СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План Недели филологии "Такие разные писатели-юбиляры"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году предметную неделю по филологии педагоги нашей школы решили посвятить писателям-юбилярам: Н.Н.Носову, А.И.Солженицыну и Дж.Г.Байрону. Были проведены конкурсы, внеклассные мероприятия, работал школьный кинотеатр "Юбилейный". В данном  файле представлены план недели, материалы для оформления стенда.

Просмотр содержимого документа
«Произведения »

1.«Приключения Незнайки и его друзей»

Написанная Носовым история в трех томах про необычного персонажа Незнайку, берет начало с книги «Приключения Незнайки и его друзей». События начинаются в Цветочном городе, где одним из жителей приходит идея путешествия на воздушном шаре. Приключения друзей набирают обороты, а чтобы найти дорогу домой придется приложить много усилий и смекалки.

2.«Незнайка в Солнечном городе»

Вторая часть трилогии о Незнайке, но здесь поведение главного героя меняется и из непослушного коротышки, он перевоплощается в отзывчивого малыша, который делает только добрые дела. Благодаря этому, Незнайка получает в дар волшебную палочку и отправляется в новые путешествия в Солнечный город, где новые друзья и приключения ждут на пути.

3.«Незнайка на Луне»


Заключительная часть трилогии Носова, которая состоит из тридцати шести глав и в каждую из них писатель вложил глубокий смысл, при этом текст изложен в доступной форме. Основные события происходят на Луне вместе с верными друзьями Незнайки, которые также рассуждают как взрослые. Не зря именно эту часть называют учебником жизни для малышей.

4.«Витя Малеев в школе и дома»

Это один из любимых рассказов читателей, который состоит из двадцати одной главы. В нем описывается жизнь школьников, их мысли и тревоги, за которыми следуют действия, основанные на личных умозаключениях, пусть даже детских. Забавные истории, которые происходят в жизни Вити, придают юмористический оттенок повести и веселят читателя.


5.«Замазка»

Рассказ повествует о том, что простая замазка может привести к приключениям двух товарищей Кости и Шурика. Они добыли ее, когда стекольщик замазывал окна и после этого начались забавные приключения, которые происходили в кинотеатре. На замазку сел незнакомец, ее перепутали с пряником, а в итоге она вообще была потеряна.

6. «Мишкина каша»

Один из самых смешных рассказов. В нем идет речь о том, как мама с сыном Мишкой жили на даче и к ним приехал маленький друг в гости. Ребята остались вдвоем, так как маме надо было поехать в город. Она рассказала мальчикам, как варить кашу. Друзья весело проводили весь день, но потом проголодались, и началось самое интересное, варка каши.

7.«Живая шляпа»

Этот рассказ про то, как Вадик и Вова увидели шляпу на полу и она, к их удивлению, оказалась «живой». Ребята увидели, как она начала ползти по полу внезапно и испугала их. Друзья решили разобраться в ситуации и, в конце концов, нашли ответ. Шляпа упала на кота Ваську, который сидел на полу.

8.«Клякса»

Поучительный рассказ о хорошем и плохом поведении детей. Главный герой, Федя Рыбкин, забавный малыш, который придумывает веселые истории. Но проблема в том, что веселит он в школе во время уроков тоже. И однажды учительница решила мудро его проучить и это успешно у нее удалось.


9.«Заплатка»

Познавательный рассказ Носова, в котором мальчик Бобка сам учится ставить заплатку на штаны, так как мама отказалась их зашивать. А порвал он их так: перелазил через забор, зацепился и порвал. В результате многих проб и ошибок, юному портному удается сделать отличную заплатку.

10.«Фантазеры»

Николай Носов в рассказе «Фантазеры» показывает, как дети придумывают истории и выкладывают их друг другу. Но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое. 






