СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-коспект урока: Мировое хозяйство. Международное разделение труда и интеграция. Этапы формирования мирового хозяйства.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-коспект урока: Мировое хозяйство. Международное разделение труда и интеграция. Этапы формирования мирового хозяйства.

Цель:

сформировать у учащихся систему представлений о понятиях «мировое хозяйство»,  «международное разделение труда», «всемирная интеграция»;

систематизировать знания учащихся о закономерностях развития мирового хозяйства и его структуре;

способствовать развитию глобального мировосприятия учащихся.

Оборудование: атласы, географические карты.

Просмотр содержимого документа
«План-коспект урока: Мировое хозяйство. Международное разделение труда и интеграция. Этапы формирования мирового хозяйства.»

Тема. Мировое хозяйство. Международное разделение труда и интеграция. Этапы формирования мирового хозяйства.

Цель:

сформировать у учащихся систему представлений о понятиях «мировое хозяйство», «международное разделение труда», «всемирная интеграция»;

систематизировать знания учащихся о закономерностях развития мирового хозяйства и его структуре;

способствовать развитию глобального мировосприятия учащихся.

Оборудование: атласы, географические карты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1) Что изучает социально-экономическая география мира?

2) Какие историко-географические регионы выделяются в мире?

3) Какие причины обусловили формирование историко-географических регионов мира?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя.

Специализация труда является одновременно показателем развития общества и профессионализма работника.

Вы знаете, что древнейшее разделение труда базировалось на половой принадлежности: женщины занимались собирательством, мужчины — охотой. Следующим этапом стало отделение ремесленничества от земледелия, затем в средневековой Европе профессиональные ремесленники начали объединяться в цехи и общины.

Сейчас специализация достигла такого уровня, что отдельный регион, например, специализируется на рассаде томатов, которые будут высажены в открытую почву на другом краю континента, а пере­работаны и проданы — в другой части света.

Сегодня ни одна страна мира не может одинаково эффективно производить все, что необходимо для удовлетворения ее внутренних потребностей, да и необходимости в этом нет из-за нарастания процесса интеграции — связывания отдельных частей и систем в единое целое.

Сегодня речь пойдет о формировании единого мирового хозяйства, включающего в себя национальные и региональные экономики.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя.

Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств, связанных между собой экономическими и политическими отношениями, в основе которых лежит международное разделение труда.

Как же складывалось мировое хозяйство?

Рассмотрим этапы этого процесса.

Первым этапом, который рассматривается как усиление тенденции к интеграции, считается образование империй древности.

Вторым этапом была эпоха Великих географических открытий, когда установились регулярные торгово-финансовые и производственные связи между странами, регионами и континентами, до того многие века пребывавшими в изоляции, которая тормозила социально-экономический прогресс.

Центром процесса формирования мирового хозяйства стала Европа, которая еще несколько веков удерживала абсолютное первенство — и на мануфактурной стадии развития капиталистических отношений (XV—XVIII вв.), и на стадии развития машинной индустрии (XVIII — рубеж XIX— XX вв.).

Третий этап формирования мирового хозяйства начался после окончания Второй мировой войны — во второй половине XX в., когда бывшие колонии получили независимость, начали развивать собственную экономику и тем самым включаться в мировое хозяйство.

В настоящее время процесс формирования мирового хозяйства находится на четвертом этапе своего развития, что связано с перестройкой экономики стран бывшего социалистического лагеря.

Интеграция на этом этапе определяется в основном транснациональными корпорациями, а также созданием крупных рыночных зон, объединяющих территории нескольких стран (ЕС, НАФТА — блок североамериканских стран, АСЕАН, МЕРКОСУР — Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай и др.).

Поскольку мировое хозяйство включает в себя разные по структуре и уровню социально-экономического развития национальные хозяйства, ему свойственны неоднородность и внутренние противоречия.

В ходе их разрешения меняется сама структура мирового хозяйства: расширяются экономические связи, чему способствует транспорт, в эпоху НТР увеличивший скорости и грузоподъемность, а также основа мировых экономических отношений — мировой рынок.

Вопрос.

Как вы думаете, что является организующей основой мирового хозяйства?

Рассказ учителя.

Организующей основой мирового хозяйства является международное разделение труда (МРТ) — высшая форма разделения труда. МРТ выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции, услуг и последующем обмене ими. МРТ представлено международной торговлей материальными товарами, а также торговлей услугами (международный туризм, финансовая и посредническая деятельность, транспортное обслуживание, обучение).

МРТ определяется многими факторами, главными среди которых являются экономико-географическое положение страны, ее природно-ресурсный потенциал и уровень социально-экономического развития. Хозяйственный облик стран современного мира определяется их международной специализацией.

Например, Саудовская Аравия является поставщиком на мировой рынок нефти, Канада — зерновых, Замбия — меди, Япония — машиностроительной продукции, робототехники, радиоэлектроники, автомобилей, капитала.

Проблемный вопрос.

Какие страны менее зависят от колебаний цен на мировом рынке: те, которые поставляют 1—2 вида продукции, или те, которые поставляют больше видов продукции?

Ответ обоснуйте. Приведите примеры.

Рассказ учителя.

Серьезные изменения мирового хозяйства, которые оно претерпело за последнее время, вызваны следующими причинами:

— научно-техническая революция;

— интенсивные интеграционные процессы;

— сырьевой, энергетический и общеэкономический кризисы;

— обострение глобальных проблем человечества.

Вопрос.

Что такое научно-технический прогресс?

Рассказ учителя.

Научно техническая революция (НТР) — это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.

НТР началась в середине XX в. под влиянием крупнейших научно-технических открытий, возросшего взаимодействия науки и техники и резко ускорила научно-технический прогресс, изменив все сферы жизни общества. Так, к последствиям НТР относятся «информационный взрыв», возросшие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности и ответственности работников, появление новой степени МРТ — международной экономической интеграции.

Международная экономическая интеграция — это процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении общей согласованной политики.

Вопрос.

Какие международные экономические организации и союзы вы можете назвать?

Рассказ учителя.

Международные экономические связи по формам различаются следующим образом:

— внешняя торговля;

— вывоз капитала;

— научно-техническое сотрудничество;

— компенсационные сделки;

— кредитно-финансовые отношения;

— предоставление услуг (обслуживание иностранного транспорта, международного туризма и пр.).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1) Что такое мировое хозяйство? Международное разделение труда? Научно-техническая революция?

2) Что является основой международного разделения труда?

3) В каких формах осуществляются международные экономические связи?

4) Как вы понимаете словосочетание «глобальный мир»?

VI. ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя:

— формирование мирового хозяйства, начавшееся несколько тысяч лет назад, сейчас находится на четвертом этапе своего развития;

— международное разделение труда

— специализация хозяйства стран мира на производстве определенной продукции для последующего обмена;

— мировое хозяйство с конца XX в. претерпевает серьезные изменения вследствие НТР, интеграции, общеэкономического кризиса и глобальных проблем человечества.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, §............


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!