УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Курагинской СОШ №3
____________И.А.Андрусов
«___» ____________ 2020г.
План обучения персонала школы способам защиты и действий при актах терроризма и ЧС
№ п/п | Тема | Вид занятия | Количество часов, дата |
1 | Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий | Лекция | 1ч. 04.09.20г. |
2 | Характерные особенности опасности, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий | Лекция | 1ч. 18.09.20г. |
3 | Законодательная и правовая основа государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Региональная система предупреждения и ликвидации ЧС – составная часть РСЧС | Лекция | 1ч. 02.10.20г. |
4 | Действия работников в чрезвычайных ситуациях природного характера | Семинар | 2ч. 23.10.20г. |
5 | Действия работников в чрезвычайных ситуациях техногенного характера | Семинар | 3ч. 06.11.20г. |
6 | Действия работников в чрезвычайных ситуациях социального характера | Семинар | 1ч. 27.11.20г. |
7 | Мероприятия гражданской обороны по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | Лекция | 3ч. 04.12.20г. |
8 | Оказание первой доврачебной помощи | Практическое занятие | 2ч. 18.12.20г. |
| Итого: | | 14ч. |
Ответственный: преподаватель - организатор ОБЖ И.А.Климкин
Содержание обучения
Тема № 1 Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона, ее роль и место в общей системе национальной безопасности страны. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны.
Гражданская оборона региона. Структура и органы управления. Силы гражданской обороны региона, муниципального образования, образовательного учреждения. Их функции.
Тема № 2. Характерные особенности опасности, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Современные средства поражения: термоядерное, высокоточное, обычное оружие, оружие на новых физических принципах, отравляющие вещества, бактериологическое (биологическое) оружие.
Термоядерное оружие и его боевые свойства. Поражающие факторы и их характеристика. Защита от поражающих факторов.
Химическое оружие и последствия его применения. Отравляющие вещества, их классификация, воздействие на организм человека.
Защита от поражающих факторов химического оружия.
Бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его применения. Признаки применения бактериальных средств. Защита от поражающих факторов бактериологического оружия.
Тема № 3. Законодательная и правовая основа государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Региональная система предупреждения и ликвидации ЧС – составная часть РСЧС.
Законодательная и нормативно-правовая основа построения и функционирования РСЧС. Организационная структура РСЧС. Региональная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Координирующие органы региональной системы ЧС. Единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях региона. Силы и средства региональной системы ЧС.
Тема № 4. Действия работников образовательного учреждения в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Стихийные бедствия метеорологического характера (снегопады, гололед, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, цунами, землетрясения, извержения вулканов).
Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения).
Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Природные пожары (лесные и торфяные).
Причины возникновения и последствия. Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия населения при возникновении лесных и торфяных пожаров.
Нападение животных (нападение собак).
Причины, последствия. Предупреждение нападения.
Тема № 5. Действия работников образовательного учреждения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Понятие об аварии и катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика.
Радиационно-опасные объекты.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. Ионизирующее излучение. Дозы облучения. Единицы измерения. Источники облучения населения. Последствия радиационных аварий. Классификация возможных последствий облучения. Степени лучевой болезни.
Действия населения: при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зараженной местности.
Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.
Химически-опасные объекты.
Аварии с выбросом аварийно-химических опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Классификация АХОВ по характеру воздействия на организм человека. Характеристика наиболее распространенных аварийно-химических опасных веществ.
Действия населения при оповещении об аварии на химически опасном объекте; при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения.
Неотложная помощь при поражении АХОВ.
Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях.
Общие сведения о пожарах и взрывах, их возникновении и развитии. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Предупреждение пожаров.
Действия населения при возникновении пожаров и взрывов.
Особенности поведения людей при сильном задымлении, при загорании электроприборов. Правила пользования первичными (огнетушители) и подручными средствами пожаротушения.
Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва.
Аварии ЖКХ (обрушение зданий, аварии с утечкой газа, аварии коммунальных систем жизнеобеспечения).
Причины возникновения. Действия по предотвращению, действия во время и после аварий.
Транспортные аварии.
Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия. Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.
Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации из самолета.
Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете, при вынужденной посадке на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства.
Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия участников дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии (ДТП); при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, метро), их причины и последствия. Действия пассажиров при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре, при падении транспорта в воду. Действия пассажиров метрополитена при пожаре в вагоне поезда, при аварийной остановке в туннеле. Основные правила пользования метрополитеном.
