СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока в 5 классе по теме "Как обозначают и сравнивают углы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ввести понятие угла, расширить знания об углах, их обозначении и сравнении; формировать умения и навыки распознавать углы на чертежах, рисунках, моделях; использовать терминологию, связанную с углам; изображать углы от руки и с помощью чертежных инструментов; формировать навыки применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 5 классе по теме "Как обозначают и сравнивают углы"»

«Как обозначают и сравнивают углы»

план урока математики в 5 классе







Учитель: Туля Т.М.





Урок математики в 5 классе по теме

«Как обозначают и сравнивают углы»

(21.10.2016г.)

Вид урока: урок – исследование

Цель: формирование общего понятия об угле, видах углов, о методах сравнения углов.

Задачи:

- учить распознавать на чертежах, рисунках, моделях углы;

- учить распознавать прямой, развёрнутый, острый и тупой угол;

- учить изображать углы с использованием чертёжных инструментов,

моделировать углы;

- учить исследовать углы;

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

- развивать внимание, наблюдательность, пространственное воображение

учащихся;

- воспитывать ответственность, дисциплинированность, умение слушать друг

друга, доброжелательность;

- способствовать формированию познавательных

(моделирование, формулирование познавательной цели, поиск и выделение

информации, анализ и синтез, выбор оснований для сравнения,

классификация объектов ), коммуникативных (умение работать в парах,

умение вступать в диалог; умение видеть какое задание

выполнять и умение самим формулировать задание),

регулятивных (прогнозирование, целеполагание, коррекция, оценка) и

личностных (мотивация учения, нравственно – этическое оценивание)

УУД.


Оборудование:

компьютер;

мультимедиа проектор;

презентация Power Point;;

раздаточный материал.

  Структура урока:

  1. Оргмомент –  3 мин.

  2. Постановка цели урока  - 2 мин.

  3. Устная работа( работа в группах) –  6 мин.

  4. Проблемно- исследовательская работа ( работа в группах)– 24 мин.

  5. Самостоятельная практическая работа –  7 мин.

  6. Рефлексия – 3 мин.

Литература

УМК по математике 5-6 кл. под ред. Виленкин Н.М, Жохов В.И. и др.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

План проведения урока:

Этапы урока

Формируемые учебные действия

1.Организационный момент.

Саморегуляция. Целеполагание. Прогнозирование.

2.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Устный счет.

Умение видеть, принимать и удерживать цель, умение оценивать и прогнозировать, сравнительный анализ, саморегуляция, эрудиция, быстрота реакции, проверка и опровержение правильности решения.

3.Введения понятия угла и его обозначения.

Морально-этические стороны личности, работа с определением, развитие грамотной математической речи, эмоциональное общение, предметная рефлексия, стрессоустойчивость, удерживание цели.

4.Экспериментальный этап сравнения углов путем наложения и сложения по сторонам.

Морально-этические стороны личности, развитие навыков сотрудничества, эрудиция, самостоятельность, самоконтроль, самосознание, построение речевых конструкций, познавательная активность и целостное мировоззрение, саморегуляция, формирование заботливого отношения к одноклассникам.

5. Экспериментальный этап (с помощью веера) знакомства учащихся с различными видами углов.

Прогнозирование, оценивание, формирование представления о представительной выборке эксперимента, эстетическое восприятие геометрических фигур.

6. Физкультминутка.

Эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция.

7. Этап систематизации знаний о видах углов.

Целеполагание, умение оценивать и прогнозировать, саморегуляция, эрудиция, быстрота реакции, проверка и опровержение правильности решения, построение речевых конструкций.

8. Игра.

Контроль, оценка действий, самооценка, сравнительный анализ, честность.

9.Контроль знаний. Тест.

Формирование ответственного отношения к выполнению творческого задания, эстетическое воспитание, самоконтроль, стрессоустойчивость, саморегуляция, самооценка, прогнозирование.

10.Подведение итогов урока.

