СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План коррекционно – развивающей индивидуальной работы по программе «Индивидуальная программа по коррекции ринолалии в послеоперационный период»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План коррекционно – развивающей индивидуальной работы по программе «Индивидуальная программа по коррекции ринолалии в послеоперационный период»»

План коррекционно – развивающей индивидуальной работы по программе «Индивидуальная программа по коррекции ринолалии в послеоперационный период»


Индивидуальная работа проводится 3 раза в неделю. Занятие длится 20 минут.

Количество занятий по теме определяется в зависимости от динамики коррекционной работы.



Характеристика ринолалии открытой

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которые возникают из-за нарушения анатомического строения речевого аппарата.

Классификация ринолалии:

По характеру выдыхаемой струи ринолалия может быть открытая, закрытая, смешанная.

По этиологии -органической и функциональной.

При открытой органической ринолалии воздушная струя во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой оттенок при произношении все звуков. Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденных расщелин твердого и мягкого неба – двусторонни, односторонних, изолированных расщелин, субмукозных щелей.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при парезах, параличах мягкого неба, при ранах твердого и мягкого неба. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 7% рожденных детей имеют врожденные пороки черепно-лицевой области. По данным отечественных специалистов Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниям нервной системы в г. Москва на территории СНГ количество новорожденных с расщелинами губы и неба составляют 1- 300 – 1:700 и неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей сданным видом патологии сохраняется.





Характеристика речи детей с ринолалией

Результаты работы над речью у детей с ринолалией зависят от качества проведенной операции по закрытию врожденной расщелины, возраста ребенка, состояния слуховой функции, общего уровня развития, состояния здоровья ребенка. Структура дефекта речи у детей с открытой ринолалией сложна. Анатомический дефект неба вызывает нарушения дыхания, фонации, дискорреляцию языка. Из-за отсутствия разграничения полостей носа и рта у детей резко укорачивается время выдоха, понижается давление воздуха в надскладочном пространстве. Некоторые дети, пытаясь уменьшить утечку воздуха в нос, напрягают мышцы лица, отчего они вовлекаются в артикуляцию.

Звукообразование при открытой ринолалии дефектно. Этому способствует дискорреляция языка кзади. Ребенок, пытаясь закрыть расщелину неба, привыкает оттягивать спинку языка в глубь ротовой полости. Истонченный, вялый кончик языка лежит в середине полости рта, не принимая участия в звукообразовании. Массивный поднятый корень языка препятствует проходу воздуха в ротовую полость. Выдыхаемый при речи воздух вследствие этого идет в носовую полость, вызывая назализацию. Назализация может быть выраженной и слабовыраженной.

Утечка воздуха в нос очень затрудняет образование направленной воздушной струи, которая необходима для образования звуков, особенно согласных. Образование согласных звуков происходит за счет смычки корня языка, оттянутого кзади и задней стенки глотки. Это фарингиальный, глоточный способ образования звуков. Так произносятся глухие согласные звуки. Звонкие же звуки образуются на уровне гортани, этот способ звукообразования называют ларингиальным (гортанным). Гласные звуки произносятся с оттянутым кзади языком.

Мягкое небо у детей укорочено. В речи мягкое неб приближается к задней стенке глотки, создавая небно-глоточное смыкание. Максимальное поднятие неба необходимо для произношения звуков А, С, уменьшается смыкание на звуки У, О, Э. У детей с открытой ринолалией нарушена мышечная взаимосвязь всех мышц артикуляционного аппарата.

Деформация зубочелюстной системы также создает условия для неправильного звукопроизношения. Открытый прикус, прогения, прогнатия не позволяют правильно артикулировать. Односторонние и двусторонние расщелины, укорочение мягкого неба затрудняют произношение звуков. У многих детей с открытой ринолалий речь невнятна, т.к. формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Произношение многих согласных звуков особенны трудны для детей. Это звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч ,Щ, которые надо произносить с одновременным ротовым выдохом, а у детей отсутствует направленная воздушная струя.

У детей часто отмечается тотальное нарушение звукопроизношения. Голос слабый монотонный, это группа детей с атипичной компенсаторной артикуляцией. У них наиболее низкий показатель разборчивости речи. Но фонетический анализ произношения детей детей с открытой ринолалией, выделяет группу детей без атипичных компенсаторных артикуляцийДети не используют фарингиальный и ларингиальный способ образования звуков, их речь более разборчива для окружающих.