«Один день Ивана Денисовича»

Лагерная тема стала близкой для советского человека. Самое чудовищное в ней то, что обсуждать ее возбранялось. Более того, даже после 1953 года страх не давал заговорить о трагедии, которая произошла в каждой третьей семье. Произведение Солженицына «Один день Ивана Денисовича» привнесло в общество некую этику, выкованную в лагерях. В какой бы ситуации человек ни оказался, он не должен забывать о своем достоинстве. Шухов – герой рассказа Солженицына – каждый лагерный день не проживает, а пытается выжить. Но слова старого зэка, которые он услышал еще в сорок третьем году, запали ему в душу: «Погибает тот, кто вылизывает миски». Солженицын в этом рассказе совмещает две точки зрения: автора и героя. Они не противоположные. В них есть некая общая идеология. Различия в них – уровень обобщения и широта материала. Добиться разграничения мыслей героя и рассуждений автора Солженицыну удается с помощью стилевых средств.



«Матренин двор»

Сохранить человечность в условиях, которые менее располагают к пониманию, любви, бескорыстию... Такова проблема, которой посвящено произведение Солженицына «Матренин двор». Героиня рассказа – одинокая женщина, не понятая своим мужем, приемной дочерью, соседями, с которыми она живет бок о бок уже полвека. Матрена не скопила имущества, но при этом работает бесплатно на других. Она не таит ни на кого злости и как будто не видит всех тех пороков, которые переполняют души ее соседей. Именно на таких людях, как Матрена, по мнению автора, держится и село, и город, и вся наша земля.



«Архипелаг ГУЛАГ»

В своем творчестве Солженицын совместил изучение действительности и писательский подход. Работая над «Архипелагом ГУЛАГ», свидетельства более двухсот человек использовал Солженицын. Произведения о лагерной жизни и обитателях шарашки основаны не только на собственном опыте. При чтении романа «Архипелаг ГУЛАГ» порою не понимаешь, что это - художественное произведение или научный труд? Но результатом исследования могут стать лишь статистические данные. Собственный опыт и рассказы знакомых позволили Солженицыну обобщить весь собранный им материал.

«Архипелаг ГУЛАГ» состоит из трех томов. В каждом из них автор излагает разные периоды в истории лагерей. На примере частных случаев приведена технология ареста, следствия. Изощренность, с которой работали сотрудники учреждения на Лубянке, поражает. Чтобы обвинить человека в том, чего он не делал, сотрудники спецслужб совершали ряд сложных манипуляций. Автор заставляет читателя почувствовать себя на месте обитателя лагеря. Роман «Архипелаг ГУЛАГ» – тайна, которая влечет и притягивает. Знакомство с психологией человека, изуродованной постоянным страхом и террором, формирует у читателей стойкую ненависть к тоталитарному режиму во всех его проявлениях.

«Раковый корпус»

«В круге первом»

«Случай на станции Кочеткова»

«Захар Калита»

«Молодняк»

«Все равно»

«Красное Колесо»



Просмотр содержимого документа
«биография»





Николай Николаевич Носов (1908-1976) в своем творчестве был многогранен. Современники называли его детским писателем-прозаиком, драматургом,  киносценаристом. Однако это имя у большинства людей,  прежде всего ассоциируется с  книгой  «Витя Малеев в школе и дома» и трилогией о Незнайке.

Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года в Киеве, но детство свое провел в небольшом городке, расположенном в 27 км от Киева на берегу реки Ирпень, притока Днепра. Город так и называется – Ирпень

Отец писателя был актером эстрады и кинематографии, мать – рукодельница и певунья, тонкая и четкая натура – воспитывала четырех детей: старших – Петра, Николая, и младших – Ларису и Бориса.

Когда пришло время учиться старшим детям, семья переехала в Киев. Будущий писатель окончил киевскую гимназию Стельмашенко. Своеобразной  частью этого образования Носова следует считать  и  детские увлечения - музыку, театр, шахматы, фотографию, электротехнику и радиолюбительство.

Отдельной страстью   в 1920 году для Носова стала химия. « В школьные годы, — рассказывал он о себе, — мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт, перед самым поступлением передумал и поступил в художественный. Закончил же институт кинематографии».

И все это случилось с ним в суровой обстановке эпохальных перемен. Тиф, голод и холод также преподали ему  незабываемые уроки. Чтобы выжить и быть нужным в семье  Носов  с 14 лет начинает работать – копает землю, торгует газетами, возит бревна, косит сено. В юношескую трудовую биографию будущей знаменитости также вошли бетонный  и кирпичный заводы со сверхскромными должностями чернорабочего и   одновременным обучением в вечерней профшколе.