Эмоциональное общение, самооценка, развитие грамотной математической речи, эмоциональное общение, рефлексия, стрессоустойчивость, удерживание цели.




Ход урока:

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Слайд №1.(Презентация к уроку, приложение 1)

Приветствует учащихся, определяет отсутствующих.

«Ну-ка, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?...»

Приветствуют учителя, организуют пространство.

2. Постановка цели урока

Задачи урока

-- Сегодня мы продолжим работать с геометрическими фигурами

Как вы думаете, для чего я сегодня на урок принесла этот предмет? Как он называется?

- Ребята, ответьте мне, пожалуйста на один шуточный вопрос: «Какую геометрическую фигуру используют родители для наказания детей?»



Да, сегодня мы будем изучать углы.

- Внимание на экран

Объясняет задачи урока

- Закрепить знания по определению простейших геометрических фигур.

- Пополнить эти знания знаниями ещё об одной фигуре, об угле.

- Провести небольшое исследование её свойств.

Веер)

Дети дают различные варианты ответов. Один из них –«… на примере веера мы будем изучать углы».)



Настраиваются на продуктивную и творческую работу.

3. Устная работа ( работа в группах)

Слайд №2.«Геометрические фигуры»

Организует фронтальный опрос (диалог).

  1. Какие геометрические фигуры вы видите на слайде?

  2. Назовите и покажите отрезки.

  3. Прямые.

  4. Лучи. Сколько лучей образуют пересекающиеся прямые?

  5. Окружность.

  6. Пересекает ли луч RP отрезок СВ? А луч ОS, ОК?

  7. Пересекает  ли прямая FN отрезок AM,…?

  8. Назовите два луча, выходящие из одной точки, покажите на рисунке.

Отвечают на вопросы и показывают на слайде.

  1. Прямые, лучи, отрезки, точки, окружность.

  2. АМ, СВ

  3. FN, EД

  4. RP, OK, OS, ZД, …

  5. Окружность.

  6. Нет. Луч ОS пересекает отрезок СВ.

  7. Нет.

  8. ОК и ОS

Слайд №3. «Угол»

- Итак , какую геометрическую фигуру мы будем рассматривать сегодня?

Записывают в тетрадях тему урока «Угол».

Угол.

В тетрадях: Классная работа. Угол

4. Проблемно-исследовательская работа (изучение нового материала)- в группах

Слайд №4. «Верю – не верю» (3 мин.)

Раздать карточки с утверждениями

Игра «Верю – не верю»

Выберите те утверждения, в которые верите:

  1. Угол – это геометрическая фигура.

  2. Угол состоит из двух пресекающихся  прямых

  3. Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки

  4. Равные углы – это те, у которых равны стороны

  5. Бывает угол прямой

  6. Бывают углы острые и тупые

  7. Угол может быть тонким

  8. Тупой угол – это угол, который нарисован плохо заточенным  карандашом

  9. Острый угол – это угол, который меньше прямого

  10. Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.

Выбирают верные утверждения. Обводят в кружок номера тех утверждений, которые считают верными. Номера неверных утверждений зачеркивают.

 

- Назовите, какие номера утверждений вы выбрали. (3-4 чел.) Это – интересно.

Называют утверждения, которые выбрали.

Раздать конверты с набором моделей углов разного цвета

- Проведем небольшое исследование.

Рассмотрев модели углов, постарайтесь вспомнить то, что вы узнали в начальной школе или знали из других источников (можно обсудить в парах).

По мере проведения работы, отмечайте знаком «+» те утверждения, в которых вы уверены.
- Мнение изменилось? Кто внес изменения в листок с утверждениями?

- Хорошо.

Рассматривают модели углов, обсуждают в парах, вносят изменения в листок с утверждениями.

Самоконтроль и самооценка

- Открываем учебники, стр. 243. Прочитайте внимательно п. 4.1.

 «Как обозначают и сравнивают углы» и вносите коррективы в свои записи по мере необходимости .

- Изменили ли вы своё мнение?

