Учебное занятие по теме:
«Загорелся закат золотой»
Методы обучения:
частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления с практическим изложением).
Цели и задачи урока:
помочь детям увидеть прекрасное в обыденном, учить видеть красоту зимнего пейзажа,
развивать творческое воображение и наблюдательность, фантазию, художественный вкус.
познакомить учащихся с методом изображения светящегося солнца через выполнения рисунка зимнего заката,
ознакомить со свойствами красок: акварель и гуашь, правилами работы с ними,
познакомить с понятием «тон», учить детей соблюдению тоновых соотношений.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать и понимать значение слова «Тон»;
уметь анализировать тоновые соотношения объектов;
уметь передавать цвет белого снега на фоне заката.
Метапредметные:
Личностные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Оборудование: проектор и экран, мольберт, краски (акварель, гуашь), палитра, кисти, карандаш, поролон, баночка для воды, салфетки (бумажные и тканевые), соль для посыпки.
Изобразительный ряд:
Картины с изображением заката, таблицы тоновых растяжек, фотографии красивых закатов.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка готовности к уроку, смачивание красок.
Сообщение темы урока.
Учитель: послушаем стихотворение поэтессы Натальи Красноперовой:
Горит закат вечернею порою.
Как золотом расплавился в воде,
И огненные стрелы над землёю,
Пронзая небо, скрылись вдалеке.
Чудесное явление взор ласкает,
Лучами осветились облака.
Поэтов ярость красок впечатляет
И вдохновляет многие века.
Несчётно раз писали про зарницу.
Заря сияет краской золотой.
И солнце, огненною колесницей,
Закатом увенчало путь дневной.
Какие прекрасные слова! Поэт восхищается красотой вечерней зарницы.
А вам приходилось видеть вечерней зарей?
Какие чувства вы испытывали?
Какие оттенки цветов вы наблюдали на небе? (выслушивание ответов детей)
А вам хотелось бы научиться рисовать такой красивый закат?
Итак, сегодня мы с вами будем рисовать прекрасный зимний закат. Наш рисунок будет называться «Загорелся закат золотой».
Ход урока:
Не только вы, но и все люди очень любят любоваться закатами и рисовать их. Но, к сожалению, эти рисунки не всегда бывают удачными (показ неудачного рисунка). В чем же дело? Все нарисовано правильно: желтое небо. Красное солнце. Но почему солнце на солнце не похоже? Почему оно не светится? В чем же ошибка юного художника? (выслушивание ответов) Правильно, солнышко не светится, потому, что оно темное. Его нужно рисовать намного светлее.
А теперь я хочу вам открыть один профессиональный секрет: как рисовать так, чтобы рисунок выглядел правдиво, достоверно. Дело в том, что для этого надо правильно подобрать не только цвет предметов, но и тон. А что такое тон, кто знает?
Тон, это яркость краски. Или. выражаясь простым языком – ее светлость. (Показ таблиц тоновых градаций) Один и тот же цвет может быть очень светлым или очень темным. И если мы хотим нарисовать рисунок правдиво, нам нужно учитывать тоновые соотношения, то есть разобраться: что должно быть светлее, а что темнее на нашем рисунке.
Рассмотрим фотографий зимнего заката. Что на всех этих картинках самое светлое? (Правильно, солнце). А что стоит на втором месте по светлости? (правильно, небо или его отражение в воде). В этом весь секрет: если мы рисуем источник света (а солнце и закатное небо являются источниками света), то все остальное - снег, деревья, дома мы будем рисовать немного темнее.
Итак, начнем работу. Небо мы будем рисовать акварельной краской. Эта краска прозрачная. Сквозь нее всегда должна просвечивать бумага и ею лучше всего изображать предметы отдаленные. Цвета для рисунка возьмем самые светлые, нежные – розоватые, желтоватые, оранжеватые. А солнце должно быть самым светлым пятнышком на нашем рисунке. Его лучше всего оставить чистым листом бумаги. Рисуем большой кистью или поролоном так, чтобы цвета плавно вливались один в другой.
Теперь нарисуем снег на земле и на деревьях. Его мы будем рисовать гуашью, т.к. гуашь – краска непрозрачная. Предметы, нарисованные гуашью, выглядят объемно и как бы приближают к нам предметы. Кроме того гуашевые краски дают нам возможность исправлять рисунок.
Теперь мы должны определить – снег на нашем рисунке должен быть темнее или светлее чем небо? (размышление о том, почему белый снег будет темнее, чем небо)
Далее нам нужно определить: каким цветом мы будем рисовать снег? Почему именно голубым, а не зеленым или не розовым цветом? Правильно. Здесь действует закон контраста. Синий цвет – самый контрастный для желтого.
При помощи белой гуаши наведем светло–голубой цвет и большой кистью рисуем сугробы, снег на деревьях. После этого дорабатываем деревья более темной краской – прорисовываем детали.
В заключении подсыпаем снег солью, что придает рисунку большую материальность.
Практическая работа
Теперь выполняем рисунки самостоятельно. Но перед этим вспомним, чему мы сегодня научились.
Что будет самым светлым пятнышком на вашем рисунке? (солнце)
Снег вы будете рисовать светлее или темнее, чем небо? (темнее)
Какой краской вы будете пользоваться, чтобы нарисовать небо? (акварелью)
Какой краской будете рисовать снег? (гуашью)
Итог урока
Пока работы подсыхают, подведём по нашёй опорной схеме итог урока:
У З Н А Л
Я НАУЧИЛСЯ
ЗАПОМНИЛ
УДИВИЛСЯ
Выставка работ учащихся
Кому из ребят удалось наиболее точно передать свет заходящего солнца?
Уборка рабочих мест
- Уберите свои рабочие места: вылейте воду из стаканчиков, промойте их и кисточки, закройте краски и уберите.