СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия объединения по интересам «Мягкая игрушка» Тема: «Любимую куклу мастерим сами»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Любимую куклу мастерим сами»

Цель занятия: познакомить с одним из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей – изготовление тряпичной куклы - скрутки.

Задачи:

1) Формировать понятия и представления о традиционной народной кукле-скрутке.

2) Обучать приемам выполнения куклы из ткани в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивания; перевязывание деталей нитками, соединение деталей с помощью тесьмы сшиванием.

3) Закреплять и совершенствовать приемы выполнения шва “вперед иголку”, “через край”.

4) Развивать творческое воображение учащихся.

5) Воспитывать любовь к народному искусству.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия объединения по интересам «Мягкая игрушка» Тема: «Любимую куклу мастерим сами»»

Государственное учреждение образования «Запольская детский сад – средняя школа Витебского района»









«Любимую куклу

мастерим сами…»


(методическая разработка

занятия объединения

по интересам)








































Рецензент:

заместитель директора Государственного учреждения дополнительного образования «Центр детей и молодежи Витебского района» Н.Г.Пригожая



Автор-составитель:

педагог дополнительного образования ГУО «Запольская детский сад-средняя школа Витебского района» И.М.Рябцева


Рекомендовано

методическим советом Государственного учреждения дополнительного образования «Центр детей и молодежи Витебского района»

«20» ноября 2013 г., протокол № 2








«Любимую куклу мастерим сами»: методическая разработка занятия объединения по интересам «Мягкая игрушка» / автор-сост. И.М.Рябцева ; Запольская детский сад-средняя школа Витебского района. - Витебск, 2013. - с. 32






Методическая разработка занятия «Любимую куклу мастерим сами» раскрывает историю, традиции, способы изготовления народных кукол, способствует развитию творческого воображения детей, привитию любви к народному искусству.

Рекомендуется педагогам дополнительного образования общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей и молодежи.







Государственное учреждение образования

«Запольская детский сад - средняя школа Витебского района» Витебской области








Есть иголка у меня, ножницы, наперсток.

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пестрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными,

И волшебное сама придумаю ей имя.



План-конспект занятия объединения по интересам «Мягкая игрушка»

Тема: «Любимую куклу мастерим сами»

Цель занятия: познакомить с одним из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей – изготовление тряпичной куклы - скрутки.

Задачи:

1) Формировать понятия и представления о традиционной народной кукле-скрутке.

2) Обучать приемам выполнения куклы из ткани в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивания; перевязывание деталей нитками, соединение деталей с помощью тесьмы сшиванием.

3) Закреплять и совершенствовать приемы выполнения шва “вперед иголку”, “через край”.

4) Развивать творческое воображение учащихся.

5) Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование:

Для учителя: изделие: тряпичная кукла - скрутка, презентация к уроку, технологическая карта, вата, толстые нитки желтого цвета, вата, ножницы, игла, тесьма, бисер, ткань (белый ситец, фланель, гладкокрашеная или набивная ткань)

Для учащихся: вата, ножницы, игла, нитки, тесьма, бисер, правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой.

Форма занятия: мастер – класс.



Ход занятия

Учитель:

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится







Сегодня у нас не простое занятие, а мастер-класс по старинному белорусскому рукоделию.

Многие с детства знают сказку Афанасьева “Василиса Прекрасная”: (иллюстрации к сказке (приложение 1,2))

“В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха, призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай,Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…
   Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако Василиса все переносила безропотно, и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели, сложа руки, как барыни. Как же это так делалось?
     Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчивает ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет, за Василису… Хорошо было жить ей с куколкой”…
      Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”.

- Кто помогал Василисе пережить все беды и трудности?

  • Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на нашем занятии?


1. Организационный момент.

  • Определяем цель и задачи занятия.

  • Создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку кукол.

  • При прилежании и аккуратности каждый из детей к концу занятия изготовит такую красивую куклу в подарок.

2. Актуализация знаний, умений и навыков.

  • Виды каких кукол вы знаете?

  • Из чего изготавливали кукол?

  • Каких обережных кукол вы знаете?

  • Для чего изготавливали обрядовых кукол?

  • Какие белорусские народные обряды и традиции вы знаете?

  • Какие из них отмечают в нашей школе?

Куклы – обереги.

Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Игровые куклы.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Обрядовые куклы.

Богата земля белорусская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

3. Изложение нового материала.


Но всё же, самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками. В ней есть, что - то такое, от чего становится теплее на сердце.

При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.



  • Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, что обозначает слово «кукла», как вы понимаете его значение? (ответы учащихся)


Рассказ учителя:

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова слово «кукла» формулируется так: это детская игрушка в виде фигурки человека.

