СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "В каждой мимолётности вижу я миры"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящен творчеству композитора С.С. Прокофьева, которого называют классиком XX века

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "В каждой мимолётности вижу я миры"»

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодняшний урок будет посвящен знакомству с творчеством композитора, которого называют классиком XX века. Это Сергей Сергеевич Прокофьев – смелый художник-новатор. Он открыл новые миры в музыке в области мелодии, ритма, гармонии и инструментовки. Вместе с тем его искусство крепко связано с традициями русской и мировой классики. В его музыке воплотились лирика и эпос, трагедия и комедия, человеческое горе и радость, смех и слёзы.

Ученик 1: На Украине, недалеко от города Донецка родился и провёл своё детство замечательный  русский композитор. С детства Сергея Сергеевича приобщали к серьезной музыке.

Учитель: В своей «Автобиографии» композитор вспоминает такой эпизод из детства: «...кувыркался в постели моего отца. Вокруг стоят родные. В передней звонок – приехали гости. Все бегут встречать. Продолжаю кувыркаться и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рёв, все бегут обратно. Удар был здоровенный - шишка на лбу сравнялась только к тридцати годам. Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал её пальцем и говорил: «А может быть, в ней-то и весь талант?»

Новаторство было характерной приметой музыки Прокофьева на протяжении всего его творческого пути. Поиски собственного стиля композитор начал ещё в раннем детстве. Наблюдая за интенсивным развитием музыкальных способностей ребёнка, родители отвезли его в Москву к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву.

11-летний мальчик показал маэстро увертюру к опере «На пустынных островах», где музыкальными  средствами попытался изобразить дождь, ветер, бурю. Танеев с большим интересом отнёсся к юному дарованию, посоветовал начать систематические занятия композицией.

В 13-летнем возрасте Серёжа поступил в Петербургскую консерваторию, где его наставниками были Римский-Корсаков, Лядов, Черепнин, Есипова. 

Прокофьев обучался по трём специальностям - композитор, пианист и дирижёр.

Ученик 2: Летом 1917 г. Прокофьев поехал на курорт в Ессентуки. Мятежи на Дону отрезали его от Москвы и Петрограда. За эти месяцы «кавказского плена» появились Концерт для скрипки с оркестром, Третья и Четвертая фортепианные сонаты, цикл «Мимолётности» и «Классическая симфония».

После революции Прокофьев выезжает за рубеж. Жизнь вне России не была лёгкой. Его музыку не всегда принимали… Прошло два года, и Прокофьев понял, что в Америке ему делать нечего. Он перебирается в Париж, оттуда совершая гастрольные поездки. На протяжении многих лет он приезжал также и в Россию, где его концерты проходили с триумфом. Проводя на родине недели, он не мог представить себе истинной жизни в стране. Прокофьев считал, что, вернувшись в Россию, сможет жить так, как сам захочет, то есть выезжать на гастроли, писать то, что пожелает. Но он глубоко ошибался.

В 1933 г. композитор вернулся на родину. Первые пять лет гастроли ещё продолжались, но затем выезд ему был запрещён.

Резко изменилась тематика его творчества. Были написаны музыка к кинофильму «Александр Невский», оперы «Семён Котко», «Повесть о настоящем человеке», оратория «На страже мира» и многое другое. Конечно, наряду с этими уступками господствующей идеологии, которые тоже стали шедеврами русского искусства, им были написаны балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», опера «Дуэнья», увертюры, концерты, фортепианные произведения.

Ученик 3: Когда началась Великая Отечественная война, Прокофьев был эвакуирован на Кавказ. Только в 1943 г. он вернулся в Москву. Всё это время композитор работал над оперой «Война и мир». Эта работа заняла много лет.

Послевоенные годы обернулись для композитора тяжкими испытаниями. Резко ухудшилось его здоровье, а главное, он попал в жерло советской идеологии. Его музыка, так же как и произведения Шостаковича, была признана критикой в 1948 г. формалистической и антинародной.

Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 г. Гениальный симфонический цикл, в котором всё дышит одухотворёнными, чистыми красками, стал настоящим завещанием великого Мастера потомкам.

Прокофьев умер 5 марта 1953 г., в один день со Сталиным.

