио)
-садитесь.
Обобщение и систематизация открытых умений и знаний.
- Пока вы занимались зарядкой на доске появилось слово, прочитайте его. (семья)
- Запишем его в тетрадь.
-Что означает это слово?
- Давайте посчитаем сколько букв и звуков в этом слове, и запишем в тетради, а кто-то посчитает у доски. (5 б., 5 зв.)
- Почему получилось равное количество букв и звуков, ведь мягкий знак не даёт звука?
- Сейчас у нас будет работа в парах. Каждой паре на парту, я выдам листочки со словами вам нужно будет посчитать сколько букв и звуков в каждом слове.
Яша, ёжик, полью, ель, моё.
- Сверьтесь с доской, правильно ли вы сделали. Если всё верно и вам задание далось легко, раскрасьте смайлик полностью, если возникли затруднения, но вы справились, раскрасьте наполовину, если вы не справились с заданием, то не раскрашивайте смайлик.
Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
В ней живёт простой народ,
Пашет, сеет, хлеб печёт,
Улиц мало даже так,
Что бывает лишь одна! (Деревня)
- Объясните значение слова:
Пашет, пахать - взрыхлять, возделывать землю для посева при помощи специальных орудий.
Сеет, сеять – это бросать семена в рыхлую почву.
-Запишите в тетрадь слово «деревня». Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Придумайте предложение с этим словом.
Итог урока.
- Что вы запомнили?
- Ребята, с каким заданием вы легко справились?
- Что вызвало у вас затруднение?
- Что на уроке вам больше всего понравилось?
Итог урока. Рефлексия.
- Какие буквы называются йотированными?
- В каких случаях йотированные гласные дают 2 звука?
- Какой звук гласный?
- Если вам урок понравился, он не вызвал затруднений, вы все поняли. Похлопайте себе. Если урок не понравился, вы не работали, ничего не поняли потопайте ногами.
- Спасибо, урок окончен. До свиданья.
СЕМЬЯ