Кукла – кукла, куколка, кукленок – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного. (В.И. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, «Русский язык», 1999, Т 2, С.213.)

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

В старину игрушками крестьянских детей были самодельные куклы. Из чего их только не делали: из цветов, стеблей крапивы, листьев лопуха. Даже обычное полено наряжали куклой!

Интересные куклы получались из соломы: скручивали жгутик из золотистой соломы, свивали косичкой руки. Украшали такую куклу пёстрым передником, покрывали ей голову ярким ситцевым платочкам.

В каждой крестьянской избе были тряпичные куклы. Кусок ткани скручивали в “скалку”, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой. Обязательно пришивали кукле косу, сплетенную из ниток.

Наряжали куклу с большим старанием, но кукле не делали лицо. По народному поверьям, кукла с лицом обретает душу, и становилась опасной для ребёнка. Безликая же кукла считалась предметом не одушевлённым и не могла ему навредить.

Со временем игрушки потеряли своё символическое значение, кукле стали вышивать лицо или рисовать чернилами, сажей, углём.

Городским детям дарили кукол с фарфоровыми головами и руками. Лица таких кукол всегда расписывали, их одевали в пышные платья, украшенные лентами, кружевами.


В старину когда-то

Время не теряли

Вечерами зимними

Много пряли, ткали...

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили...

Глиняное солнышко

Лыком украшали,

Лыковые коники

Избу охраняли,

Козы - веселушки

Беды выметали

Куклы - берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру прадедов

Нам передавали.



4. Меры безопасности на занятии.

Сегодня у нас будет возможность попробовать изготовить своими руками рукотворную куклу. Вам предлагается выполнить куклу - скрутку. Работать будем по слайдам.

Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе. В старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами. Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.

Ножниц лезвия сомкнём,

И на стол мы их кладем.

Что же нужно сделать нам

Когда мы их даем друзьям?

За лезвия мы их берём

И кольцами вперёд даём.

  1. 5. Технология изготовления куклы-скрутки.

  2. Для работы вам понадобятся: толстые нитки жёлтого цвета (для волос), комочек ваты, ножницы, игла, тесьма, три лоскута ткани размером 20х20 см (для туловища – любого цвета, для головы – белого цвета, для сарафана – яркая гладкокрашеная или набивная ткань).

  3. Изготовление туловища

  4. 1. Подогни нижний и два боковых среза лоскута ткани для туловища на 2 см на изнаночную сторону. Скрути лоскут не очень туго, начиная с левого среза.

  5. 2. Перевяжи закрутку нитками в двух местах, чтобы получилось шея и талия куклы.

  6. Изготовление головы.

  7. 1. Положи в центр белого лоскута ткани комочек ваты. Получилась заготовка для головы.

  8. 2. Вложи туловище в заготовку для головы. Перевяжи голову нитками.

  9. Изготовление блузы.

  10. 1. Подогни образовавшиеся углы ещё раз внутрь, сложи и перевяжи ниткой, чтобы получились руки.

  11. 2. Перевяжи нитками блузу на линии талии куклы.

  12. Изготовление косы

  13. 1. Заготовь нитки нужной длины. Наложи их на голову куклы.

  14. 2. Пришей волосы по линии середины головы, чтобы получился пробор.

  15. 3. Уложи волосы вокруг головы и заплети косу. Перевяжи голову тесёмкой и сшей её концы сзади

  16. Изготовление сарафана и украшений.

  17. 1. Подогни дважды на изнаночную сторону сначала боковые срезы, а затем нижний срез лоскута ткани для сарафана. Закрепи подгиб строчкой мелких прямых стежков ниткой в одно сложение.

  18. 2. Подогни также на изнаночную сторону верхний срез лоскута ткани для сарафана. Подшей подгиб мелкими прямыми стежками ниткой в два сложения, оставив в начале и в конце работы концы ниток для завязок.

  19. 3. Стяни за нитки верхний край лоскута, надень сарафан на куклу и завяжи нитками сзади на талии. Оберни талию тесьмой и сшей её концы сзади. Тесьмой можно обшить и низ сарафана. Сделай бусы из бисера, стекляруса или семян и наряжай куклу.

  20. 6. Пальчиковая разминка

  21. Перед выполнением практической работы проведем пальчиковую разминку и упражнения для рук с речевым сопровождением:

  22. Ну-ка, пальцы, за работу!

  23. Покажи свою охоту

  24. Резать, клеить и плести,

  25. Рук умелей не найти!

  26. 7. Практическая работа – выполнение изделия

  27. Всякие хождения, движения разговоры, охи, вздохи – разрешаются!

