ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА ГОМЕЛЬСКОГО
ГОРОДСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»
Практический урок
«Экологические грабли» или экономия без инвестиций
конспект занятия объединения по интересам
«Энергия и окружающая среда»
эколого – биологического профиля
Автор: Сергеенко Сергей Петрович
методист
Гомель
2016
Жить только для себя – не значит жить!
А потому должны мы постараться
энергию разумно потребить,
не только правнукам она должна достаться.
Введение
Мировая климатическая система – это неотъемлемая часть комплекса процессов жизнеобеспечения. Климат и погода всегда оказывали сильное влияние на здоровье и благополучие человека. Поэтому глобальное изменение климата представляет собой одну из сравнительно новых проблем в непрекращающихся усилиях по сохранению здоровья и жизни человека.
До настоящего времени эти изменения происходили естественно, в течение веков в результате различных астрономических циклов и вулканической активности. Однако в последние несколько десятилетий становится очевидным, что действия человека ведут к изменению состава атмосферы и влекут за собой глобальные изменения климата.
Ускорение научно – технического прогресса во всех странах мира требует постоянного и возрастающего с каждым годом увеличения выработки и потребления энергии. Это, в свою очередь, вызывает увеличение потребления углеводородного сырья, запасы которого небезграничны.
Сегодня сложилась ситуация, когда наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный её предвестник – парниковый эффект, который вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа и образуется при сжигании топлива.
Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой.
Поэтому используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра и наступит ли это ЗАВТРА?
Вот почему приоритетной становится не столько степень осведомлённости учащихся об энергосбережении, а способность к реальным практическим действиям по снижению выбросов парниковых газов и сохранению климата с помощью простых энергетических решений.
Предлагаемое занятие относится к учебным занятиям политехнической направленности и проводится в разновозрастной группе. Возраст учащихся: 10 – 15 лет.
Количество учащихся: 12 – 15 человек. Время проведения: 2 академических часа.
На занятии используется индивидуальная форма работы, во время которой с помощью личного жизненного опыта, наблюдений, а также с помощью дополнительных источников информации учащиеся решают поставленные задачи.
Предполагается, что итогом занятия станет способность детей делать осознанный выбор в пользу энергоэффективности и желание пропагандировать экологически правильное поведение.
Тема занятия: «Экологические грабли» или экономия без инвестиций.
Цель: сформировать понятие «режим ожидания электрического прибора» и определить его вклад в систему бытового энергосбережения через практическую деятельность учащихся объединения по интересам.
Задачи
обучающие:
развивающие:
содействовать развитию умения грамотно, чётко и научно обоснованно выражать свои мысли;
создать условия для развития умений и навыков творческого подхода к решению практических задач энергосбережения;
воспитательные:
Тип занятия: комбинированное
Вид занятия: занятие в объединении по интересам.
Методы обучения: беседа, анализ и решение различных проблемных ситуаций, выполнение практических заданий
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тест по теме «Энергосбережение», интерактивный кроссворд «Электробытовые приборы», белые листы бумаги для записей учащихся, письменные принадлежности, лист формата A0 с изображением карты островов с соответствующими названиями (для проведения рефлексии).
Ход занятия
I Вступительное слово педагога с элементами беседы
Здравствуйте, ребята! Перед началом нашего занятия я хочу сделать вам небольшой подарок. Но перед этим немного расскажу о нём.
Она ничего не стоит, но много даёт.
Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.
Она порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Её нельзя купить, нельзя выпросить и украсть, нельзя одолжить, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали.
И сегодня я вам её дарю.
Как вы думаете, что это?
(учащиеся высказывают свои предположения)
Правильно. Это улыбка. Как говорил нидерландский философ – рационалист XVII века Спиноза: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение».
А сейчас приступим к занятию. Его тема: «Экологические грабли» или экономия без инвестиций» (Слайд 1). Как вы думаете: почему была выбрана такая тема и чему будет посвящено наше занятие?
(высказываются мнения по данному вопросу) (Слайд 2)
Нет, наш разговор пойдёт не о граблях в привычном смысле этого слова, а о вещах, которые знают все, но выполняют далеко не многие. Тем самым как говорится в поговорке: «наступают на одни и те же грабли».
Сегодня мы поговорим об одном из способов экономии электрической энергии, доступном в повседневном бытовом применении – режиме ожидания электрических приборов и о том, какой вклад может внести правильное применение этого режима в копилку энергосбережения.