Таким образом, в структуре речевой деятельности при ринолалии открытой дефект фонетико-фонематического строя речи является ведущим. Первичны нарушения фонетического строя речи, который накладывает отпечаток на формирование фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Ринолалия открытая может сочетаться с другими речевыми нарушениями – дизартрией, общим недоразвитием речи, заикание.

После обследования заполняется речевая карта (см. приложение) и пишется логопедическое заключение. Недостаточно в заключении написать ринолалия открытая. В заключении должно быть указано вследствие чего возникла ринолалия открытая и отражена структура дефекта. Некоторые примеры логопедических заключений:

  1. Ринолалия открытая вследствие односторонней сквозной расщелины (слева) верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Снижение фонематического слуха.

  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи вследствие ринолалии открытой, изолированная расщелина твердого и мягкого неба.

  3. Ринолалия открытая вследствие двусторонней сквозной расщелины верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, общее недоразвитие речи 3 уровня.





Организация работы

Логопедические занятия с детьми, страдающими ринолалией, проводятся строго индивидуально. Это объясняется различными клиническими проявлениями ринолалии. При этом должен быть тщательный зрительный контроль учителя логопеда за каждым артикуляционным движением, звучанием фонем, дыханием ребенка. Занятие длится в среднем 30-35 минут в зависимости от возраста ребенка с обязательной динамической паузой. Занятие проводится 2-3 раза в неделю. У ребенка должна быть индивидуальная тетрадь, где подробно записываются все указания учителя-логопеда, дидактический материал, дозировка упражнений, домашнее задание. Один раз в неделю логопед встречается с родителями. Родителям лучше заниматься 2-3 раза в день по 10-25 минут за одно занятие.

В обязанности учителя входит знание индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Учитель уделяет внимание таким формам работы, которые способствуют снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом, создают положительный фон в межличностных отношениях детей с ребенком с ринолалией открытой. Если у ребенка ринолалия сочетается с общим недоразвитием речи, учитель должен расширять знания детей об окружающей жизни в соответствии с программой. Развивать речь детей с ринолалией открытой в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изодеятельности, физической культуре, развивать графические навыки, навыки самообслуживания и элементов труда, проводить коррекцию моторного развития детей. Индивидуальные занятия, связанные с коррекцией специфических нарушений речи у детей по заданию учителя-логопеда не проводятся. Если у ребенка нет носового оттенка в речи, то поставленные звуки даются учителем-логопедом на автоматизацию, после тщательного объяснения того, как должны выполняться упражнения. Учитель в этих случаях должен следить, чтобы поставленный звук ребенок употреблял в связной речи.



Логопедическая работа

Общая цель – отразить поэтапное устранение у детей с ринолалией открытой специфических дефектов произношения, развитие физиологического дыхания, фонематического восприятия, артикуляции, закрепление полученных произносительных навыков.

Принципы логопедической работы при ринолалии открытой вытекают из причин дефекта и его сути:

  1. В основе всей работы принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое с ротовым выдохом.

  2. Принцип параллельности в формировании дыхания и звуков.

  3. Определенная последовательность работы над звуками. Звуки речи взаимосвязаны и поэтому нормально звучащие звуки одной группы являются базой для формирования следующих звуков.

  4. Использование специальной артикуляционной гимнастики. Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, которые не являются основой каких-либо звуков. Следить, чтобы ребенок выполнял упражнения без напряжения, легко. Дополнительные упражнения надо применять только в случаях комбинированных расстройств, например, при дизартрии, с учетом полезности этого упражнения и служить формированию определенных артикуляционных укладов речевых звуков.

  5. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

  6. После того, как звук будет сформирован, вводится буквенное обозначение звука и проводится его автоматизация в словах и фразах под контролем логопеда. Первые 10-15 занятий контроль за формированием необходимых навыков осуществляет только логопед, т.е. ребенок не получает задания на дом.