Читают учебник и вносят изменения

Систематизация и обобщение знаний по теме «Угол»

- Прошу сообщить, в каких утверждениях вы сомневались, но сейчас изменили своё мнение.
Подводим итоги исследования, приводим в систему свои знания по теме «Углы».

 

 

Отвечаем на вопросы:

1. Верно ли первое утверждение? Да. Угол – это геометрическая фигура. Следовательно,1 утв. верно.

2. Что такое – угол?

3. Посмотрите на экран.

Отвечают на вопросы учителя.

Слайд №6

- Вычеркните неверное утверждение.

Делают выводы:

1. Угол – это геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки.

2. 1 утверждение верно. Кто поверил в это? Хорошо.

3. 3 утверждение верно. Кто поверил в это? Хорошо. А, второе не верно.

Работа в тетрадях (Слайд №6)

- Постройте в тетрадях угол АОВ. Галя нарисует на доске. Как будешь строить?

- Как можно ещё назвать этот же угол?
Можно ли назвать его АВО?

- Есть ли у угла стороны? Какие геометрические фигуры являются сторонами угла?

2 утв. Неверно.
3 утв. Верно.

 

В тетрадях:

АОВ - угол АОВ или  ВОА, или О
Точка О – вершина угла
Лучи ОА и ОВ – стороны угла

Слайд № 8. Флеш-анимация «Сравнение углов»

- Какой из двух углов больше? Красный или синий? Почему вы так решили?

- Какой меньше: синий или красный?

Как сравнить углы?

Синий. Если красный угол наложить на синий, то он будет составлять часть синего угла.

Красный.

Чтобы сравнить два угла, надо совместить их вершины и по одной из сторон.

Слайд № 9. Игра «Верю – не верю»

4 утверждение неверно.

 

Слайд № 10. «Прямой угол»

4. Какой угол называется прямым?

 

 

- Найдите среди моделей прямой угол. Такого нет?
- Как же нам его показать? 
- Возьмите в руку и покажите мне прямой угол.

Нет среди моделей прямого угла.
Это угол тетради, стола, …
На угольнике, тетрадь.

 

Как убедиться в том, что угол парты прямой?

Смотрим, как это сделать.

Приложить чертёжный угольник.

 

 

- А кто догадался, как сделать модель прямого угла прямо сейчас? Из листа простой белой бумаги.

Как убедиться в этом?

Свернуть лист бумаги пополам и еще раз пополам и получится прямой угол.

Работа в тетрадях

- Постройте в тетрадях два прямых угла: угол Е и угол Р.

- Как будете строить?

- Хорошо. Постоим угол Е по клеткам, а угол Р с помощью чертежного угольника.

  1. Обведем по угольнику.

  2. Обведем по модели.

  3. По клеткам.

В тетр.

 Е - прямой

 Р - прямой



Слайд № 11. Разминка для глаз

- А теперь немного отдохнём. Расслабьтесь и следите глазами за шариком.

Внимательно следят за движущимся шариком.

Слайд №12. «Острые и тупые углы»

 

5. Какой угол называется тупым? Острым?

- Покажите на моделях острый угол, тупой. Как вы выбрали острый угол? Тупой?

Угол, меньший прямого, называется острым.

Угол, больший прямого, называется тупым.

Наложили на угол прямой угол. Острый угол меньше прямого. А. тупой – больше.

Работа в тетрадях

- Постройте в тетрадях острый угол МДК, тупой угол С.

 

В тетр.

Слайд № 14. «Физкультминутка»

 

Выполняют упражнения.

Слайд № 15. «Прямой и развернутый угол»

 

- Постройте в тетрадях 2 прямых угла так, чтобы их вершины совпали, и одна сторона была бы общей. Тогда две другие образуют прямую. Этот угол называется развернутым.

Развернутый. Развернутый угол – это угол, составленный из двух лучей, дополняющих друг друга до прямой.
Развернутый угол равен двум прямым углам.  Прямой составляет половину развернутого.