На нашем занятии мы проведём классификацию различных видов бытовых электроприборов, выполним расчёт количества потреблённой ими энергии в режиме ожидания и сформулируем рекомендации по рациональному использованию данного режима работы электроприборов.
Использование электричества позволило человечеству создать устройства и приборы, радикально изменившие его жизнь. Простота и доступность электрической энергии породили у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство экономии.
Между тем, цены на электрическую энергию постоянно растут. В связи с этим её экономное расходование должно стать нормой жизни для каждого человека. Не случайно решение данной проблемы нашло отражение на высоком правительственном уровне [1].
II Актуализация опорных знаний учащихся
Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, давайте вспомним некоторые известные вам из повседневной жизни понятия и ответим на следующие вопросы (Слайд 3):
Скажите, какую роль играет в нашей жизни электрический ток?
Каково назначение электрических приборов?
Что является необходимым условием для их работы?
Перечислите электрические приборы, используемые в быту.
(учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
Проблема рационального использования и экономии природных ресурсов и в частности бережного, рачительного отношения к электрической энергии рассматривалась вами в различных курсах школьной программы.
Вспомните и перечислите правила энергосбережения, которые известны вам.
(идет перечисление правил энергосбережения)
Вы хорошо справились с поставленной задачей. Для закрепления этих правил просмотрим короткий видеоролик (Слайд 4).
(просмотр видеоролика «Сохранение и экономия природных ресурсов в быту». Электронное приложение к занятию (диск)
Теперь проверим: Какие знания вы усвоили? Предлагаю вам выполнить небольшой тест по теме «Энергосбережение».
(тест входит в комплект электронного приложения к занятию, размещенном на диске. Перед началом тестирования педагог объясняет специфику работы с данным программным продуктом. Задание выполнено в программе PowerPoint, реализуется c использованием языка программирования Visual Basic for Application, содержит 10 вопросов и предполагает выбор единственного правильного варианта ответа. Время тестирования одного учащегося - 5 минут)
III Изучение нового материала
В зависимости от назначения электрические приборы условно можно разделить на следующие группы (Слайд 5):
для приготовления пищи (плиты, миксеры, тостеры, соковыжималки и др.);
для нагрева жидкости (чайники, кипятильники, бойлеры);
для дополнительного обогрева и вентиляции помещения (радиаторы, камины, кондиционеры);
для личной гигиены (фены, утюги, грелки);
для организации досуга (телевизоры, DVD – плееры, музыкальные центры);
бытовая техника (стиральные машины, холодильники, пылесосы);
электроинструменты (дрели, паяльники).
Наиболее мощными, а значит, и наиболее энергоёмкими являются следующие электрические приборы: электроплиты, стиральные машины, СВЧ – печи, утюги. Давайте рассмотрим следующую житейскую ситуацию.
У каждого из вас дома есть много различных бытовых электрических приборов. Проверим, насколько хорошо вы знаете их назначение. Для этого предлагаю заполнить кроссворд (Приложение 1).
(заполняется интерактивный кроссворд «Электробытовые приборы». Интерактивность достигается использованием при заполнении кроссворда триггеров. В качестве триггеров используются кнопки и . Кроссворд является частью электронного сопровождения занятия, размещенного на прилагаемом к конспекту диске)
Знаете ли вы, каким образом производится учёт электрической энергии, потребляемой вашей семьёй и какова цель учёта электрической энергии?
(отвечают на вопрос)
Верно. Учёт электрической энергии производится специальным измерительным прибором – электросчётчиком.
Электрический счётчик – электроизмерительный прибор для учёта потребления электроэнергии в сетях переменного или постоянного тока за определённый промежуток времени.
Эти приборы имеют две разновидности: механические (индукционные) и электронные. В последнее время происходит повсеместная замена старых счётчиков (механических) на новые (электронные).
а) | б) |
Рисунок 1 Виды электрических счётчиков: а) индукционный; б) электронный
Основной целью учёта электроэнергии является получение достоверной информации для решения следующих технико – экономических задач:
управление режимами электропотребления;
определение себестоимости электроэнергии;
определение и прогнозирование всех составляющих баланса электроэнергии.
Ранее вам необходимо было узнать у родителей данные по учету потребления электрической энергии на начало и конец месяца. Эти данные мы используем в качестве условия для решения следующей задачи.
(создание проблемной ситуации)
Задача: Используя показания счётчика своей квартиры подсчитать расход электрической энергии за прошедший месяц и определить сумму денежных средств, необходимых для её оплаты Тариф на оплату электрической энергии взять из справочной таблицы (Приложение 2) и (Слайд 6).
