Учитель: Туля Т.М.
УУД.
раздаточный материал.
УМК по математике 5-6 кл. под ред. Виленкин Н.М, Жохов В.И. и др.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Этапы урока | Формируемые учебные действия |
1.Организационный момент. | Саморегуляция. Целеполагание. Прогнозирование. |
2.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Устный счет. | Умение видеть, принимать и удерживать цель, умение оценивать и прогнозировать, сравнительный анализ, саморегуляция, эрудиция, быстрота реакции, проверка и опровержение правильности решения. |
3.Введения понятия угла и его обозначения. | Морально-этические стороны личности, работа с определением, развитие грамотной математической речи, эмоциональное общение, предметная рефлексия, стрессоустойчивость, удерживание цели. |
4.Экспериментальный этап сравнения углов путем наложения и сложения по сторонам. | Морально-этические стороны личности, развитие навыков сотрудничества, эрудиция, самостоятельность, самоконтроль, самосознание, построение речевых конструкций, познавательная активность и целостное мировоззрение, саморегуляция, формирование заботливого отношения к одноклассникам. |
5. Экспериментальный этап (с помощью веера) знакомства учащихся с различными видами углов. | Прогнозирование, оценивание, формирование представления о представительной выборке эксперимента, эстетическое восприятие геометрических фигур. |
6. Физкультминутка. | Эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция. |
7. Этап систематизации знаний о видах углов. | Целеполагание, умение оценивать и прогнозировать, саморегуляция, эрудиция, быстрота реакции, проверка и опровержение правильности решения, построение речевых конструкций. |
8. Игра. | Контроль, оценка действий, самооценка, сравнительный анализ, честность. |
9.Контроль знаний. Тест. | Формирование ответственного отношения к выполнению творческого задания, эстетическое воспитание, самоконтроль, стрессоустойчивость, саморегуляция, самооценка, прогнозирование. |
10.Подведение итогов урока. | Эмоциональное общение, самооценка, развитие грамотной математической речи, эмоциональное общение, рефлексия, стрессоустойчивость, удерживание цели. |
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент |
Слайд №1.(Презентация к уроку, приложение 1) | Приветствует учащихся, определяет отсутствующих. «Ну-ка, проверь, дружок! Ты готов начать урок?...» | Приветствуют учителя, организуют пространство. |
2. Постановка цели урока |
Задачи урока | -- Сегодня мы продолжим работать с геометрическими фигурами Как вы думаете, для чего я сегодня на урок принесла этот предмет? Как он называется? - Ребята, ответьте мне, пожалуйста на один шуточный вопрос: «Какую геометрическую фигуру используют родители для наказания детей?»
Да, сегодня мы будем изучать углы. - Внимание на экран Объясняет задачи урока - Закрепить знания по определению простейших геометрических фигур. - Пополнить эти знания знаниями ещё об одной фигуре, об угле. - Провести небольшое исследование её свойств. | Веер) Дети дают различные варианты ответов. Один из них –«… на примере веера мы будем изучать углы».)
Настраиваются на продуктивную и творческую работу. |
3. Устная работа ( работа в группах) |
Слайд №2.«Геометрические фигуры» | Организует фронтальный опрос (диалог). Какие геометрические фигуры вы видите на слайде? Назовите и покажите отрезки. Прямые. Лучи. Сколько лучей образуют пересекающиеся прямые? Окружность. Пересекает ли луч RP отрезок СВ? А луч ОS, ОК? Пересекает ли прямая FN отрезок AM,…? Назовите два луча, выходящие из одной точки, покажите на рисунке. | Отвечают на вопросы и показывают на слайде. Прямые, лучи, отрезки, точки, окружность. АМ, СВ FN, EД RP, OK, OS, ZД, … Окружность. Нет. Луч ОS пересекает отрезок СВ. Нет. ОК и ОS |
Слайд №3. «Угол» | - Итак , какую геометрическую фигуру мы будем рассматривать сегодня? Записывают в тетрадях тему урока «Угол». | Угол. В тетрадях: Классная работа. Угол |
