Образовательная цель данного мероприятия подчинена закреплению введенного ранее понятия. Развивающие и воспитательные цели продиктованы индивидуальными особенностями классов и особенностями педагогического поиска школы в построении социокультурного стержня в образовательной области «математика».
По структуре данное мероприятие относится к типу совершенствования знаний, умений и навыков обучающихся и оптимально способствует достижению поставленных целей.
В течение мероприятия преобладают два основных метода обучения: словесный и практический. На этапе знакомства с историческим материалом используется комбинация рассказа, эвристической беседы и практического решения задач. Материал мероприятия носит преимущественно теоретико-информационный характер и требует высокого уровня мастерства в его реализации.
На этапе подведения итогов использовался диалоговый метод. Выбор метода продиктован и подчинен достижению воспитательной цели: сформировать позитивное отношение сопричастности к процессу открытия. По моему мнению, ребята осознали, что понятие «Уравнения» еще будет развиваться и радость открытия им будет доступна.
Учебный материал, подобранный для данного урока соответствует стандарту школьного образования, программе и целям мероприятия. На мероприятии использован исторический материал, выдержан высокий научный уровень излагаемого материала. Данный материал позволяет показать идею единства мира через диалог культур различных стран и эпох.
1. Организация начала мероприятия.
2. Постановка цели мероприятия.
3. Знакомство с историческим материалом, связь его с ранее изученным понятием.
4. Закрепление изученного материала на мероприятии в процессе решения задач.
5. Подведение итогов и результатов мероприятия.
Проверка подготовленности учащихся к мероприятию.
Приветствие учителя и обучающихся.
Постановка темы, целей и задач мероприятия.
Кто | Речь | Примечания |
Учитель | Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами необычное мероприятие по теме «Уравнения». Участие в нем принимает команда 10-А и 10-Б класса. Поприветствуем их! Позвольте представить Вам жюри. | Слайд 1 |
Учитель | | Слайд 2 |
Учитель | Давайте обратимся к эпиграфу нашего мероприятия (зачитывают вслух). Что обозначают эти слова? На этот вопрос, возможно мы ответим в конце занятия. | Слайд 3 |
Учитель | | Слайд 4 |
Ученик | Высказывают несколько версий, обсуждается наиболее возможная. | |
Учитель | | Слайд 5 |
Учитель | | Слайд 6 |
Учитель | | Слайд 7 (На доске изображена временная шкала, на которой отмечены особенные точки в истории развития понятия «уравнение») |
Учитель | | Слайд 8 |
Учитель | | Слайд 9 |
Учитель
Ученики | Ребята, позвольте представить Вам ещё одних наших гостей. Это два уравнения, которые путешествуют вместе с нами во времени. И я предлагаю послушать их математические диалоги. Математические диалоги. | Слайд 10 |
Учитель | | Слайды 11 — 13 |
Учитель | | Слайд 14 |
Учитель | Проверка решения | Слайд 15 |
Учитель | | Слайды 16 — 20 |
Учитель | Вавилонское царство возникло в начале II тысячелетия до н. э. на территории современного Ирака. Линейные и квадратные уравнения решались ещё в эпоху Хаммура́пи (царь Вавилона, правил приблизительно в 1793—1750 годах до н. э.,). | Слайд 21 |
Учитель Ученики | И я приглашаю Вас на математические диалоги. Математические диалоги. | Слайд 22 |
Учитель | Команды получают следующее задание: Вавилонская задача на глиняной табличке (ок. 1950 до н. э.): «Площадь А, состоящая из суммы площадей двух квадратов, составляет 1000. Сторона одного из квадратов составляет уменьшенные на 10 две трети стороны другого квадрата. Каковы стороны квадратов?» Решают 2-3 мин. | Слайд 23 |
Учитель | Проверка решения | Слайд 24 |
Учитель
Ученики | Следующая остановка «Древняя Греция». Парфенон (Греция, Афины) – самый известный памятник, доставшийся нам от древнегреческой цивилизации, и является международным символом Греции. Олимпийские игры — величайшие из национальных празднеств, происходившие в Олимпии в период с 776 г. до н. э. Славные жители Спарты известны были своей приверженностью к независимости и суровому образу жизни. Когда Македонский царь Филипп направил в Спарту письмо-ультиматум с требованием подчиниться его власти: «Если я войду в Лаконику, я сравняю Спарту с землей», получил неожиданный ответ, поразивший его без сражения. Гордые спартанцы, которым нечего было терять, кроме своей свободы, ответили могущественному царю одним словом: «Если». Царь Филипп был настолько восхищен ответным посланием спартанцев, что решил оставить их в покое. Математические диалоги. | Слайды 25 — 28 |
