СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия для детей 7 лет по теме "Буквицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема занятия "Буквицы",  план-конспект открытого занятие для педагогов дополнительного образования, предназначено для детей 7 лет, первого года обучения. Вид деятельности -лепка, (пластилин). задание - выполнить из материала образ  начальной буквы своего имени на листке цветного картона.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия для детей 7 лет по теме "Буквицы"»

План-конспект открытого занятия «Буквицы» для детей 7 лет.


Тема занятия: «Буквицы»

Вид занятия: комбинированный.

Цель занятия: формирование навыков стилизации на примере буквы

Задачи:  

Обучающие

- Познакомить со способами графического формообразования буквы, превращения буквы в художественный образ.

Развивающие

- Развивать фантазию, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук, пластические навыки и умения, умения заполнять форму декором.
Воспитательные

- Воспитывать внимательность, творческое отношение к заданию, чувство красоты, фантазию.

Оборудование: 

для педагогаПрезентация по истории буквиц, таблицы с декоративными шрифтами, работы детей прошлых лет.
для обучающихся: половина листа цветного картона, пластилин, стека, инструменты для оттисков.

Метод, применяемый на занятии: проблемный, проектный, репрезентативный.

Формы организации: коллективные, индивидуальные.

Здоровьесберегающие технологии; физкультминутка, арт-терапия.

План занятия

  1. Эмоциональный настрой. Организационный момент. 5 мин

  2. Объяснение нового материала 10 мин

  3. Практическая часть 25 мин.

  4. Завершение занятия. Рефлексия 5 мин

Ход заняития:


П. Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе,
Разобраться в них смогу.
(Буквы)


Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.
(Буквы)

На странице букваря 
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы)

Она добру нас, дети, учит
И никогда нам не наскучит,
Поверь, нет прекрасней мига, 
Когда раскрыта вами …
(Книга)





П. Правильно ребята, это книга. Включается презентация «Буквицы»

В старину на дорогих, богатых рукописных книгах весь текст писали чёрными чернилами, а первая большая буква текста рисовалась растворенным золотом или серебром. Она делалась в два-три раза больше остальных букв и часто украшалась изображениями цветов или зверей. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.

Такая заглавная буква называлась буквица. Эти заглавные буквы употреблялись только в начале страницы. Весь последующий текст писался только маленькими буквами.

История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет.

Инициалы часто превращались в сложные рисунки диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов. Буквы украшались звериными головами изображением двугорбого верблюда, оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка. Такой стиль называли звериный. Буквицы рисовали с узорами из растений, такой стиль называли растительный. 400 лет тому назад в моду вошел новый прием оформления алфавитов с фигурами. Буквицы стали украшаться таким образом, чтобы имя человека или название животного начиналось с буквы, которую они украшали.

П. А вы знаете, что в старой русской азбуке у каждой буквы было свое название? Буква А называлась Аз, буква Б – буки, буква В – веди, Г – глагол, Д – добро, З – земля, Л –люди, П – покой и др.

П. Интересно узнать об истории буквиц? Не устали? Давайте немного подвигаемся.

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Им. — сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1 —руки вверх — вдох; 2 — и.п. — выдох; 3-4 —повторить 1 и 2.

П. Сегодня на занятии я предлагаю Вам создать свой образ буквицы.

А что такое образ. Как вы думаете?

Ответы детей.

П. Правильно, образ это представление или изображение. То есть, то, как вы представляете какой-нибудь предмет или живое существо. (педагог записывает на доске слово «Образ»).

Объяснение задания:

У вас на столах лежат пластилин, половинки листа цветного картона, стеки, дощечки для раскатывания пластилина. Ваша задача вылепить из пластилина любую букву, а вокруг нее разместить пластилиновые фигурки животных или растений, или предметов, начинающихся с этой же буквы.

В помощь вам я покажу работы детей, которые делали такую же работу, как и вы сейчас, но в прошлом и позапрошлом годах. Одно условие - нельзя копировать идеи у них.Если вы не можете выбрать букву, можно изобразить первую букву своего имени – свои инициалы.(педагог записывает на доске слово «Инициалы» и пишет собственные). Включайте свое воображение. Например, что можно поместить радом с буквой М?

Ответы детей: медведь, мед, мышь, молоко.

П. А что у вас будет рядом с буквой Р?

О.д. Рыбки, река, рак, рука, ролики и др.

Педагог спрашивает каждого ребенка, задавая ему вопрос о первой букве его имени, замечая, если он повторяет уже озвученные предметы.

П. Все верно. Даю вам подсказку – саму букву можно также изобразить в виде животного или растения, чтобы оно было похоже на букву.

П. Еще два маленьких совета – не лепите букву из пластилина того же цвета, что и картон – она не будет читаться на нем, потеряется. Используйте разные непохожие цвета. Чтобы украсить букву можно воспользоваться ручками, фломастерами, карандашами для того чтобы сделать интересный отпечаток.

Практическая работа:

Педагог обходит всех детей, выявляет типичные ошибки, обсуждает с каждым ребенком его замысел, подсказывает варианты. В конце занятия педагог устраивает мини-выставку работ, отмечая фантазию, воображение, удачное композиционное решение, подбор цвета, декорирование буквы.

Рефлексия.

П. Вам понравилось наше занятие?

П. Что вы узнали нового?

П. Как называются стили, в которых рисовали буквы?

П. Что такое инициалы?

П. Что такое образ?

П. Можете вы придумать еще больше образов, связанных с буквами?

Тогда, я жду вас на следующих занятиях, полными идей и желанием творить. Спасибо всем за участие.



Использованные источники

«Буквица – элемент оформления книги» Стексова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования http://festival.1september.ru/articles/659420/



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!