4 класс, УМК «Гармония», учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык»
1. Формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и обосновывать по ней написание безударных личных окончаний глаголов.
1. Развивать интеллект, внимание и речь обучающихся, способствовать активизации познавательной деятельности.
2. Учить находить нужную информацию, используя различные источники.
1.Воспитывать у обучающихся потребность в общении с одноклассниками, коммуникативные и толерантные формы поведения, формировать умение работать в паре и в группе со сверстниками.
| Этапы урока | Содержание |
1 | Мотивация к учебной деятельности Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации | - Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всем и справиться с любой задачей. - Все готовы? Значит, начинаем! - Писатель К. Паустовский как-то сказал (СЛАЙД № 1): «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…» - Чем же интересен русский язык? Какое богатство в нем скрыто? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн) - Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы откроем новые тайны русского языка. Какие, вы узнаете позже, а сейчас минутка красивого письма |
2 | Минутка чистописания. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности Цели: - актуализация изученного способа определения спряжения глаголов; - мотивация к пробному учебному действию; - фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия | - Прочитайте пословицу: На то и печь, чтобы хлеб да блины печь. - Понятен ли вам скрытый смысл данной пословицы? - Интересно, а как трактуется смысл пословицы в толковом словаре? Кто узнает? (Одному ученику даётся задание найти толкование пословицы в словаре. Пока ученик работает со словарём, остальные записывают предложение в тетрадь). - Итак, заслушаем… - Так давайте же наблюдать, думать и рассуждать! Пусть слова народной мудрости станут девизом нашего урока! (СЛАЙД № 2) - Дайте характеристику данному предложению (один у доски). - Что интересного мы наблюдаем в пословице? (слово печь звучит одинаково, а обозначает разные части речи) - Обозначьте части речи (вызванный ученик обозначает части речи и присаживается на место). - Оказывается, слово «печь» - это ещё и глагол, а мы с вами как раз на уроках работаем над секретами глагола и некоторые из них нами уже раскрыты. Заполните карточку № 1. После выполнения проверка по СЛАЙДУ № 3. - Что вы можете сказать о глаголе печь? (глагол в н. ф.) - Как вы определили? (вопрос что делать?) |
3 | Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения Цель: 1. Соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения. 2. Построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения | - Можете ли вы определить спряжение глагола «печь»? (Мы не можем этого сделать, мы можем определять спряжение только по ударному личному окончанию). - Так чему же мы должны научиться сегодня на уроке? (определять спряжение глагола по его неопределённой форме) Это и есть цель сегодняшнего урока. - Прочитайте название темы в учебнике. (СЛАЙД № 4) - Какое ключевое слово в теме? Действительно, ключевое слово КАК. Оно означает, что перед нами стоят две учебные задачи – давайте попробуем вместе их сформулировать: - Итак, чему мы должны, прежде всего, научиться? (определять спряжение глагола по его неопределённой форме – значит, это будет 1-ая учебная задача). (СЛАЙД № 5) А вторая? (вспомните выделенное слово КАК) 2-ая учебная задача: составить алгоритм наших действий |
4 | Реализация построенного проекта Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; - зафиксировать построенный способ действия в речи; -организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; -уточнить общий характер нового знания | 1. – Итак, приступаем к раскрытию новой тайны. Перед вами глаголы. Прочитайте их: Спросить, поднять, зеленеть, спешить, надуть. - На какие 2 группы их можно разбить (на –ить и не на –ить). - Переверните лежащие перед вами карточки. Найдите карточку № 2. Один может занять место за компьютером. Кто? - Итак, озаглавьте в карточке № 2 два столбика по данным признакам. - Можем ли мы на данный момент определить спряжение? (Нет, это наша первая задача). Значит, пока на второй строчке поставьте простым карандашиком знак вопроса. - Заполните третью строчку глаголами по группам. - Каким способом мы уже умеем определять спряжение глагола? - Измените глаголы по лицам и по числам. (Один человек заполняет таблицу за компьютером) - Какая гласная появилась в окончании глаголов на - ить? К какому спряжению мы относим глаголы с гласной -и в окончании? Какой вывод можно сделать? (Группа глаголов на – ить – 2-го спряжения). Подпишите в оглавлении спряжение. (Аналогичная работа со второй группой глаголов не на –ить). - Сформулируйте общий вывод. Проверим его правильность в упр.413 на стр. 40 учебника. - Так какого же спряжения наш глагол из мудрой пословицы? - Выполните 1-ое задание под рамочкой на стр. 40 (читают окончания с карточки, подчеркивают гласную). - Итак, какие задачи мы ставили в начале урока? - Какую из них мы уже решили? (Первую – мы научились определять спряжение глагола по его неопределённой форме). - Кто был активен на данном этапе урока? Кому мы можем сказать спасибо? |
ФИЗМИНУТКА |
| | 2. - Проверим, как вы следуете сегодня народной мудрости. Обозначьте в тетради 2 столбика – 1 и 2 спряжение. Распишите услышанные глаголы по спряжениям. Как будете действовать (слушаем глагол, наблюдаем окончание, делаем вывод: на –ить – 2 спр., не на –ить – 1 спр.) (1 ученик распределяет слова на карточках в два столбика. После выполнения задания проверка по работе контролёра). Запись под диктовку: Рисовать, играть, лепить, думать, летать, желать, грустить, строить, ломать, грузить, сеять, загнуть, выпрямить, решить, высадить, вырастить. Рефлексия - Поднимите руки, кто не справился с этим заданием? - Кто только иногда встречал затруднения при определении спряжения глагола? - Кто выполнил всё задание на «отлично»? Молодцы! |
5 | Составление алгоритма определения спряжения по его неопред. форме | - Вспомним вторую учебную задачу. Что мы должны составить? Для чего нам нужен алгоритм? - Вы правы, не всегда глаголы встречаются нам сразу в неопределённой форме. Как действовать в таких случаях, мы сейчас попробуем разобраться. - Итак, выполняем упр. 414. Повторим порядок наших действий: 1. Ставим глагол в неопред. форму. 2. Наблюдаем гласную перед –ть. 3. Определяем спряжение. После выполнения упр. 414: - Посмотрите таблицу в упр.415. Как можно озаглавить её? Вы правы, это алгоритм наших действий при определении спряжения глагола по его неопределённой форме. - Итак, мы решили 2-ую задачу? |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: - организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи - проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; -организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы | - Попробуем применить алгоритм на практике. Работаем над упр. 416. Задание: найти в тексте глаголы и, действуя по алгоритму (СЛАЙД № 6), определить спряжение и выбрать безударное окончание глагола. - Но сначала ответьте на вопросы: - Кто считает, что легко справится с этим заданием? Поставьте на полях тетради знак «+» - я справлюсь. Вы можете работать самостоятельно. - Кто сомневается? Поставьте на полях тетради знак «?» - я не уверен … В случаях, когда вы сомневаетесь, можете прибегать к помощи соседа по парте. - Кому нужна будет помощь? Поставьте на полях тетради знак «!» - мне нужна помощь … Вы можете работать в паре с соседом. (Взаимопроверка). |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: - провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешенные затруднения, как направления будущей учебной деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание | 1. Рефлексивный анализ учебной деятельности - Чему должны были научиться на уроке? - Как решали эту задачу? - Достиг ли цели наш урок? - Дайте оценку уроку (СЛАЙД № 7) 2. Оцени свою деятельность на уроке (карточка № 3) 3. Домашнее задание: Стр. упр. Пользуйтесь алгоритмом! |