  28. «Город мастеров» открывается!

  29. Всегда лоскутные работы на Руси

  30. Так были радостны, и красочны, и ярки!

  31. Мы изготовим с вами куклы от души –

  32. Чтоб получились настоящие подарки!

  33. Учащиеся выполняют самостоятельную работу в сопровождении показа слайдов презентации и демонстрации элементов работы учителем.

  34. (Приложение фото)

  35. 1) Практическую работу обеспечить музыкальным сопровождением;

  36. 2) В ходе работы обеспечить учащихся необходимыми консультациями.

  37. 3) Учащимся выполнить изделие до конца.

  38. 8. Подведение итогов занятия

  • Что нового вы узнали на занятии?

  • Достигнуты ли цели занятия?

  • Что вызвало затруднение?

  1. Как маленькие солнышки

  2. Куколки стоят

  3. И глазками невинными

  4. На вас сейчас глядят

  5. Вы кукол не бросайте

  6. Вы их не обижайте

  7. Пусть будут они вечно

  8. В доме вашем жить

  9. Тепло, добро и счастье

  10. Ваше сторожить!

  1. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.

  2. Деревенские календарные праздники были разнообразны и многочисленны Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как, самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. К сожалению, люди XXI века видят сегодня в традиционных русских куклах внешние декоративно-художественные особенности, плохо понимая их истинное назначение.

  3. Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах Бабушек внукам. То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках во многом является исторической памятью народа.

  4. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней жизни переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

  5. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

  6. 9. Рефлексия.

  7. А сейчас мы с вами создадим куклу «Мировое дерево». Пожалуйста, прикрепите ваших кукол к веточкам, определите ее место на «Мировом дереве». (Приложение фото)

  8. - Довольны ли вы своей работой?

  9. - Как вы считаете, чьи куколки лучше удались?

  10. - Кому необходимо еще поработать над техникой?

  11. Какое чудесное «Мировое дерево» у нас получилось!

  12. 10. Заключение .

  1. Пришла пора всем куколкам

  2. В дорогу собираться.

  3. А с вами мне, красавицы

  4. Пришла пора прощаться!

  5. Будьте умелы, прилежны, старательны,

  6. И аккуратны, и очень внимательны

  7. Нам ненадолго придется прощаться.

  8. Будем ещё много раз мы встречаться!

  1. В заключение хочу вас предупредить, что самую первую обрядово-обережную куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому куколок, сделанных сегодня, сохраните. На всякий случай. Кто знает, где в этой сказке ложь, а где намек.

  1. Запомни каждый ученик

  2. Что труд – благое дело.

  3. Ремесла наши постигать

  4. Старайся ты умело.

  5. Твори, выдумывай, дерзай

  6. И фантазируй смело.

  7. Наш город мастеров люби,

  8. Знай, за тобой все дело.

  1. 11. Домашнее задание.

  2. -Придумайте имя своей куколке.

  3. - Пофантазируйте и придумайте интересную, необычную историю или сказку про свою куколку.

  4. - Попробуйте написать стихотворение про куклу.

  5. А пока можете почитать уже написанные стихи и сказки про куколок. (Приложение 6, 7,8)

  1. Список используемых источников:

  2. 1. Берстенёва, Е.В., Догаева, Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011

  3. 2. Воробьёва, О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009

  4. 3. Котова,И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010

  5. 4. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru (дата обращения: 05.06.2011)

  6. 5. Шайдурова, Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-пресс, 2011

  7. 6. Воробьёва, О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009

  8. 7. Шайдурова,Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-пресс, 2011

  9. 8.http://www.stihi.ru/2011/02/22/7682

  10. 9.http://www.rukukla.ru/article/trya/vecnanka_avdotavecnovka.htm

  11. 10. http://www.barbaris.net/articles103.html

  12. 11.http://lavkaremesel.ru/index.php?route=product/product&product_id=53

  13. 12.http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D

  14. Приложение 1.

  15. Норвежская сказка «Куколка в траве»

  16. В стародавние времена у одного короля было двенадцать сыновей. Когда они выросли, король собрал их и сказал:

  17. - Сыновья мои дорогие, я стал стар и хочу внуков, поэтому собираюсь вас женить. Возьмите по хорошему коню, богатые доспехи и езжайте по белу свету искать себе невест. Каждый из вас должен найти токую девушку, которая могла бы соткать и сшить за один день рубашку.

  18. Выехав за ворота замка, старшие одиннадцать братьев сказали младшему, которого звали Симон:

  19. - Ты глуп и будешь только мешать нам, иди своей дорогой.

