План-конспект занятия с элементами тренинга:
«Мои права и обязанности гражданина»
(7-8 класс)
Цель: формирование четких нравственных и правовых ориентиров, активной гражданской позиции, моральной ответственности, предоставление возможности обучающимся осознать себя полноправными гражданами Республики.
Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня.
Ведущий предлагает школьникам выполнить упражнение «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни?»
Цель: Подготовить участников к беседе о правах человека, способствовать развитию умения анализировать свое поведение и поведение других.
Содержание: Подростки рассказывают о том, что происходило с ними в последние дни, что было хорошего, а что плохого и почему.
Заметки для ведущего. Упражнение развивает у ребят способность к анализу и собственного поведения, и поведения своих друзей. Поэтому на вопрос «почему» следует требовать обязательного ответа, отказы от объяснений не должны приниматься.
- Когда человек приобретает права? (В группе обсуждаются все предположения участников).
Обычно ребята называют всевозможные возрасты. Поправлять их не нужно. Когда будут названы все варианты, следует сказать, что права человек приобретает с момента рождения. По мере того как он взрослеет, изменяются и его права, а вместе с ними — обязанности и ответственность.
Что же значит слово "ответственность"? (в ходе беседы можно использовать слайды презентации).
В академическом "Словаре современного русского литературного языка" это слово объясняется как "возлагаемое на кого-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия". Значит, ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. В чем суть моральной ответственности? Прежде всего в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок.
Однако среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством.
Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм.
Упражнение «Наши эмоции – наши поступки»
Цель: обнаружение зависимости поступков от эмоционального состояния, создание предпосылок к формированию навыков управления своим поведением
Содержание: Участникам предлагается продолжить предложения:
Я огорчаюсь, когда...
Я злюсь, когда...
Мне плохо, когда...
Я радуюсь, когда...
Я спокоен, когда...
Мне нравится, когда...
Мне не нравится, когда...
Мне хорошо, когда...
Как только эта часть работы будет закончена, участникам предлагается продолжить предложения дальше: «... и я поступаю...».
Затем следует обсуждение: О чем вы думаете, когда совершаете тот или иной поступок? Всегда ли люди думают, когда что-то делают? Ведущий предлагает группе подтвердить или опровергнуть правильность утверждения: «Прежде, чем что-либо сделать, подумай!» В каких ситуациях этот постулат приемлем? Необходимо подвести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!» Вместе с ребятами ведущий рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы вовремя остановиться перед совершением необдуманного действия.
Если прозвучит провокационный вопрос: «Если меня будут бить, я не должен защищать себя, опасаясь нанести вред здоровью нападающего?»
В этом случае можно обратиться к законам. В Уголовном Кодексе существует статья, которая называется «Необходимая оборона», в которой говорится, что не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т. е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено пределов необходимой обороны, т. е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.
Вывод: «Если возникла опасность, что ваша жизнь и здоровье в опасности, вы можете защищать себя, ведь ваши действия в этом случае не являются умышленными. Если случится, что в своей защите вы причинили вред другому человеку, то «предел необходимой обороны» устанавливается следственными органами и судом. Но лучше избегать ситуаций, когда вы сами подвергаете себя опасности или провоцируете нападение на себя».
- С какого возраста и за какие правонарушения несовершеннолетний привлекается к ответственности?
Ведущий не поправляет ребят и не хвалить ведущего за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:
убийство;
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
похищение человека;
изнасилование;
насильственные действия сексуального характера;
кражу; грабеж; разбой; вымогательство;
хулиганство при отягчающих обстоятельствах;
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;
терроризм;
захват заложника;
заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
вандализм.
Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им заблагорассудится. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. Иное дело, что к детям до 14 лет по закону не может быть применено уголовное наказание - такое, как помещение в ВТК.
Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, также рассматриваются в Уголовном кодексе как преступление.
Работа в группах: упражнение «Кто отвечает в толпе?»
Цель: Развитие способности к прогнозированию ответственности за свои проступки.
Содержание: Подросткам предлагается вспомнить известные им по телепередачам ситуации возникновения каких-либо действий, идущих вразрез с законом, когда правонарушения совершались группой. Что нарушалось? Каков был исход?
Заметки для ведущего: Необходимо вывести ребят на осознание
виновности всех участников беспорядков.
В конце занятия проводится рефлексия.
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии.