СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс, УМК «Гармония», учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык»

Тема: Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме.

Цель: Обучение построению алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме.

Задачи:

Познавательные:

1. Формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и обосновывать по ней написание безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

1. Развивать интеллект, внимание и речь обучающихся, способствовать активизации познавательной деятельности. 

2. Учить находить нужную информацию, используя различные источники.

Воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся потребность в общении с одноклассниками, коммуникативные и толерантные формы поведения, формировать умение работать в паре и в группе со сверстниками.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 4 классе»

План-конспект урока русского языка в 4 классе

4 класс, УМК «Гармония», учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык»

Тема: Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме.

Цель: Обучение построению алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме.

Задачи:

Познавательные:

1. Формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и обосновывать по ней написание безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

1. Развивать интеллект, внимание и речь обучающихся, способствовать активизации познавательной деятельности.

2. Учить находить нужную информацию, используя различные источники.

Воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся потребность в общении с одноклассниками, коммуникативные и толерантные формы поведения, формировать умение работать в паре и в группе со сверстниками.


ХОД УРОКА



Этапы урока

Содержание

1

Мотивация

к учебной деятельности

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации

- Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всем и справиться с любой задачей.

- Все готовы? Значит, начинаем!

- Писатель К. Паустовский как-то сказал (СЛАЙД № 1):

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…»

- Чем же интересен русский язык? Какое богатство в нем скрыто?

(В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)

- Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы откроем новые тайны русского языка. Какие, вы узнаете позже, а сейчас минутка красивого письма

2

Минутка чистописания.

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Цели:

- актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

- мотивация

к пробному учебному действию;

- фиксация учащимися индивидуальных затруднений

в выполнении пробного учебного действия

- Прочитайте пословицу:

На то и печь, чтобы хлеб да блины печь.

- Понятен ли вам скрытый смысл данной пословицы?

- Интересно, а как трактуется смысл пословицы в толковом словаре? Кто узнает? (Одному ученику даётся задание найти толкование пословицы в словаре. Пока ученик работает со словарём, остальные записывают предложение в тетрадь).

- Итак, заслушаем…

- Так давайте же наблюдать, думать и рассуждать! Пусть слова народной мудрости станут девизом нашего урока! (СЛАЙД № 2)

- Дайте характеристику данному предложению (один у доски).

- Что интересного мы наблюдаем в пословице? (слово печь звучит одинаково, а обозначает разные части речи)

- Обозначьте части речи (вызванный ученик обозначает части речи и присаживается на место).

- Оказывается, слово «печь» - это ещё и глагол, а мы с вами как раз на уроках работаем над секретами глагола и некоторые из них нами уже раскрыты. Заполните карточку № 1.

После выполнения проверка по СЛАЙДУ № 3.

- Что вы можете сказать о глаголе печь? (глагол в н. ф.)

- Как вы определили? (вопрос что делать?)


3

Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1. Соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

2. Построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения

- Можете ли вы определить спряжение глагола «печь»? (Мы не можем этого сделать, мы можем определять спряжение только по ударному личному окончанию).

- Так чему же мы должны научиться сегодня на уроке?

(определять спряжение глагола по его неопределённой форме)

Это и есть цель сегодняшнего урока.

- Прочитайте название темы в учебнике. (СЛАЙД № 4)

- Какое ключевое слово в теме? Действительно, ключевое слово КАК. Оно означает, что перед нами стоят две учебные задачи – давайте попробуем вместе их сформулировать:

- Итак, чему мы должны, прежде всего, научиться? (определять спряжение глагола по его неопределённой форме – значит, это будет 1-ая учебная задача).

(СЛАЙД № 5)

А вторая? (вспомните выделенное слово КАК)

2-ая учебная задача: составить алгоритм наших действий

4

Реализация построенного проекта

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

- зафиксировать построенный способ действия

в речи;

-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

-уточнить общий характер нового знания

1. – Итак, приступаем к раскрытию новой тайны. Перед вами глаголы. Прочитайте их:

Спросить, поднять, зеленеть, спешить, надуть.

- На какие 2 группы их можно разбить (на –ить и не на –ить).