  20. И, пришпорив коней, они умчались вдаль.

  21. Расстроенный Симон слез с коня, упал в траву и горько заплакал. Вдруг откуда ни возьмись послышался тоненький голосок:

  22. - Не плач Симон. Посмотри лучше на нашу маленькую куколку.

  23. Юноша поднял глаза и увидел под листком цветка крошечную девчонку, одетую в воздушное белое платье. Она была очень маленькая , не больше мизинчика. Как взрослая, она восседала на крошечном золотом кресле, а в волосах у нее поблескивала бриллиантовая корона. Девочка была необыкновенно красивая и стройная.

  24. -Расскажи мне,- сказала она, - какое несчастье приключилось с тобой.

  25. Она говорила таким ласковым голосом, что юноша рассказал ей обо всём: как король отец велел все братьям найти себе невест, как роздал им доспехи и коней, как они выехали из дворца, а братья бросили его одного посреди дороги.

  26. - Где же я могу найти себе невесту, умеющую ткать и шить рубашки за один день? – горестно повторял бедный юноша.

  27. -Я помогу тебе. Хочешь, я буду твоей невестой? – спросила куколка. – Посмотри, что я умею делать.

  28. Она достала пряжу, соткала материю, выкроила и сшила рубашку – и всё это на глазах у изумлённого юноши. Правда, рубашка получилось крошечная, как для куколки.

  29. Симон взял рубашку и отправился к отцу. Отец - король полюбовался ею и сказал смущенному Симону:

  30. - неважно, что она такая маленькая, зато она сшито очень аккуратно.

  31. И он благословил сына на брак с куколкой. Радостный Симон вернулся за своей невестой. Он хотел было посадить её в карман, но куколка сказала, что у нее есть своя карета и лошади. Он села в серебряную чайную ложку и запрягла в нее двух маленьких зелененьких кузнечиков. И они поехали рядом: Симон на коне, а его невеста в забавном экипаже – серебряной чайной ложке, запряженной двумя кузнечиками.

  32. Юноша ехал очень осторожно, стараясь не наступить на сваю невесту. Но вот вдали показались уже дворцовые ворота, и, почуяв дом, конь Симона взмахнул копытом, и серебряная ложечка вместе с куколкой упала в озеро, мимо которого они проезжали.

  33. Бедный юноша! он кричал и звал на помощь. Вдруг вода в озере забурлила и вынесла на берег прелестную девушку, с пушными волосами и стройной фигурой. Счастливый Симон усадил свою возлюбленную на коня и помчался во дворец.

  34. В это время туда уже приехали братья со своими невестами. Какими же замарашками они были! От быстрой езды их шляпки съехали набок, к платьям прицепились репейники, а лица покрывала дорожная пыль. Увидев младшего брата со своей красавицей-невестой, они начали было кричать на него от злости и зависти. Но отец-король велел им замолчать и убираться из замка со своими уродинами. А для Симона и его невесты-куколки закатил такой пир, которого не видели и уже не увидят ни в одном королевстве мира.

  35. Приложение 2.

  36. Помощницы и советчицы

  37. Куклы часто помогают людям выйти из сложных ситуаций. В сказке Л. Н. Толстого «Девочка и разбойники» пленница смастерила куклу из соломы, нарядила в свою одежду и посадила у окна. Пока разбойники догадались, что это не девочка, а кукла, та успела убежать из леса домой.

  38. В Бирме есть сказка «Соломенная кукла» о том, как женщина – сирота Мепхью ухаживала за соломенной куклой, как за родной матерью. Но муж не стал терпеть таких чудачеств и выгнал жену из дома вместе с куклой. Женщина не бросила куклу, спряталась с ней в пещере, где разбойники хранили свое добро. Мепхью тут же подумала: «Видно, это матушка решила меня утешить и одарила драгоценностями. Пойду – ка домой и расскажу мужу, какое богатство принесла мне матушка».

  39. И Мепхью отправилась домой. Рано утром Маун Ту, увидев жену с большим тюком на голове, с радостью бросился ей навстречу.

  40. - Видишь, эти сокровища подарила мне матушка, - с торжествующим видом сказала ему жена. – Хоть ты и посчитал ее недостойной, ругал по – всякому, она не обиделась, а, наоборот, позвала меня в пещеру, одарила драгоценностями. Теперь их хватит нам до конца жизни.

  41. Маун Ту во всем согласился с женой. С тех пор соломенная кукла всегда сидела на почетном месте, а муж и жена кланялись ей и почитали ее, как родную мать.

