СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока в 6 классе на тему "Качественные имена прилагательные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему"Качественные имена прилагательные". Разряды имен прилагательных

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 6 классе на тему "Качественные имена прилагательные"»


«Качественные имена прилагательные»; 6 класс

Цель: дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.

Задачи:

1. образовательные: повторить степени сравнения  

     прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных,

     определить их основные признаки, дать   понятие  качественных

     прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;

  2.развивающие: развивать навыки определения качественных

     прилагательных, умение  находить их в тексте;

  3.воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность

     по  отношению к языковым явлениям.

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер;

опорный конспект урока;

презентация

1.Мобилизующий этап

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку


2. Актуализация знаний учащихся

По ходу нашего урока мы будем заполнять таблицу

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?


1.Узнать…


2.познакомиться с признаками…


3. учиться находить…




Расскажите изученный материал о прилагательном по плану:

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

степени сравнения могут иметь имена прилагательные?


3. Формулирование темы и цели урока

Кроме названных вами грамматических признаков имена прилагательные имеют ещё один.

По значению и форме имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Ещё раз внимательно прочитайте имена прилагательные. Скажите, какой именно признак предмета они обозначают. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Имена прилагательные обозначают качество предмета.

Значит, тема урока - «Качественные прилагательные»

Сформулируйте цели урока

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?


1.Узнать…


2.познакомиться с признаками…


3. учиться находить…




1.Узнать…;

2.познакомиться с признаками..;

3. учиться находить…

Цель урока: узнать, что такое качественные имена прилагательные; познакомиться с признаками качественных прилагательных;

учиться находить качественные прилагательные среди других имен прилагательных.

4. Изучение нового материала.

По значению и форме прилагательные делятся на три разряда

Качественные  относительные притяжательные



Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества и свойства предмета:


по величине (большой, маленький)

по возрасту (молодой, старый)

по цвету (красный, зеленый)

по весу (легкий, тяжелый)

по внешнему виду (красивый, высокий)

по внутренним качествам (умный, добрый, злой, ленивый)


Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени: красивый-красивее, умный-умнее-умнейший.


Качественные имена прилагательные имеют две формы – полную и краткую:

далёкий-далек, красивый- красив, умный- умен.

Некоторые разряды качественных прилагательных не имеют краткой формы (рад, должен, надобен)

Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам и выполняют роль сказуемого.


К качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы: маленький-небольшой, маленький-большой.


ЕСЛИ СОЧЕТАЕТСЯ СО СЛОВОМ ОЧЕНЬ, ИМЕЕТ КРАТКУЮ ФОРМУ,

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ, ЗНАЧИТ, КАЧЕСТВЕННОЕ.


Проверьте, относятся ли данные признаки к написанным вами именам прилагательным. Сделайте вывод по каждому слову. Заполнение таблицы

Прилагательное хороший образует степень сравнения: более хороший, самый хороший.. Сочетается с наречиями : очень хороший. Образует краткую форму: хорош. Употребляется с приставкой не-: нехороший. Значит, прилагательное хороший- качественное.

Аналогичным образом ученики работают с другими именами прилагательными.

А теперь обобщите наши рассуждения. Откройте учебник. Скажите, что обозначают качественные имена прилагательные, и назовите их основные признаки. Заполнение таблицы.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?


1.Узнать…


2.познакомиться с признаками…


3. учиться находить…


Качественные прилагательные обозначают качество предмета.

Могут иметь степень сравнения, сочетаются с наречием очень. Образуют краткую форму. Употребляются с приставкой не.


5. Закрепление изученного материала.

Прочитайте упражнение и сформулируйте задание

В. Бианки «Первый снег».

Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий., словно на акварельном рисунке.  Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.

Надо определить, относятся ли выделенные имена прилагательные к качественным.

Вы верно сформулировали задание. Теперь выполните его .Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

    (Без имен прилагательных наша речь станет бедной, невыразительной, неточной)

А вы знаете, ребята, что по количеству употребленных в нашей речи слов имена прилагательные занимают 3 место после имен существительных и глаголов. Употребление имен прилагательных придает нашей речи особую выразительность.Они раскрывают отличительные признаки, свойства предмета, придают описанию образность, яркость,передают настроение автора.

Вы обратили внимание на обилие прилагательных в коротком отрывке. Скажите, какую роль они выполняют?     

Найдите  в данном отрывке средства художественной выразительности, в которых использованы прилагательные.

       (Эпитеты- снежок белый и лёгкий, пушистые легкие снежинки)

      (Метафора – вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами)

      (Сравнения – Поля и лесные поляны - как гладкие чистые страницы, словно на акварельном рисунке)


6. Самостоятельная работа

Прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство Никиты». Какие слова вам непонятны?

Словарная работа Вётлы – дерево, семейства ивовых. Каретник – место, где находились кареты.

Найдите качественные имена прилагательные и подчеркните их вместе с определяемым словом 

 Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.
Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка. Никита осмотрел скамейку и побежал по дороге вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега.

Ответьте на вопросы:

1.Какую роль в этом отрывке играют качественные прилагательные?

     (Они определяют, подчеркивают качество предмета в большей или меньшей степени)

-Определите синтаксическую роль полных прилагательных

   (Они являются определениями) 

Назовите тему прочитанных текстов?

Зима – одно из самых интересных природных явлений. И не случайно, это время года с восторгом воспевается в произведениях русских писателей и поэтов. Не только поэты восхищались этим временем года, но и художники.

Составим словарь эпитетов.

К любому слову можно подобрать большое количество эпитетов. Сколько эпитетов к слову снег мы подобрали на прошлом уроке?

Задания по группам. Подберите эпитеты к следующим словам :Зима, Небо, деревья. А теперь, используя данные эпитеты, составьте текст пейзажную зарисовку, из 2-3 предложений.

7.Рефлексия

(Дети получают карточки)

Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. Моё настроение ___________________.

Д.з. написать 10 словосочетаний с качественными прилагательными.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!