Любовь  к химии, как и краткое увлечение скрипкой в ранние  годы, вдруг затухает. Носов в 1927 году становится студентом Киевского художественного института, увлекаясь  при этом фотографией и кинематографом, затем переводится в Московский  институт кинематографии и успешно  получает высшее образование. Стезей молодого специалиста сразу же становятся постановка  и режиссура учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино».

Рождение сына в 1931 году стало для Носова судьбоносным. По мере подрастания ребенка отец увлекается придумыванием персональных веселых историй для него, при этом дотошно изучая детскую психологию и литературу. Популярность будущих книг Носова складывается из уверенности, что  малышей надо не только любить, но  и уважать.

В 1930-е годы журнал «Мурзилка»  популярен и почитаем в СССР. В нем печатаются  произведения именитых детских писателей – С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера. Оттого публикация первых рассказов Николая Носова в «Мурзилке» становится  признанием    таланта нового детского писателя. Юмористический дар писателя соединился в них с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только развлечься, посмеяться, но и узнать что-нибудь интересное, полезное, например, как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

В годы  войны с гитлеровской Германией. Носов режиссирует учебные военно-технические фильмы для  Красной Армии. Книги рассказов для детей  начинают издаваться с 1945 года. Повесть «Витя Малеев в школе и дома»  (1951 год)  приносит автору всенародное признание  и Сталинскую премию третьей степени (1952 год).

А потом появился новый герой, ставший, вероятно самым любимым среди персонажей писателя и самым узнаваемым, — коротышка Незнайка

Трилогия о Незнайке и его друзьях создается и выходит в свет с 1953 по 1965 годы. Книги иллюстрируют  художники-мэтры. Трогательно милые, непоседливые и любознательные герои Носова, по сути,  входят в каждую советскую семью   и вместе с тем  приносят автору всенародную славу и  Государственную премию имени Н.К. Крупской (1969 год). А роман-сказка «Незнайка на Луне» в последующие годы оценивается экономистами, как удивительно доступный и толковый учебник политэкономии.

В блестящее наследие Носова вошли и книги для взрослых, написанные им в последние годы жизни, а так же  десять художественных и мультипликационных фильмов, по его произведениям.

В предисловии к одному из сборников рассказов писатель дает следующие советы: «О том, как не надо ходить к своим друзьям в гости, как не надо собирать металлический лом или утильсырье, как не надо смешить своих школьных товарищей, как не надо делать дома уроки, как не надо играть в прятки, как не надо смотреть кино, читатель легко догадается сам, если немного подумает над прочитанным».































Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодске, в крестьянской семье. Несмотря на то, что род Солженицыных не относился к знати, семья считалась зажиточной: мать писателя, Таисия Солженицына (в девичестве Щербак) была дочерью владельца одной из богатейших экономий Кубани. Впрочем, когда грянула революция, от семейного богатства Солженицыных ничего не осталось. В 1918 году не стало отца писателя, Исаакия Солженицына: офицер, который прошел Первую мировую войну, трагически погиб от шальной пули на охоте.

В 1924 году Солженицын с матерью перебрались в Ростов-на-Дону. С детства будущий писатель воспитал в себе ревностного христианина. Александр Исаевич не мог принять навязываемое партией убеждение, что религия — это опиум для народа, поэтому регулярно ходил в церковь и отказался пополнять ряды пионеров. Однако в 1936 году, скрепя сердце, вступил в комсомол, так как представители местной ячейки оказали на него моральное давление. Несмотря на это, активного участия в жизни комсомола Солженицын никогда не принимал. Его увлекли история и литература: еще во время учебы в старшей школе у Александра Исаевича возникла идея эпического романа о революции. Впрочем, после окончания школы Солженицын поступил на физико-математический, а не на литературный факультет Ростовского университета: как впоследствии рассказывал один из его друзей, физмат он выбрал потому, что там преподавали самые интеллигентные и образованные специалисты.