Учитель | Методы, которые не связывались с геометрией, впервые приводит Диофа́нт Александри́йский в III в. н.э. В своих книгах «Арифметика» он приводит примеры решения неполных квадратных уравнений, ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней. | Слайд 29 |
Учитель | Вот, к примеру, одна из задач Диофа́нта из книги «Арифметика». «Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение – 96». Решают 2-3 мин. | Слайд 30 |
Учитель | Проверка решения | Слайд 31, 32 |
Учитель Ученики | А теперь мы отправимся в «Древнюю Индию». И снова, уже ставшие традиционными, математические диалоги. Математические диалоги. | Слайды 33 — 36 |
Учитель | «Обезьянок резвых стая А двенадцать по лианам Всласть поевши, развлекалась Стали прыгать, повисая Их в квадрате часть восьмая Сколько ж было обезьянок, На поляне забавлялась Ты скажи мне, в этой стае?» Решают 2-3 мин. | Слайд 37 |
Учитель | Проверка решения | Слайд 38 |
Учитель Ученики | А теперь сразу переместимся из древнего мира в Багдад IX века — в один из самых больших городов Ближнего Востока, родину сказок Тысячи и одной ночи. К середине IX века Багдад, занимая площадь в 4000 га, превосходил своими размерами и Константинополь (1400 га), и Рим (1366 га). По сведениям историков, в городе насчитывалось сорок базаров. Торговля тканями считалась самым достойным для благочестивого человека занятием. При огромном размахе торговли в империи уже тогда существовала система расчетов, которая в Европе гораздо позднее получила название банковской; осуществлялись вексельные операции и безналичные расчеты. И снова традиционные математические диалоги. Математические диалоги. | Слайды 39, 40 |
Учитель | | Слайд 41 |
Учитель | | Слайд 42 |
Учитель | Проверка решения | Слайд 43 |
Учитель | И я предлагаю Вашему вниманию послушать сообщение о выдающемся математике Франсуа́ Вие́те, которое приготовила ученица 10-Б класса Череватенко Ирина. | Слайды 44 — 49 |
Ученик | Сообщение о выдающемся математике Франсуа́ Вие́те. | Слайды 50 — 58 |
Ученики | Математические диалоги. | Слайд 59 |
Учитель | | Слайд 60 |
Учитель | 14х + 2х^3 = 5х^2 + 34 и 7х^2 = х^3 + 71 − 11х. Решают 2-3 мин. | Слайд 61 Слайд 62 - подсказка |
Ученик | Команды 10-А и 10-Б класса выполняют задание, передают бланки жюри и комментируют правильный ответ: 14х + 2х^3 = 5х^2 + 34; 14N + 2C aequ. 5Q + 34. 7х^2 = х^3 + 71 − 11х; 7Q aequ. 1C + 71 − 11N. | Слайд 63 |
Учитель | | Слайд 64 |
Учитель | | Слайд 65, 66 |
Ученики Учитель | Математические диалоги. Немецкий математик, астроном и физик, считается одним из величайших математиков всех времён. Га́усса называли «королем математиков». С именем Га́усса связаны фундаментальные исследования почти во всех основных областях математики. | Слайд 67 Слайд 67, 68, 69 |
Учитель | | Слайд 70, 71, 72 |
Учитель | Задание командам: Попробуйте решить следующую задачу, где применяется метод Га́усса. Имеется 9 гирь весом 1г, 2г, 3г, 4г, 5г, 6г, 7г, 8г, 9г. Можно ли разложить на три кучки равным весом? Решают 2-3 мин. | Слайд 73 |
Учитель | Проверка решения | Слайд 74, 75 |
Учитель | Как дальше развивалась теория решения уравнений мы с вами можем предсказать сами, ведь мы уже знакомы с дробно-рациональными, иррациональными, показательными уравнениями. А вскоре познакомимся с логарифмическими и тригонометрическими уравнениями. | Слайд 76 |
Учитель | | Слайд 77 |
Учитель | | Слайд 78 |
Учитель Ученики | Математические диалоги. | Слайд 79 |
Учитель | И мы каждый урок изучаем что-то новое, неизвестное нам раннее. Совершенствуем наши знания, делаем маленькие открытия. Можем ли мы объяснить сейчас слова эпиграфа? | Слайд 80 |
Ученик | Два–три объяснения учеников. Беседа по этой проблеме. | |
Учитель | | |
Учитель | | Слайд 81 |
| | Слайд 82 |
1. Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки. - 1987.
2. Рыбников К.А. История математики. - 1994.
3. Юшкевич А.П., Фогель К.Т. История математики без границ. - 1987.
4. Юшкевич А.П. Математика в ее истории. -1996.