В связи с тем, что хирургические операции по закрытию небной расщелины стали проводиться рано – в 3-3,5 года, в логопедические группы дети с ринолалией открытой стали поступать уже после операции. У многих детей остается щель в переднем отрезке твердого неба, которую закрывают в период школьного обучения. Но направления работы в дооперационный и послеоперационный период остаются одинаковыми. Только в дооперационный период, следуя методике А.Г. Ипполитовой, формируется артикулемы звуков, что позволяет после операции значительно ускорить работу по формированию нормальной речи.




Основные направления логопедической работы при ринолалии открытой


  1. Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

  2. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

  3. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.

  4. Коррекция звукопроизношения.

  5. Устранение назального оттенка голоса.

  6. Работа над просодикой речи.

  7. Развитие фонематического восприятия.

  8. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

  9. Развитие связной речи.

  10. Психологическая помощь ребенку.



























Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха 



Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа, щек.



Массаж проводится в исходном положении (ИП) «лежа на спине» при полном расслаблении всего тела, или в исходном положении «сидя», головой на подголовнике.

1.Поглаживание лба кончиками 3-4 пальцев,
направление движений от средней линии лба к волосистой части головы.

2. Поглаживание носа кончиками 2-3 пальцев движениями от кончика носа к переносице.

3. Поглаживание щечной области кончиками 2-3 пальцев

от спинки носа к височной области;

от средней линии верхней губы к уху;

от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин.








Массаж верхней губы

  1. Языком в преддверии полости рта.

  2. Набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами.

  3. «пальцевой душ» - постукивание около рубцов подушечками пальцев.

  4. «щипки пальцами»



Массаж нёба при массаже нёба применяются поглаживающие и надавливающие движения. Ребёнок сам вначале:

- поглаживает нёбо влажной подушечкой большого пальца по всей поверхности в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от неё.

- затем делать надавливающие движения в области рубцов

- винтообразные движения

- поглаживание

сначала одну минуту по пять раз в день, далее три минуты по десять раз в день. Один раз прогладить и размять нёбо, затем десять раз в день с интервалом в один час прогладить и размять нёбо по три раза подряд.

Мимическая гимнастика при ротовой области.

  1. Губы в трубочку и расслабить.

  2. Углы рта в стороны и расслабить.

  3. Выдувание воздуха из уголков рта поочередно.

  4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.

  5. Посвистеть.

  6. Показать зубы верхней челюсти.

  7. Показать зубы нижней челюсти.

  8. Облизать нижнюю и верхнюю губу.

  9. Надуть щеки и расслабить.

  10. Втянуть щеки и расслабить.

  11. Набрать воздух под верхнюю губу.

  12. Набрать воздух под нижнюю губу.

  13. «перегонять» воздух из одной щеки в другую.

  14. Беззвучное произношение губных звуков: м, б, п, а так жео, у, и.



Весь комплекс гимнастики повторять три - четыре раза вдень перед зеркалом.

Каждое упражнение повторять пять - шесть раз подряд.


Гимнастика для жевательных мышц при рубцах в области нёбных дужек.

  1. Открыть рот и закрыть.

  2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

  3. Открыть рот и закрыть.

  4. Надуть щеки и расслабить.

  5. Открыть рот и закрыть.

  6. Движения нижней челюсти вбок.

  7. Открыть рот и закрыть.

  8. Втянуть щеки и расслабить.

  9. Открыть рот и закрыть.

  1. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть.

  2. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот - голову прямо.



Комплекс гимнастики повторять три - четыре раза в деньперед зеркалом.

Каждое упражнение повторить пять - шесть раз.



















Упражнения для развития направленного ротового выдоха и умения дифференцировать ротовой и носовой выдох.

  1. Вдох и выдох широко открытым ртом, язык высунуть и положить на нижнюю губу (как дышит собачка);

  2. Вдох широко открытым ртом, выдох носом;

  3. Вдох и выдох носом;

  4. Вдох носом, выдох ртом; возможны различные варианты выполнения данного упражнения: можно предложить ребенку широко открыть рот во время выдоха, а в другом случае при выдохе губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой;

  5. Вдох через одну ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем, выдох через эту же ноздрю;

  6. вдох правой ноздрей, левая закрыта указательным или средним пальцем; выдох через левую ноздрю, затем поменять;

7. Вдох носом, выдох поочередно через правую или левую
ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем;

8. Вдох ртом, выдох через правую или левую ноздрю;

9. Вдох поочередно через правую или левую ноздрю, выдох широко открытым ртом;

  1. вдох носом, выдох по возможности направить вверх, пытаясь сдуть ватку с носа.















Развитие силы голоса

Развивая силу голоса, ребенка учат говорить четко, громко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот.

Пример упражнений для развития силы голоса:

  1. Постепенное удлинение произнесения звуков на одном выдохе при средней громкости голоса;

  2. усиление голоса: артикуляция - шепот — тихо - громко; используются сочетания гласных звуков;

  3. ослабление голоса: громко - тихо - шепот - артикуляция;

  4. Счет до десяти с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;

  5. Аналогичное произнесение алфавитного ряда;

  6. Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.























Список литературы и пособий по ринолалии открытой

  1. Алмазова е.с. логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.- м., 1973.

  2. Вансовская л.и. устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. – м., 2000.

  3. Блыскина и.в. массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – спб.:сатис,1995.

  4. Воронцова т.н. к вопросу о логопедической работе при открытой ринолалии после уранопластики. //уч. Зап. Мгпи,1964.

  5.  воронцова т.н. логопедическая работа с больными открытойринолалией после уранопластики: автореф. Дисс. …канд. Пед. Наук. – м.,1996.

  6.    вильсон д.к. нарушение голоса у детей. – м.,2000.

  7. Городилова в.и., кузьмина. Устранение недостатков произношения при ринолалии. Пособие для учителей-логопедов. – м., 2001.

  8. Дмитриева в.с., ландо р.л. хирургическое лечение врожденных послеоперационных дефектов неба. – м., 2009.

  9. Дубов м.д. врожденные расщелины неба. – м., 2000.

  10. Ермакова и.и. коррекция речи и голоса у детей и подростков:кн для логопеда: 2е изд.перераб. - м., 1996.

  11. Ипполитова а.г. открытаяринолалия / под ред. О.н. усановой. М., 2003.

  12. Ипполитова а.г. логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. // нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Логопедия. Методическое наследие. – м., 2003.

  13. Мамедов а.п. врожденная расщелина неба и пути ее устранения. – екатеринбург, 1998.

  14.  мессина в.м. врожденные расщелины неба (этиология, клиника, лечение): автореф. Докт. Дисс. – м.,1971.

  15. Пособие для родителей по комплексному восстановительному лечению детей с врожденной патологией лица и челюсти. Методические рекомендации. – свердловск, 1990.

  16. Соболева е.а. ринолалия. – м.:аст:астрель, 2006.

  17. Соломатина г.в., володацкий в.м. устранение открытойринолалии у детей: методы обследования и коррекции. –м.:тц сфера, 2005.

  18. Таптапова с.л. коррекционно-логопедиичеакая работа при нарушениях голоса: кн. Для логопеда. – м., 1984.

  19.  уракова а.и. сравнительная характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью. //дефектология,1972, №2.

  20. Фролова л.е. врожденные расщелины верхней губы и неба. – м., 2003.

  21. Чиркина г.в. дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1999.

  22. Чиркина г.в. нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: автореферат. Диссертации. Докт.пед. Наук. – м., 2008.




































Календарно - тематическое планирование логопедических занятий

с учащейся 1 класса Вагановой Е.

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости, ринолалия.

102 часа (3 часов в неделю)


п/п

Кол-во занятий

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Материально-техническое обеспечение

1-6

6


Диагностика устной речи

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

Обследование импрессивной речи

Обследование экспрессивной речи.



Обследование связной речи.






Обследование словарного запаса.


Обследование слоговой структуры слов.

Обследование произносительной стороны речи.

Индивидуальная диагностика

Провести первичную диагностику.


Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст.

Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

Выявить умения пересказывать ранее знакомый текст, незнакомый текст, составлять рассказ по серии картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа, по сюжетной картинке, по представлению.

Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.

Выявить степень владения слоговой структурой.



Альбом О.И. Иншакова Обследование письменной и устной речи по адаптированной методике Татьяны Фотековой.

7-8

2


«Ознакомительное»


Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

9-10

2


  • Активизация мягкого нёба и глоточных мышц.


Массаж. Массаж лица

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

11

1


Артикуляционная гимнастика

Упражнения для нижней челюсти.

Массаж верхней губы

Альбом О.И. Иншакова Обследование письменной и устной речи по адаптированной методике Татьяны Фотековой.