Учеба на физмате давалась Солженицыну легко, он даже был рекомендован деканатом на должность аспиранта, однако литература была его основным интересом и призванием. Во время обучения он активно занимался поиском материала для своих будущих исторических романов. В 1939 писатель поступил на заочное отделение МИФЛИ (Московского института истории, философии и литературы), однако закончить его не успел — началась Вторая мировая война…

На фронтах Великой Отечественной Солженицын прошел путь от рядового солдата до капитана, был награжден Орденом Красной Звезды. Однако все перечеркнула перехваченная особистами переписка Солженицына с другом, в которой он шутливо отзывался о двух вождях пролетариата, называя Сталина «Паханом», а Ленина — «Вовкой». За подобные фамильярности в 1945 году могли запросто поставить к стенке, однако кавалеру Ордена Красной Звезды еще «повезло» — он был приговорен к восьми годам лагерей. После месяца изнурительных допросов на Лубянке Солженицын был направлен вначале в Московский исправительный лагерь, позже — в подмосковные Рыбинск, Загорск, Марфинск… Позже в автобиографическом романе «В круге первом» Солженицын опишет будни в Марфинском исправучреждении, ведя рассказ от имени своего литературного прототипа — политзаключенного Глеба Нержина.

В 1950 году из-за конфликта с начальством Марфинской тюрьмы был переведен в Степлаг — лагерь для политзаключенных неподалеку от Экибастуза (республика Казахстан). Там он пробыл до февраля 1953 года, до начала хрущевской «оттепели», когда многие политзаключенные получили досрочное освобождение. Незадолго до освобождения, в конце 1952 года Солженицын перенес операцию по удалению раковой опухоли — то, что она прошла успешно в условиях тюремного лазарета, было практически чудом. Через год недолеченная болезнь напомнит о себе и уже на свободе писатель перенесет еще одну операцию, которая окончательно избавит его от смертельной болезни. Впечатления о лечении Солженицын впоследствии изложит в повести «Раковый корпус».

После освобождения писатель три года жил, как навечно ссыльный, в крохотном поселке Берлик Джамбульской области Казахстана. В 1957 году окончательно реабилитирован, как политический заключенный. После реабилитации поселился в деревне Мильцево Владимирской области.

В 1961 году рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» публикуется на страницах журнала «Новый мир». Он вызвал большой резонанс как в читательских, так и писательских кругах. В декабре 1962 года Солженицын становится членом Союза писателей СССР. До 1968 пишутся наиболее весомые работы Солженицына — «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», «Матренин двор», публикуются десятки рассказов и очерков. Однако после окончания хрущевского периода над писателем зависает молот цензуры. Солженицыну отказывают в публикации «Ракового корпуса» и «В круге первом», а «Архипелаг ГУЛАГ» становится произведением нон-грата еще до своего окончания. Поняв, что в родном государстве его произведения никогда не увидят свет, Солженицын высылает рукописи «Ракового корпуса» и «В круге первом» в Париж. Там они издаются и производят фурор среди русской ячейки эмигрантов. Парадокс: когда в СССР Солженицын считался «вредителем коммунизма», за границей ему присудили Нобелевскую премию по литературе. В 1973 году в Париже выходит первый том «Архипелага ГУЛАГ», а в 1974 году писателя депортируют из СССР в ФРГ и лишают советского гражданства.

Прожив два года в Европе, Солженицын с семьей эмигрирует в США, где плодотворно работает над написанием новых произведений. Главным литературным трудом Солженицына конца 70-х — конца 80-х становится роман-эпопея «Красное колесо».

В 1994 году, после распада СССР, Солженицын возвращается в Россию (гражданство ему вернули еще в 1991 году). Пожилой писатель активно включается в общественно-политическую жизнь страны, выступает с критикой власти в СМИ, ведет цикл телепередач «Встречи с Солженицыным».

Скончался Александр Исаевич Солженицын 3 августа 2008 года. Проститься с писателем пришли многие представители политической элиты России.















Важные даты биографии Солженицына



  • 11 декабря 1918 года — рождение А.И. Солженицына.

