Разрешаю:__________
Допускаю:__________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока русского языка,
проведенного в4 «А» классе
12.04.2017г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________
Русский язык. 4 класс, 3 часть. УМК «Перспективная начальная школа» (Учебник «Русский язык», Н.А. Чуракова, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Т.А. Байкова, стр. 177-182)
Тема: «Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами».
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами, для формирования синтаксических умений и понятий; орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию умения отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.
Развивающие: способствовать развитию умения определять простые предложения с однородными членами, сложные предложения, отличать их; применять ранее полученные знания, закреплению и актуализации изученного материала, развитию речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора у обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, фронтальной работы; для воспитания трудолюбия, усидчивости, аккуратности, самостоятельности, настойчивости, ответственности за продукты собственной деятельности;
Здоровьесберегающие: чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминуток, соблюдение СанПиН.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «патриотизм», «наука», «природа» «труд и творчество», «литература и искусство», проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознать необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов труда.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: способность ориентироваться в целях, в задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения, адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассника; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре.
Предметные: умение видеть грамматическую основу предложения, определять простое предложение с однородными членами, сложное предложение, отличать их
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: сложное предложение, простое предложение, однородные члены предложения; морфемный разбор слова, фонетический разбор слова.
Образовательные ресурсы: презентация, мультимедиа, учебник «Русский язык», карточки.
Формы работы обучающихся на уроке: фронтальные, парные.
Ход урока:
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
У:- Здравствуйте, ребята! Зовут меня Сергей Владимирович, и урок русского языка сегодня проведу у вас я.
2. Проверка готовности к уроку:
У.:- Ребята, проверьте, все ли у вас готово к сегодняшнему уроку: учебник, тетрадь, ручки, карандаши.
3. Мотивация к обучению и познанию:
У.: Ребята, сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий и новых открытий. Обратите внимание на доску, на ней записаны слова. Что из этого мы возьмем сегодня на урок (на доске слова:внимательность, сообразительность, лень, трудолюбие, находчивость).
II. Актуализация умений и знаний:
1.Словарная работа:
У.: Ребята, сейчас мы с Вами будем выполнять фонетический и морфемный разборы слов. Начнем словарную работу с фонетического разбора слова.
У.: Выполняем фонетический разбор слова «интерес».
О.: Поэтапное объяснение фонетического разбора обучающимся…
О.: Определяем количество слогов в слове, в слове «интерес» 3 слога, ударение падает на 3 слог.
У.: Как мы это определили?
О.: Сколько гласных-столько и слогов.
О.: Составляем транскрипцию: [и н т’ и р’ э с]
О.: Теперь характеризуем звуки:
и-[и]- гласный, безударный;
н-[н]- согласный, твердый, звонкий, сонорный, непарный;
т-[т]- согласный, мягкий, глухой, парный [д];
е- [и]- гласный, безударный;
р-[р]- согласный, мягкий, звонкий, сонорный, непарный;
е-[э]- гласный, ударный;
с-[с]- согласный, твердый, глухой, парный [з].
______________
7 букв, 7 звуков.
У.: Молодцы, ребята!
У.: Выполним морфемный разбор слов: поселились, деревянный, лесостепь.
У.: Назовите части речи, к которым принадлежат эти слова.
О.: Поселились- глагол, деревянный- прилагательное, лесостепь- существительное.
О.: Поселились- по- приставка, сел- корень, и- суффикс, л- суффикс, и- окончание, сь- суффикс (постфикс), основа слова- посели___сь
О.: Деревянный- дерев- корень, янн- суффикс, ый- окончание, основа слова- деревянн.
О.: Лесостепь- лес- корень, о- соединительная гласная (интерфикс), степь- корень, окончание- нулевое, основа слова- лесостепь.
У.: Хорошо, верно.
У.: Ребята, вспомните, что вы изучали на прошлом уроке?
О.: О знаках препинания в простых и сложных предложениях.
У.: Ребята, что такое простое предложение? Какие знаки препинания ставятся в конце простого предложения (в середине)?
У.: ……
О.: Простое предложение….
У.: Хорошо. Ребята, что такое сложное предложение?
О.: Сложное предложение- это предложение, в котором две или более грамматических основ.
У.:Ребята , что ставится между частями сложного предложения.
О.: Запятая.
У.: сравните два предложения. Что для этого требуется сделать?
О.: Внимательно прочитать их, выделить грамматические основы.
У.: 1 предложение: В Москве сегодня целый день лил сильный дождь. 2 предложение: Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
О.:1 предложение простое, второе- сложное.
У.: Почему Вы так решили?
О.:В первом предложении одна грамматическая основа, во втором- две.
У.: Правильно. Выделите грамматические основы данных предложений.
О.: Грамматическая основа первого предложения- лил дождь, во втором предложении две грамматические основы- печален вид и воздух дышит. Между двумя простыми предложениями, входящими в состав сложного, стоит союз а.
III. Открытие новой темы. Целеполагание
У.: Ребята, откройте текст учебника на странице 177, упражнение 177. Прочтите к нему задание.
У.: Что необычного Вы заметили в первом предложении. Охарактеризуйте его.
О.: Предложение сложное, в нем 4 грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, отделены друг от друга запятыми.
У.: Совершенно верно. Прочтите второе предложение. Также охарактеризуйте его.
О.: Второе предложение простое, так как в нем одна грамматическая основа.
У.: А заметили ли Вы в этом предложение что-то повторяющееся?
О.: Да. Это предложение простое с однородными членами предложения.
У: Ребята, кто из Вас может назвать тему нашего сегодняшнего урока?
О.: Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами.
У.: Верно!
IV. Открытие новых умений и знаний.
У.: Ребята, откройте учебник на странице 179, упражнение 178, прочтите задание, которое требуется выполнить.
О.: Списать пословицы, выделить грамматические основы.
У.: Ребята, охарактеризуем предложения.
О.: 1 предложение- сложное предложение, две грамматические основы, между двумя простыми предложениями в составе сложного стоит союз а.
О.: 2 предложение- простое предложение, одна грамматическая основа, с однородными сказуемыми.
О.: 3 предложение- сложное предложение, две грамматические основы, два простых предложения в составе сложного разделены запятой.
V. Физминутка.
Это-правая рука,
Это- левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева- быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
У.: Ребята, прочитайте текст на странице 181, упражнение 180.
У.: Выполним синтаксический разбор предложения у доски. Предложение: Построил человек для пчелы деревянный дом, и живет пчела с тех пор в удобном улье.
У.: Помощником в выполнении синтаксического разбора нам будет инструкция на странице 172.
О.: Выполнение синтаксического разбора обучающимися…
VI. Подведение итогов.
У.: Ребята, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Чему учились?
О.: О сравнении сложного предложения с простым предложением с однородными членами. Учились находить и отличать данные виды предложений в тексте.
У.: Отличается ли сложное предложение от простого предложения с однородными членами? Объясните свой ответ.
О.: Да. Сложное предложение отличается от простого предложения с однородными членами. В сложном предложении несколько грамматических основ. В простом предложении с однородными членами одна грамматическая основа (памятка на странице 182).
У.: Что из ранее изученного мы сегодня вспомнили?
О.: Фонетический и морфемный разбор слова, синтаксический разбор предложения.
У.: Замечательно!
VII. Рефлексия.
У.: Ребята, если Вам понравился наш сегодняшний урок, нарисуйте солнышко, если нет-тучку.
VIII. Домашнее задание.
У.: Ребята, Ваше домашнее задание- упражнение 181, 182 на странице 183 учебника.
У.: Ребята, спасибо, урок окончен!