12-13

2


Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ


Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).

Оттягивание губ в стороны: (по Плотниковой).


Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна

14-15

2


Артикуляционная гимнастика Упражнения для языка и щек:


Дотягиваться языком до носа, до подбородка.

-Облизывание намазанных сладким губ (каждую отдельно и по кругу).

-Поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна . Воздушная струя

16-17

2


  • Дыхательная гимнастика. Формирование усиленного глоточного выдоха при открытом рте:


имитации «поплевывания»

Логопедическое зеркало.

Разнообразный демонстрационный материал.

Касса букв и слогов.

Коврограф.

18-19

2


  • Пальчиковая гимнастика.


упражнения

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна.

20-21

2


  • Фонетико – фонематические компоненты речи, развитие речи.


«К нам в гости пришли», «Колокольчик».

дидактические игры: «Так или не так», «Бывает, не бывает»


Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна. Касса букв и слогов.

коврограф

22-23

2


«Звук «А». Постановка»


игра «Погреем ладошки».

  • Дидактическая игра «Необычные цветы».


Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна. Касса букв и слогов.

коврограф

24-25

2


«Звук «А». Автоматизация»


игра «Погреем ладошки», «Нюхаем цветочки»

упражнение «Аня плачет».

Логопедическое зеркало.

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна» Лабиринты Али – Бабы.

26-27

2


«Звук «Э». Постановка»


игра «Бабушка вздыхает». произнося шепотом [э].

повторить это упражнение с голосом.


Логопедическое зеркало.

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

28-29

2


«Звук «Э». Автоматизация»



  • Произнесение слов со звуком [э]


Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

30-31

2


«Звук «О».


  • Постановка звука [оI

  • Проводится игра «Охают больные».

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. Касса букв и слогов.

32-33

2


«Звук «о». Автоматизация»


  • Произнесение слов со звуком [о]

Дидактическая игра «Фрукты, овощи, ягоды» /только овощи/

Дидактические игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди по описанию»

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна для кистей и пальцев рук, упражнения для пальчиков «Этот пальчик»

34-35

2


«Звук «М». Постановка»


  • Постановка осуществляется по подражанию.


Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. Касса букв и слогов.

36-37

2


«Звук М». Автоматизация

Произнесение слогов, слов.

Логопедическое зеркало.

Разнообразный демонстрационный материал.

Карандаши, альбом.

38-39

2


«Звук «Ы». Постановка»


  • Постановка звука [ы]

По подражанию

Логопедическое зеркало.

Разнообразный демонстрационный материал.

Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей.

40-41

2


«Звук «Ы»

Произнесение слов со звуком [ы] Назвать то, что изображено на картинках: «мышка, «мыло», «лыжи», «рыбки». Деление слов на слоги.


Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна

42-43

2


«Звук «Ы». Автоматизация»


Произнесение слов со звуком [ы] Назвать то, что изображено на картинке. Деление слов на слоги. Составление простых предложений по вопросам.

  • Работа со словарём.

работа с раздаточным картинным материалом «Отдай команду»


Логопедическое зеркало.

Логопедические зонды для постановки звуков.

Касса букв и слогов.


44-45

2


«Звук «У» Постановка»







  • Напевное, слитное произнесение сочетаний гласных:

сочетание двух гласных: аэ, ао, ау; эа, эо, эу; оа, оэ, оу.

  • Работа со словарём.


Разнообразный демонстрационный материал.

Касса букв и слогов.

Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей.

46-47

2


«Звук «У» Автоматизация»


  • Произнесение гласных звуков

- Изолированное произнесение.

а__ э__ о__ у__

а__ а__ э__ э__ о__ о__ у__ у__

Произнесение сочетаний звуков.

а__ у__ э__ у__ о__ у __

у__ а__ у__ о__ э__ у__а__

  • Произнесение слов со звуком [у]


Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения.

48-49

2


«Одежда»

Дидактическая игра «4 лишний»

Дидактическая игра «Что изменилось?

  • Напевное, слитное произнесение сочетаний гласных:

-сочетание двух гласных: аэ, ао, ау; эа, эо, эу; оа, оэ, оу.


Логопедическое зеркало.

Разнообразный демонстрационный материал.

Цветная бумага, ножницы, карандаши, альбом, клей.