(предполагается, что методика расчёта будет предложена учащимися. В случае затруднения, на помощь приходит преподаватель, который наводящими вопросами помогает выстроить такую методику).
Методика расчёта: (буквенные обозначения величин выбраны произвольным образом) Пусть –показания счётчика в начале месяца. – показания счётчика в конце месяца. – тариф на оплату потреблённой энергии. – стоимость потреблённой энергии.
Тогда расход энергии определим по формуле . Стоимость потреблённой энергии .
(учащиеся, используя предложенную методику расчёта, решают задачу по своим исходным данным)
Многие бытовые приборы имеют режим работы standly mode (режим ожидания). Режим ожидания – это режим, при котором осуществляется выключение всего устройства кроме слабого источника в составе самого прибора, чтобы обеспечить приём сигналов
Давайте определим положительные и отрицательные стороны данного режима работы, а также поговорим о том, как минимизировать потери электрической энергии при его использовании.
Ребята, как вы думаете: в каких случаях полезен данный режим работы?
(высказываются мнения по данному вопросу)
У каждого из вас дома имеется большое количество различной бытовой техники. Давайте попробуем определить, какие из этих приборов имеют режим ожидания? Я попрошу вас по очереди перечислять бытовые приборы, в которых, по вашему мнению, есть режим ожидания.
(перечисляются бытовые приборы, а педагог на доске фиксирует результат)
Молодцы! Вы перечислили достаточно много таких приборов и устройств. На самом деле их существует более 40 видов.
Количество энергии, потребляемой такими приборами, составляет от 5 до 10 % от общего энергопотребления в доме.
Чтобы узнать, сколько энергии потребляют приборы, находящиеся в режиме ожидания можно воспользоваться одним из нескольких способов (Слайд 7):
Паспорт прибора. Солидные производители всегда включают такую информацию в паспорт.
Использовать для измерений специальный прибор, к которому подключается наше устройство – потребитель электрической энергии
Рисунок 2 Power balance energy meter
Экспертным способом с использованием специального калькулятора режима «stand – by». Один из таких калькуляторов размещён по адресу [3] (Инструкция по работе с калькулятором размещена в Приложении 4).
Произвести расчёт в ручном режиме.
Исследование расхода электрической энергии некоторыми приборами, находящимися в режиме «stand – by», позволило получить следующий результат (Приложение 3).
(создание проблемной ситуации)
Поставим перед собой задачу: определить, сколько электрической энергии, потребляется прибором, находящимся в режиме ожидания за год и произведем расчёт количества диоксида углерода, выбрасываемого в атмосферу при производстве данного количества электроэнергии.
Рассмотрим методику расчёта потребления энергии прибором на примере микроволновой печи, готовой к работе. Для получения данных о потребляемой прибором мощности в режиме ожидания и тарифе оплаты электроэнергии обратимся к справочным материалам (Приложение 2 и 3) и (Слайд 8).
Потребляемая мощность в режиме ожидания, Вт/ч: 3,08
Среднее время работы прибора за сутки, час: 0,25 (15 минут)
Время работы в режиме ожидания за сутки составит, час:
Потребление электроэнергии в режиме ожидания за сутки, кВт/ч:
Потребление электрической энергии в режиме ожидания за год, кВт/ч:
Стоимость потребленной электроэнергии за год (из расчёта 12 коп. за 1 кВт/ч):
Считая, что при производстве 1 кВт/ч электроэнергии выброс в атмосферу составляет [3], определим количество углекислого газа, выброшенного в атмосферу:
Для того чтобы провести подобный энергетический аудит и охватить все остальные приборы, входящие в таблицу (Приложение 3) разделимся на пять групп. Каждая группа выбирает по 6 приборов и по предложенной методике проводит экспертную оценку. Полученные вами результаты мы сведем в итоговую таблицу (Приложение 5).
(работа учащихся в группах)
Наши расчеты косвенно подтверждают данные исследований организации Energy Saving Trust согласно которым, в странах Евросоюза неработающие, но подключенные при этом к сети электроприборы поглотили такое же количество энергии, которого хватит на год таким странам как Греция или Португалия [4].
Это в свою очередь привело к выбросу в атмосферу 20 млн. тонн диоксида углерода. Устройства, которые эксплуатируются в режиме ожидания, как правило, разрабатываются, производятся и продаются в разных странах, поэтому решения по снижению их энергопотребления требуют координации на международном уровне.