Учитель: Итак, вы внимательно меня слушали? Значит вы готовы ответить на мои вопросы.

Вопросы:

  1. Назовите годы жизни композитора. (11 апреля 1891— 5 марта 1953)

  2. Перечислите известные вам крупнейшие произведения Прокофьева. (Опера «Любовь к трём апельсинам», Балет «Золушка», Опера «Война и мир», Балет «Каменный цветок», "Ромео и Джульетта", "Александр Невский", симфоническое произведение "Петя и волк")

  3. В каком году композитор вернулся на родину? (1933)

  4. Где Прокофьев учился? Кто были его учителями? (Танеев, Римский-Корсаков, Лядов, Черепнин, Есипова)

  5. Что было характерной чертой в музыке композитора? (Новаторство)

Учитель: спасибо за ответы на вопросы. А сейчас я хочу прочитать вам замечательные стихи Бальмонта «Я не знаю мудрости».

Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры.
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!

Познакомившись с этим стихотворением композитор увлёкся идеей огненной изменчивости, «мгновенности» и решил взять из него название для своего сочинения - «Мимолётности».

Учитель: Именно строки этого стихотворения становятся темой нашего урока. Откройте тетради и запишите «В каждой мимолётности вижу я миры».

Учитель: Откройте ваши учебники на странице 148. Кто желает прочесть, что нам говорит учебник об этих фортепианных миниатюрах?

Цикл «Мимолетностей» можно разделить по характеру выраженных в них образов и настроений на несколько групп.

Учитель: мы с вами, ребята, тоже поделимся на несколько групп (по вариантам 1-1 группа, 2-2, 3-3), приготовим листочки и приборы для рисования. Ваша задача во время прослушивания произведений нарисовать ваши ассоциации с музыкой, которую вы слышите.

Первая группа,— нежные, мечтательные, порой сказочные и неизменно подлинно лирические. Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20. Это — и наиболее национально выраженная, интонационно русская группа пьес.(слушаем 1 и 2)

Вторая группа — пьесы задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью. Мир такого рода образов волновал композитора всегда. (слушаем 10)

И, наконец, третья группа — пьесы остро экспрессивные, необузданно динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, конфликтности. В них очень сильны и чисто зрительные, и театрально-действенные моменты, то есть то, что в дальнейшем получит свое яркое развитие в драматических коллизиях его оперных и балетных сцен. (слушаем 14 и 15)

Остальные номера цикла стоят особняком, разрешая самые различные образные и языковые задачи. Из всего цикла выделяется «Мимолётность» № 7, где фортепиано подражает нежному и живописному звучанию арфы.

Оглядывая единым взором весь цикл пьес, поражаешься их естественной правдивости, непринужденности высказывания, абсолютной чуждости всякой манерности, обыгрывания «напоказ» каких-либо острых и вообще «интересных» мест. «Новая простота» такого рода лирики ощущается даже в относительно сложных, гармонически и ритмически, построениях. Она обязывает и к своеобразной простоте интерпретации — к сдержанности и строгости, к избеганию даже малейшего намека на «навязывание», «открытость» эмоционального воздействия, исполнительскую риторику или «позу».

В 1968 году фортепианный цикл «Мимолётности» дал рождение балету, превратившему сочинение С. Прокофьева в вереницу зримых хореографических картин. А в 1975-м - анимационному фильму, в котором персонажи и пейзажи оживают под звуки фортепианных миниатюр.

Учитель: Итак, посмотрите на странице 149 в нижнем углу новые словосочитания. Прочтите их. Давате с вами попробуем дать определение словосочетанию «фортепианная миниатюра».

Учитель: Спасибо. Посмотрите на доску и перепишите научное определение.

Учитель: Теперь нас ждет словосочетание «Язык искусства». Чтобы дать определение и ему нам придется разделить его на составляющие. Какие составляющие вы видите? («искусство» и «язык»). Отлично! Давате попробуем дать определения им по отдельности. (на слайде читают).

Учитель: Итак, как будет полностью звучать определение язык искусства? Давайте попробуем составить его сами.

Учитель: Спасибо за ваши ответы. Запишите определение себе в тетради.Скажите, ребята, что нового вы узнали на уроке?

Учитель: А сейчас мы с вами распоемся и в конце урока споем песню «Все еще впереди».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!