- Переверните лежащие перед вами карточки. Найдите карточку № 2. Один может занять место за компьютером. Кто?

- Итак, озаглавьте в карточке № 2 два столбика по данным признакам.

- Можем ли мы на данный момент определить спряжение? (Нет, это наша первая задача). Значит, пока на второй строчке поставьте простым карандашиком знак вопроса.

- Заполните третью строчку глаголами по группам.

- Каким способом мы уже умеем определять спряжение глагола?

- Измените глаголы по лицам и по числам.

(Один человек заполняет таблицу за компьютером)

- Какая гласная появилась в окончании глаголов на - ить? К какому спряжению мы относим глаголы с гласной -и в окончании? Какой вывод можно сделать? (Группа глаголов на – ить – 2-го спряжения). Подпишите в оглавлении спряжение.


(Аналогичная работа со второй группой глаголов не на –ить).

- Сформулируйте общий вывод.

Проверим его правильность в упр.413 на стр. 40 учебника.

- Так какого же спряжения наш глагол из мудрой пословицы?

- Выполните 1-ое задание под рамочкой на стр. 40 (читают окончания с карточки, подчеркивают гласную).

- Итак, какие задачи мы ставили в начале урока?

- Какую из них мы уже решили?

(Первую – мы научились определять спряжение глагола по его неопределённой форме).

- Кто был активен на данном этапе урока? Кому мы можем сказать спасибо?

ФИЗМИНУТКА


2. - Проверим, как вы следуете сегодня народной мудрости. Обозначьте в тетради 2 столбика – 1 и 2 спряжение. Распишите услышанные глаголы по спряжениям. Как будете действовать (слушаем глагол, наблюдаем окончание, делаем вывод: на –ить – 2 спр., не на –ить – 1 спр.)

(1 ученик распределяет слова на карточках в два столбика. После выполнения задания проверка по работе контролёра).

Запись под диктовку:

Рисовать, играть, лепить, думать, летать, желать, грустить, строить, ломать, грузить, сеять, загнуть, выпрямить, решить, высадить, вырастить.

Рефлексия

- Поднимите руки, кто не справился с этим заданием?

- Кто только иногда встречал затруднения при определении спряжения глагола?

- Кто выполнил всё задание на «отлично»? Молодцы!

5

Составление алгоритма определения спряжения

по его неопред. форме

- Вспомним вторую учебную задачу. Что мы должны составить? Для чего нам нужен алгоритм?


- Вы правы, не всегда глаголы встречаются нам сразу в неопределённой форме. Как действовать в таких случаях, мы сейчас попробуем разобраться.

- Итак, выполняем упр. 414. Повторим порядок наших действий:

1. Ставим глагол в неопред. форму.

2. Наблюдаем гласную перед –ть.

3. Определяем спряжение.

После выполнения упр. 414:

- Посмотрите таблицу в упр.415. Как можно озаглавить её? Вы правы, это алгоритм наших действий при определении спряжения глагола по его неопределённой форме.


- Итак, мы решили 2-ую задачу?


6

Первичное закрепление

с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

- проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы

- Попробуем применить алгоритм на практике. Работаем над упр. 416. Задание: найти в тексте глаголы и, действуя по алгоритму (СЛАЙД № 6), определить спряжение и выбрать безударное окончание глагола.

- Но сначала ответьте на вопросы:

- Кто считает, что легко справится с этим заданием? Поставьте на полях тетради знак «+» - я справлюсь. Вы можете работать самостоятельно.

- Кто сомневается? Поставьте на полях тетради знак «?» - я не уверен … В случаях, когда вы сомневаетесь, можете прибегать к помощи соседа по парте.


- Кому нужна будет помощь? Поставьте на полях тетради знак «!» - мне нужна помощь … Вы можете работать в паре с соседом.

(Взаимопроверка).


7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения, как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание

1. Рефлексивный анализ учебной деятельности

- Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достиг ли цели наш урок?

- Дайте оценку уроку (СЛАЙД № 7)

2. Оцени свою деятельность на уроке (карточка № 3)

3. Домашнее задание:

Стр. упр. Пользуйтесь алгоритмом!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!