В 1999 году Международное энергетическое агентство (МЭА) предложило всем странам, входящим в его ряды, принять так называемый «План одного ватта», который предусматривал проведение согласованных мер по снижению энергопотребления в режиме ожидания до уровня 1 Вт.
С 2008 года компания Fujitsu занимается разработкой, позволяющей полностью отключать монитор от электропитания, когда на его вход не подается сигнал. Это стало возможным благодаря электрической схеме, которая полностью прерывает подачу электроэнергии, как только с компьютера исчезает видеосигнал.
Основой энергосберегающего экрана является реле в блоке питания монитора. В качестве реле используется конденсатор, который активируется при помощи порта VGA [5] (Слайд 9).
Рисунок 3 Монитор P26W-5 Eco компании Fujitsu с нулевым потреблением мощности в режиме ожидания
В 2011 году разработан новый сетевой фильтр Energenie Stand By Killer. Он автоматически полностью выключит любое подсоединённое устройство, когда оно перейдёт в режим ожидания (и будет потреблять менее 30 Вт в течение минуты). Для того, чтобы включить всё заново потребуется просто нажать на клавишу включения на привычном пульте управления техникой.
Устройство содержит в себе инфракрасный датчик, который работает со всеми пультами дистанционного управления и позволяет использовать их для включения питания.
Рисунок 4 Сетевой фильтр Energenie Stand By Killer
Рассмотренные примеры решения задачи снижения энергопотребления приборами, находящимися в режиме ожидания относятся к глобальным методам. То есть методам, требующим значительных материальных вложений.
IV Заключение
А что мы можем сделать для решения этой проблемы на бытовом уровне? Давайте обсудим и сформулируем наши предложения (Слайд 10).
(обсуждаются и формулируются предложения)
Чтобы не оставлять приборы в режиме «stand – by», будем использовать удлинитель с выключателем типа «пилот». Нажатием одной кнопки мы выключаем все подсоединенные к нему приборы. Более удобный вариант система розеток Master – slave, которые автоматически отключат периферийные устройства, когда выключается основной прибор.
Рисунок 5 Система розеток Master - slave
Не оставляйте зарядное устройство включенным в розетку без заряжаемого аппарата. Зарядное устройство при этом все равно потребляет электрическую энергию, но использует ее не на зарядку, а на нагрев корпуса зарядного устройства.
Рисунок 6 Зарядное устройство для мобильного телефона
Подводя итог нашему занятию, мы можем сделать вывод о том, что сокращение потребления электрической энергии положительно сказывается не только на нашем кошельке, но и вызывает изменения в более глобальном масштабе, а именно:
стимулирует развитие новых энергосберегающих технологий;
снижает уровень выбросов вредных веществ в окружающую среду;
улучшает комфорт в помещении;
снижает энергоемкость экономики страны;
сохраняет экологию для последующих поколений
V Рефлексия
Для проведения данной части занятия использовался метод с условным названием «Острова». Его суть состоит в следующем. На большом листе бумаги (формат А0) рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник. (Учащиеся предоставляется право нарисовать на карте остров со своим названием).
Карта вывешивается на доске. Учащиеся рисуют или прикрепляют готовые кораблики в соответствующем районе карты, который отражает их душевное эмоционально – чувственное состояние после состоявшегося занятия.
После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать.
VI Заключительное слово педагога
Английскому прозаику и драматургу, лауреату Нобелевской премии по литературе Джону Голсуорси принадлежит высказывание: «Если вы не думаете о будущем, то у вас, его и не будет» (Слайд 11).
Как точно подмечено, не правда ли? Задумайтесь над этим, и постарайтесь сделать так, чтобы об этом задумались окружающие вас люди.
Спасибо вам за вашу активную работу, за неординарное мышление и неравнодушное отношение к теме нашего сегодняшнего занятия.
Литература
Директива Президента Республики Беларусь № 3 от 14.06.2007 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности»
ГОСТ Р МЭК 62301-2011 Приборы бытовые электрические. Измерение потребляемой мощности в режиме экономии
Сайт Могилевского информационно – консультативного центра по энергосбережению [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.technopark.by/iccee/calculator/366.html – Дата доступа: 04.11.2016
Лукалин, В.Н. Промышленно – транспортная экология / В.Н.Лукалин, Ю.В. Трофименко – М. Высшая школа, 2003 – 273 с.
Электронный журнал «Технологии в электронной промышленности» № 1, 2010 – с. 51 – 55 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tech-e.ru – Дата доступа: 02.11.2016