СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия с элементами тренинга: «Мои права и обязанности гражданина» (7-8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими.  О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, и пойдет речь в предлагаемой разработке. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия с элементами тренинга: «Мои права и обязанности гражданина» (7-8 класс)»

План-конспект занятия с элементами тренинга:

«Мои права и обязанности гражданина»

(7-8 класс)

Цель: формирование четких нравственных и правовых ориентиров, активной гражданской позиции, моральной ответственности, предоставление возможности обучающимся осознать себя полноправными гражданами Республики.

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня.

Ведущий предлагает школьникам выполнить упражнение «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни?»

Цель: Подготовить участников к беседе о правах человека, способствовать развитию умения анализировать свое поведение и поведение других.
Содержание: Подростки рассказывают о том, что проис­ходило с ними в последние дни, что было хоро­шего, а что плохого и почему.
Заметки для ведущего. Упражнение развивает у ребят способность к анализу и собственного поведения, и поведения своих друзей. Поэтому на вопрос «поче­му» следует требовать обязательного ответа, от­казы от объяснений не должны приниматься.

- Когда человек приобретает права? (В группе обсуждаются все предположения участников).

Обычно ребята называют всевозможные возрасты. Поправлять их не нужно. Когда будут названы все варианты, следует сказать, что права человек приобретает с момента рождения. По мере того как он взрослеет, изменяются и его права, а вместе с ними — обязанности и ответственность.

Что же значит слово "ответственность"? (в ходе беседы можно использовать слайды презентации).

В академическом "Словаре современного русского литературного языка" это слово объясняется как "возлагаемое на кого-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия". Значит, ответственность - это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. В чем суть моральной ответственности? Прежде всего в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок.

Однако среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством.

Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм.



Упражнение «Наши эмоции – наши поступки»


Цель: обнаружение зависимости поступков от эмоционального состояния, создание предпосылок к формированию навыков управления своим поведением
Содержание: Участникам предлагается продолжить предложения:
Я огорчаюсь, когда...
Я злюсь, когда...
Мне плохо, когда...
Я радуюсь, когда...
Я спокоен, когда...
Мне нравится, когда...
Мне не нравится, когда...
Мне хорошо, когда...

Как только эта часть работы будет законче­на, участникам предлагается продолжить предло­жения дальше: «... и я поступаю...».

Затем следует обсуждение: О чем вы думае­те, когда совершаете тот или иной поступок? Все­гда ли люди думают, когда что-то делают? Ве­дущий предлагает группе подтвердить или опровергнуть правильность утверждения: «Преж­де, чем что-либо сделать, подумай!» В каких ситу­ациях этот постулат приемлем? Необходимо под­вести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!» Вместе с ребятами ведущий рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы во­время остановиться перед совершением необду­манного действия.

Если прозвучит провокационный вопрос: «Если меня будут бить, я не должен защищать себя, опасаясь нанести вред здоровью напа­дающего?»

В этом случае можно обратиться к законам. В Уголовном Кодексе существует статья, которая называется «Необходимая оборона», в которой говорится, что не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т. е. при защите лично­сти и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых зако­ном интересов общества или государства от общественно опас­ного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого на­силия. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опас­ным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непо­средственной угрозой применения такого насилия, является право­мерной, если при этом не было допущено пределов необходимой обороны, т. е. умышленных действий, явно не соответствующих ха­рактеру и опасности посягательства.

Вывод: «Если возникла опасность, что ваша жизнь и здоровье в опасности, вы можете защищать себя, ведь ваши действия в этом случае не являются умышленными. Если слу­чится, что в своей защите вы причинили вред другому человеку, то «предел необходимой обороны» устанавливается следственными органами и судом. Но лучше избегать ситуаций, когда вы сами под­вергаете себя опасности или провоцируете нападение на себя».

- С какого возраста и за какие правонарушения несовершеннолетний привлекается к ответственности?

Ведущий не поправляет ребят и не хвалить ведущего за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко вре­мени совершения преступления 16-летнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

  • убийство;

  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;

  • похи­щение человека;

  • изнасилование;

  • насильственные действия сексу­ального характера;

  • кражу; грабеж; разбой; вымогательство;

  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

  • хищение либо вымогатель­ство наркотических средств или психотропных веществ;

  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрыв­чатых веществ и взрывных устройств;

  • непра­вомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленные уничтожение или по­вреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;

  • приведе­ние в негодность транспортных средств или путей сообщения;

  • терро­ризм;

  • захват заложника;

  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

  • вандализм.

Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им заблагорассудится. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. Иное дело, что к детям до 14 лет по закону не может быть применено уголовное наказание - такое, как помещение в ВТК.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использо­ванием средств массовой информации, также рассматриваются в Уголовном кодексе как преступление.

Работа в группах: упражнение «Кто отвечает в толпе?»

Цель: Развитие способности к прогнозированию ответственности за свои проступки.

Содержание: Подросткам предлагается вспомнить изве­стные им по телепередачам ситуации возникно­вения каких-либо действий, идущих вразрез с за­коном, когда правонарушения совершались группой. Что нарушалось? Каков был исход?

Заметки для ведущего: Необходимо вывести ребят на осознание
виновности всех участников беспорядков.

В конце занятия проводится рефлексия.

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!