4. Проблемно-исследовательская работа (изучение нового материала)- в группах |
Слайд №4. «Верю – не верю» (3 мин.) Раздать карточки с утверждениями | Игра «Верю – не верю» Выберите те утверждения, в которые верите: Угол – это геометрическая фигура. Угол состоит из двух пресекающихся прямых Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки Равные углы – это те, у которых равны стороны Бывает угол прямой Бывают углы острые и тупые Угол может быть тонким Тупой угол – это угол, который нарисован плохо заточенным карандашом Острый угол – это угол, который меньше прямого Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны. | Выбирают верные утверждения. Обводят в кружок номера тех утверждений, которые считают верными. Номера неверных утверждений зачеркивают. |
| - Назовите, какие номера утверждений вы выбрали. (3-4 чел.) Это – интересно. | Называют утверждения, которые выбрали. |
Раздать конверты с набором моделей углов разного цвета | - Проведем небольшое исследование. Рассмотрев модели углов, постарайтесь вспомнить то, что вы узнали в начальной школе или знали из других источников (можно обсудить в парах). По мере проведения работы, отмечайте знаком «+» те утверждения, в которых вы уверены. - Мнение изменилось? Кто внес изменения в листок с утверждениями? - Хорошо. | Рассматривают модели углов, обсуждают в парах, вносят изменения в листок с утверждениями. |
Самоконтроль и самооценка | - Открываем учебники, стр. 243. Прочитайте внимательно п. 4.1. «Как обозначают и сравнивают углы» и вносите коррективы в свои записи по мере необходимости . - Изменили ли вы своё мнение? | Читают учебник и вносят изменения |
Систематизация и обобщение знаний по теме «Угол» | - Прошу сообщить, в каких утверждениях вы сомневались, но сейчас изменили своё мнение. Подводим итоги исследования, приводим в систему свои знания по теме «Углы». | |
| Отвечаем на вопросы: 1. Верно ли первое утверждение? Да. Угол – это геометрическая фигура. Следовательно,1 утв. верно. 2. Что такое – угол? 3. Посмотрите на экран. | Отвечают на вопросы учителя. |
Слайд №6 | - Вычеркните неверное утверждение. | Делают выводы: 1. Угол – это геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной точки. 2. 1 утверждение верно. Кто поверил в это? Хорошо. 3. 3 утверждение верно. Кто поверил в это? Хорошо. А, второе не верно. |
Работа в тетрадях (Слайд №6) | - Постройте в тетрадях угол АОВ. Галя нарисует на доске. Как будешь строить? - Как можно ещё назвать этот же угол? Можно ли назвать его АВО? - Есть ли у угла стороны? Какие геометрические фигуры являются сторонами угла? 2 утв. Неверно. 3 утв. Верно. | В тетрадях: АОВ - угол АОВ или ВОА, или О Точка О – вершина угла Лучи ОА и ОВ – стороны угла |
Слайд № 8. Флеш-анимация «Сравнение углов» | - Какой из двух углов больше? Красный или синий? Почему вы так решили? - Какой меньше: синий или красный? - Как сравнить углы? | Синий. Если красный угол наложить на синий, то он будет составлять часть синего угла. Красный. Чтобы сравнить два угла, надо совместить их вершины и по одной из сторон. |
Слайд № 9. Игра «Верю – не верю» | 4 утверждение неверно. | |
Слайд № 10. «Прямой угол» | 4. Какой угол называется прямым? | |
| - Найдите среди моделей прямой угол. Такого нет? - Как же нам его показать? - Возьмите в руку и покажите мне прямой угол. | Нет среди моделей прямого угла. Это угол тетради, стола, … На угольнике, тетрадь. |
| Как убедиться в том, что угол парты прямой? Смотрим, как это сделать. | Приложить чертёжный угольник. |
| - А кто догадался, как сделать модель прямого угла прямо сейчас? Из листа простой белой бумаги. Как убедиться в этом? | Свернуть лист бумаги пополам и еще раз пополам и получится прямой угол. |
Работа в тетрадях | - Постройте в тетрадях два прямых угла: угол Е и угол Р. - Как будете строить? - Хорошо. Постоим угол Е по клеткам, а угол Р с помощью чертежного угольника. | Обведем по угольнику. Обведем по модели. По клеткам. В тетр.
|
Слайд № 11. Разминка для глаз | - А теперь немного отдохнём. Расслабьтесь и следите глазами за шариком. | Внимательно следят за движущимся шариком. |
Слайд №12. «Острые и тупые углы» | 5. Какой угол называется тупым? Острым? - Покажите на моделях острый угол, тупой. Как вы выбрали острый угол? Тупой? | Угол, меньший прямого, называется острым. Угол, больший прямого, называется тупым. Наложили на угол прямой угол. Острый угол меньше прямого. А. тупой – больше. |
Работа в тетрадях | - Постройте в тетрадях острый угол МДК, тупой угол С. | В тетр. |
Слайд № 14. «Физкультминутка» | | Выполняют упражнения. |
Слайд № 15. «Прямой и развернутый угол» | - Постройте в тетрадях 2 прямых угла так, чтобы их вершины совпали, и одна сторона была бы общей. Тогда две другие образуют прямую. Этот угол называется развернутым. | Развернутый. Развернутый угол – это угол, составленный из двух лучей, дополняющих друг друга до прямой. Развернутый угол равен двум прямым углам. Прямой составляет половину развернутого. DNH - развернутый |
5. Самостоятельная работа с последующей проверкой (закрепление полученных знаний) |
Слайд №16. Часы | - Выполняем задание самостоятельно. | |
Презентация(приложение 2) | - Где ещё в жизни нам встречаются углы? | При строительстве домов, мостов и др. |
Слайд № 17, 18, 19 Практическая работа (приложение 3) | Первое задание выполните самостоятельно. Вместе. См на экран. Вместе. | Работают на листах. Проверяют. Исправляют ошибки. |
Слайд № 20. Игра «Верю – не верю» | - Осталось лишь одно утв. без внимания. - Что такое биссектриса угла? | Высказывают предположения. |
Слайд № 21 | - Среди школьников есть такое шуточное объяснение этого слава: биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. | |
| - Возьмите модель угла из бумаги в клетку и проведите биссектрису угла. Как это сделать?
| Надо согнуть угол пополам и обвести луч. |
Работа в группах.
| - На каждой парте у вас имеется такая модель (учитель демонстрирует модель куба). Поднимите руки, кто согласен, что данная модель содержит геометрические фигуры, которые мы сегодня исследуем. Прокомментируйте это - Что интересного вы можете сказать об этих углах?). Обоснуйте свой ответ , посоветовавшись в парах. Можно воспользоваться чертёжными инструментами, лежащими на парте. - Какая пара может представить своё обоснование?( Пара, справившаяся с заданием быстрее всех, выходит к доске и показывает с помощью чертёжного угольника, что все углы прямые). - А какую ещё информацию можно получить об углах куба? Сосчитать их. - Выполните подсчёт. Сравните результаты подсчёта с результатами пары, отвечающей у доски. И если они разошлись, придите к единому мнению. Покажите свою готовность с помощью поднятой руки. ( 24 прямых угла) - Итак, что мы выяснили с углами куба? ( Их вид и количество) - Молодцы! С заданием справились хорошо. А какая ещё модель объёмной фигуры находится у вас на парте? ( Модель пирамиды). - Исследуйте её углы. Обоснуйте свой ответ (учащиеся работают в парах, а в конце своего исследования представляют полученные результаты: 6 прямых углов и 10 острых). Можно воспользоваться чертёжными инструментами на парте. - Какой метод исследования вы применяли при выполнении данного задания? ( Сравнение с помощью угольника или сравнение с помощью эталона, где в качестве эталона берётся прямой угол).
| -куб содержит углы
. -Все углы прямые |
Слайд № 22. Игра «Верю – не верю» | - Подведем итоги. Каким утверждениям вы поверили в начале урока, а сейчас изменили своё мнение? | Обсуждают и оценивают свои знания. |
Слайд № 23. «Звездный час» | - Наступил ваш звездный час. Пора подводить итоги. Выполним и оценим самостоятельно свои знания. Поставьте себе оценку за урок. Решим задачу: Трое одноклассников Коля, Вася, Петя начертили три угла – острый, прямой, тупой. Угол Коли больше угла Васи, но меньше угла Пети. Определите, кто, какой угол начертил.
Самооценка (слайд 24)
| Выставляют себе оценки за урок Решают с последующей взаимопроверкой.
Дети поднимают углы, лежащие на парте) Зелёный – сделал для себя открытие; Красный – активно работал на уроке Жёлтый – урок подарил хорошее настроение
|
Учащиеся работая в группах , проводят взаимопроверку и результаты заносят в маршрутные листы .
1-2 балла –«2».