50-51

2


«Звук «И» Постановка»

По подражанию. Произносить протяжно звук [и]

Игра «Как кричит ослик?»

Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко.

Касса букв и слогов.

52-53

2


 «Звук «И» Автоматизация»

  • Произнесение гласных звуков

Изолированное произнесение Произнесение слов со звуком [и]


Логопедическое зеркало.

.

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко.

54-55

2


«Посуда»


Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением посуды.



Логопедическое зеркало.

Разнообразный демонстрационный материал.

Касса букв и слогов.

Песочная терапия

56-57

2


«Продукты питания. Овощи. Фрукты»


Развивающая игра «Съедобный – несъедобный»

Сюжетная игра «Магазин» /купить нужный продукт по описанию/


Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко.

58-59

2


«Игра»

словесная игра «Измени слово»

словесная игра «Скажи наоборот»


Логопедическое зеркало.

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна

60-61

2


Звук [ф] (постановка)


Постановка звука [Ф]

1.По подражанию.

2. Механическим способом.


Разнообразный демонстрационный материал.

Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко.

62-63

2


Звук [ф] (автоматизация)



Занятия по автоматизации звука идентичны занятию по его постановке

Логопедическое зеркало.

Разнообразный демонстрационный материал.

Касса букв и слогов.

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна

64-65

2


Звук [Х] (постановка)


Постановка звука [х]

1. По подражанию.

2. Механическим способом.


Логопедическое зеркало.

Касса букв и слогов.

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна

66-67

2


Звук [Х] (автоматизация)


Произнесение предложений со звуком [х]



Логопедическое зеркало.

Касса букв и слогов.

Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей.

68-69

2


ЗВУК [Н] (постановка)


Постановка звука [н]

1. По подражанию.

2. Механическим способом.

Логопедическое зеркало.

Разнообразный демонстрационный материал.

70-71

2


Звук [Н] (автоматизация)



Произнесение предложений со звуком [н]



Логопедическое зеркало.

Разнообразный демонстрационный материал.

Касса букв и слогов.


72-73

2


ЗВУК [П] (постановка)


Постановка звука [п]

1. По подражанию.

2. Механическим способом.



Логопедическое зеркало.

Логопедический тренажер «Дельфа»

Касса букв и слогов.


74-75

2


Звук [П] (автоматизация)


Произнесение предложений со звуком [п]


Логопедическое зеркало.

Коврограф Касса букв и слогов.

Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей.

76-77

2


ЗВУК [Т] (постановка)


Постановка звука [т]

1. По подражанию.

2. Механическим способом.




Логопедическое зеркало.

Разнообразный демонстрационный материал.

Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей.

78-79

2


Звук [Т] (автоматизация)


Произнесение предложений со звуком [тI



Логопедическое зеркало.

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко. Разнообразный демонстрационный материал.

80-81

2


ЗВУК [К] (постановка)


1.По подражанию.

2. Механическим способом.



Логопедическое зеркало.

Цветная бумага, ножницы, карандаш, альбом, клей.

82-83

2


Звук [К] (автоматизация)


Произнесение предложений со звуком [к]


Разнообразный демонстрационный материал.

Логопедическое зеркало.

84-85

2


ЗВУК [В] (постановка)


1.По подражанию.

2. Механическим способом.

Логопедическое зеркало.

Касса букв и слогов.

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения В.В. Коноваленко.

86-87

2


Звук [в] (автоматизация)



Произнесение слов со звуком [в]


Логопедическое зеркало.

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

88-89

2


ЗВУК [Б] (постановка)


Постановка звука [б]

1. По подражанию.

2. Механическим способом.

Коврограф. Песочная терапия

90-91

2


Звук [Б] (автоматизация)


Произнесение слов со звуком [б]


Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

92-93

2


ЗВУК [Д] (постановка)


Постановка звука [д]

1. По подражанию.

2. Механическим способом.

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

94-95

2


Звук [Д] (автоматизация)


Произнесение предложений

Составить и произнести предложения по картинкам

Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

96-97

2


ЗВУК [Г] (постановка)


Постановка звука [г]

1. По подражанию.

2. Механическим способом.


Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

98-99

2


Автоматизация звука [г] 



Произнесение слов и предложений со звуком [г]


Интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая шхуна»

99-102

4


Обследование
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!