DNH - развернутый

 5. Самостоятельная работа с последующей проверкой (закрепление полученных знаний)

Слайд №16.  Часы

- Выполняем задание самостоятельно.

 

Презентация(приложение 2)

- Где ещё в жизни нам встречаются  углы?

При строительстве домов, мостов и др.

Слайд № 17, 18, 19

Практическая работа (приложение 3)

  1. Первое задание выполните самостоятельно.

  2. Вместе. См на экран.

  3. Вместе.

Работают на листах.

Проверяют. Исправляют ошибки.

Слайд № 20. Игра «Верю – не верю»

- Осталось лишь одно утв. без внимания.
- Что такое биссектриса угла?

Высказывают предположения.    

Слайд № 21

- Среди школьников есть такое шуточное объяснение этого слава: биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

 

 

- Возьмите модель угла из бумаги в клетку и проведите биссектрису угла. Как это сделать?



Надо согнуть угол пополам и обвести луч.

Работа в группах.



- На каждой парте у вас имеется такая модель (учитель демонстрирует модель куба). Поднимите руки, кто согласен, что данная модель содержит геометрические фигуры, которые мы сегодня исследуем. Прокомментируйте это - Что интересного вы можете сказать об этих углах?). Обоснуйте свой ответ , посоветовавшись в парах. Можно воспользоваться чертёжными инструментами, лежащими на парте.

- Какая пара может представить своё обоснование?( Пара, справившаяся с заданием быстрее всех, выходит к доске и показывает с помощью чертёжного угольника, что все углы прямые).

- А какую ещё информацию можно получить об углах куба? Сосчитать их.

- Выполните подсчёт. Сравните результаты подсчёта с результатами пары, отвечающей у доски. И если они разошлись, придите к единому мнению. Покажите свою готовность с помощью поднятой руки. ( 24 прямых угла)

- Итак, что мы выяснили с углами куба? ( Их вид и количество)

- Молодцы! С заданием справились хорошо. А какая ещё модель объёмной фигуры находится у вас на парте? ( Модель пирамиды).

- Исследуйте её углы. Обоснуйте свой ответ (учащиеся работают в парах, а в конце своего исследования представляют полученные результаты: 6 прямых углов и 10 острых). Можно воспользоваться чертёжными инструментами на парте.

- Какой метод исследования вы применяли при выполнении данного задания? ( Сравнение с помощью угольника или сравнение с помощью эталона, где в качестве эталона берётся прямой угол).



-куб содержит углы



.

-Все углы прямые

Слайд № 22. Игра «Верю – не верю»

- Подведем итоги.

Каким утверждениям вы поверили в начале урока, а сейчас изменили своё мнение?

Обсуждают и оценивают свои знания.

Слайд № 23. «Звездный час»

- Наступил ваш звездный час. Пора подводить итоги. Выполним и оценим самостоятельно свои знания. Поставьте себе оценку за урок.

Решим задачу:

Трое одноклассников Коля, Вася, Петя начертили три угла – острый, прямой, тупой. Угол Коли больше угла Васи, но меньше угла Пети. Определите, кто, какой угол начертил.



Самооценка (слайд 24)



Выставляют себе оценки за урок

Решают с последующей взаимопроверкой.











Дети поднимают углы, лежащие на парте)

Зелёный – сделал для себя открытие;

Красный – активно работал на уроке

Жёлтый – урок подарил хорошее настроение




Учащиеся работая в группах , проводят взаимопроверку и результаты заносят в маршрутные листы .





Маршрутный лист

Группа № 3

ФИ учащихся

Групповая работа

«верно не верно»

1балл

Работа у доски

1 балл

Задание с часами

1 балл

Практи-ческая работа

1-3 балл

Исследовательская работа с кубом и пирамидой

1 балл

Задача про мальчиков и виды углов

1 балл

итог

оценка


















































Критерии оценивания :

7-8 баллов –«5»;

5-6 баллов-«4»;

3-4 балла -«3»;

1-2 балла –«2».




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!