  42. Но самые волшебные куклы способны дать человеку совет. Правда, говорят куклы не простым человеческим голосом, а … кукушкиным. Кукушка считалась птицей, которая связывает два мира: невидимый мир предков и мир живых людей. И кукла тоже умела невидимое для человека делать видимым.

  43. В сказке «Князь Данила – Говорила» старушки посоветовали опечаленной сестре: Ну, не плачь же ты, не горюй, а послушай нас: сделай четыре куколки, рассади по четырем углам…»

  44. И в нужный момент куколки заговорили:

  45. Куку, князь Данила!

  46. Куку, Говорила!

  47. ………………….

  48. Куку, расступись, земля,

  49. Куку, провались, сестра!

  50. Заколдовали куклы сестру. Спряталась сестрица под землей.

  51. В одной из северных сказок матушка, умирая, оставляет дочке в сундуке тоже четырех куколок, которые готовы помогать хозяйке в трудную минуту.

  52. В сказке «Грязнавка», чтобы получить от кукол помощь, необходимо, как и в «Василисе Прекрасной», сначала кукол накормить. «Вы куколки кушайте, мое горе слушайте», - говорит героиня.

  53. Кого то любить…

  54. В романе Шарлотты Бронте «Джен Эйр» для героини маленькая кукла – лучшая подруга на свете:

  55. «…Я сидела с куклой на коленях до тех пор, пока не угасал огонь в камине, и испуганно озиралась, так как мне чудилось, что в полутемной комнате находится какой – то страшный призрак; и когда в камине оставалась только кучка рдеющей золы, я торопливо раздевалась, дергая изо всех сил шнурки и тесемки, и искала защиты от холода и мрака в свое кроватке. Я всегда клала с собой куклу: каждое человеческое существо должно что – нибудь любить, и, за неимением более достойных предметов для этого чувства, я находила радость в привязанности к облезлой, дешевой кукле… Теперь мне уже непонятна та нелепая нежность, которую я питала к этой игрушке, видя в ней чуть ли не живое существо, способное на человеческие чувства… когда она лежала рядом со мной, в тепле под моей защитой, я была почти счастлива, считая, что должна быть счастлива и она».

  56. Приложение 3.

  57. Стихи о куклах.

  58. Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.

  59. И пусть на столе, на стене, на диване

  60. Мы вам улыбнемся, когда захотите

  61. И, может, теплее кому-нибудь станет.

  62. А если кому-то однажды взгрустнется-

  63. Откройте нам то, что гнетет вашу душу.

  64. И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,

  65. И, может быть, круг ваш печальный разрушит.

  66. Но не обижайте, в нас спрятана сказка…

  67. В нас столько тепла и доверия к людям.

  68. И, может быть, кукла – всего только маска

  69. Мечты, о когда-то несбывшемся чуде…

  70. ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ.

  71. Фея знала свое дело

  72. И летая в небесах

  73. Днем и ночью то и дело

  74. Совершала чудеса.

  75. Фея кукол создавала,

  76. Мастерила, колдовала.

  77. Все, чего она касалась

  78. Оживало, просыпалось.

  79. И в ее руках послушных

  80. Обретали куклы души.

  81. Ведь у кукол судьбы тоже

  82. С человеческими схожи.

  83. А потом свои трофеи

  84. Раздавала людям Фея.

  85. Потому что это-средство

  86. Чтобы вечно помнить детство.

  87. "Рождение куклы". (Алена Рычкова)

  88. Тряпье, да иголка, да ниток катушка.

  89. В умелых руках оживает игрушка.

  90. Влагает в нее непонятною властью

  91. Частицу души своей кукольный мастер.

  92. Наверное, так же ночными часами,

  93. Трудился, когда-то, Создатель над нами.

  94. Рождение куклы из разного хлама

  95. Подобно явлению миру Адама.

  96. Бывает довольно кусочка рогожки,

  97. Чтоб вылепит тело, и ручки, и ножки.

  98. Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-

  99. И мир изучает пытливый зрачок.

  100. Живет человечек! И сквозь бесконечность

  101. Глядит на него седовласая Вечность.

  102. НЕССА ФЕДИНА.

  103. Играем в куклы с малых лет-

  104. Их одевать, варить обед,

  105. Принять гостей, общаться лучше

  106. В театре кукольном мы учим.

  107. Потом мы покупаем кукол дочкам

  108. И снова вспоминаем, между прочим,

  109. Как мы играем в куклы, пусть другие

  110. Не столь шикарные, но все равно родные.

  111. (ГАЛИНА ЗАСЛАВСКАЯ)

  112. Есть иголка у меня, ножницы, наперсток.

  113. Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пестрых.

  114. Я лицо ей разошью нитками цветными,

  115. И волшебное сама придумаю имя.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!