  • 1936 — поступление в Ростовский университет.

  • октябрь 1941 — мобилизация в армию.

  • февраль 1945 — арест.

  • 1945-1953 — пребывание в лагерях Рыбинска, Марфина, Экибастуза.

  • февраль 1953 — освобождение без реабилитации.

  • февраль 1957 — окончательная реабилитация.

  • 1962 — публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича».

  • 1968 — публикация романов «Раковый корпус» и «В круге первом» за границей.

  • 1970 — присуждение Солженицыну Нобелевской премии в области литературы.

  • 1974 — депортация писателя в ФРГ.

  • 1976 — эмиграция в США.

  • 1978-1988 — издание 18-томного собрания сочинений Солженицына в Париже.

  • 1989 — первая публикация отдельных глав «Архипелага ГУЛАГ» в СССР.

  • 1994 — возвращение Солженицына в Россию.

  • 1997 — избрание Солженицына членом АН России.

  • 2007 — награждение Солженицына Государственной премией РФ

  • 3 августа 2008 — смерть от сердечной недостаточности.










Интересные факты из жизни Солженицына



  • Первая жена Александра Исаевича, Наталья Решетовская, развелась с ним заочно в 1948 году, когда писатель находился в лагере. После освобождения Солженицына Решетовская вернулась к нему, однако в 1968 году Александр Исаевич сам потребовал развода, чтобы жениться на другой Наталье — Светловой.

  • Рассказ «Один день Ивана Денисовича», принесший Солженицыну известность, мог бы никогда не увидеть свет, если бы не другой известный советский писатель — Александр Твардовский, главред журнала «Новый мир». Солженицын послал Твардовскому рукопись рассказа, и тот был восхищен его тематикой и стилем. Твардовский похлопотал за произведение перед членами Политбюро и «Один день Ивана Денисовича» появился на страницах «Нового мира».

  • В 1998 году Солженицын публично отказался от высшей правительственной награды РФ — Ордена Святого Андрея Первозванного, объяснив свое решение так: «Не могу я принять награду из рук тех, кто довел страну до состояния гибели».

  • В 2006 году в интервью «Московским новостям» Солженицын высказал предположение, что интеграция НАТО в страны Восточной Европы является прямым доказательством того, что альянс посягает на суверенитет России.


Просмотр содержимого документа
«имена»





























































































Просмотр содержимого документа
«план недели филологииi»

ПЛАН НЕДЕЛИ ФИЛОЛОГИИ (17.12 – 21.12)

«Такие разные писатели-юбиляры»

ДАТА

МЕРОПРИЯТИЕ

УЧАСТНИКИ

ВРЕМЯ и МЕСТО

17 декабря –

21 декабря


Конкурс рисунков

«Весёлый карандаш».

Конкурс стихов собственного сочинения на русском и английском языках

« Нет, я не Байрон, я другой!»



1 – 11 классы


В течение недели

(до 21 декабря)

Понедельник

17 декабря

Открытие Недели.

Оформление стенда и выставки книг

«Писатели – юбиляры»


1 – 11 классы

После уроков


библиотека

Вторник

18 декабря

Школьный кинотеатр

«Юбилейный»:

мультфильм

«Бобик в гостях у Барбоса», викторина по рассказам Н.Н.Носова

1 – 2 классы

По расписанию


каб.№33

Среда

19 декабря

Акция

«Громкие чтения: читаем рассказы Николая Носова», викторина по рассказам Н.Н.Носова

Литературный квест

«По следам Незнайки»

3 – 4 классы





5 – 7 классы

По расписанию

каб. №33


7 урок

каб. №31

Четверг

20 декабря

Школьный кинотеатр

«Юбилейный»:

«Солженицын – так кто же он такой?» (к 100-летию со дня рождения писателя), конкурс знатоков биографии и творчества А.И.Солженицына



9 - 11 классы



По расписанию

каб. №33

Пятница

21 декабря

Устный журнал

«Гений Байрона»,

конкурс знатоков биографии и творчества Дж.Г.Байрона.

Подведение итогов Недели

8 - 11 классы

7 урок

каб. №35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!