Тема № 6. Действия работников образовательного учреждения в чрезвычайных ситуациях социального характера.
При угрозе террористических актов.
Виды террористических и диверсионных актов, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения при угрозе осуществления или осуществлении террористического акта.
При захвате заложников.
Профилактические действия. Действия при захвате и освобождении, общение с террористами..
При нахождении в толпе.
Причины возникновения агрессии и неуправляемого поведения. Поведение в агрессивной толпе.
Тема № 7. Мероприятия гражданской обороны по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Оповещение.
Действия населения по сигналу «Внимание всем!» при оповещении о чрезвычайных ситуациях в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Эвакуация.
Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации. Экстренная эвакуация и порядок ее проведения. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации. Действия населения.
Инженерная защита населения.
Классификация защитных сооружений. Убежища и их основные элементы. Противорадиационные укрытия, их назначения и основные элементы. Укрытия простейшего типа и их устройство.
Порядок заполнения защитных сооружений и правила пребывания в них.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Средства защиты органов дыхания.
Фильтрующие противогазы, их назначение, устройство, подбор. Детские фильтрующие противогазы.
Условия применения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам. Камеры защитные детские (КЗД), их назначение, устройство и порядок применения. Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими.
Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования.
Тема № 8. Оказание первой доврачебной помощи ( при кровотечении, ушибе, вывихе, переломе, потере сознания, тепловом ударе, эпилепсии).Теоретическое и практическое занятие.
Деятельность образовательного учреждения по обеспечению безопасности
Безопасность образовательного учреждения – это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния образовательного учреждения в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Для обеспечения защиты учащихся и работников от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера образовательное учреждение обязано (ст. 14 и ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):
планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся, работников и самого образовательного учреждения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования образовательного учреждения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение учащихся и работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в образовательном учреждении и на прилегающих к нему территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке учащимся и работникам информацию в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать их об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
осуществлять подготовку учащихся и работников к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, для организации подготовки учащихся и работников в области гражданской обороны образовательное учреждение обязано:
разрабатывать с учетом особенностей своей деятельности и на основе примерных федеральных, региональных или местных программ рабочие программы обучения учащихся и работников в области гражданской обороны;
создавать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
Форма обучения при этом зависит от категории обучаемых.
Руководитель образовательного учреждения и другие должностные лица:
самостоятельно работают с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
проходят переподготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;
участвуют в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.
Личный состав формирований и служб гражданской обороны образовательного учреждения:
проходит повышение квалификации руководителей формирований и служб в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны;
посещает занятия по ГО с личным составом формирований и служб в своем образовательном учреждении;
принимает участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.
Работники образовательного учреждения, не входящие в состав его формирований и служб гражданской обороны:
посещают занятия по ГО в своем образовательном учреждении;
принимают участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;
индивидуально изучают способы защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Обучающиеся:
проходят обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
осуществляют чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.
При этом учащиеся и работники образовательного учреждения обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Приложение 2 к приказу от №
Перечень тем
обучения личного состава нештатных
аварийно-спасательных формирований на 2021 год
№ п/п | Тема | Вид занятия | Количество часов, дата |
1 | Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения от ЧС и пожаров | Лекция | 1ч. 15.01.21г. |
2 | Опасности, возникающие при ведении военных действий, при ЧС и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них. | Лекция | 2ч. 19.02.21г. |
3 | Действия работников организаций при угрозе и возникновении ЧС природного характера | Практическое занятие | 2ч. 26.03.21г. |
4 | Действия работников организаций в ЧС техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических акции. | Практическое занятие | 3ч. 16.04.21г. |
5 | Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. | Семинар | 2ч. 23.04.21г. |
6 | Действия работников организаций при пожаре. | Практическое занятие | 2ч. 21.05.21г. |
7 | Оказание первой доврачебной помощи. Основы ухода за больными. | Практическое занятие | 2ч. 22.09.21г. |
8 | Медицинское обеспечение и проведение мероприятий ГО | Лекция | 2ч. 21.10.21г. |
9 | Организация и проведение практических тренировок ГО на объекте. | Практическое занятие | 2ч. 11.11.21г |
10 | Прибор радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. | Практическое занятие | 2ч. 25.11.21г |
| Итого | | 20 часов |
Приложение 3 к приказу от №
Перечень тем
для обучения сотрудников школы не входящих в состав нештатных аварийно-спасательных формирований на 2021 год
№ п/п | Тема | Вид занятия | Количество часов, дата |
1 | Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения от ЧС и пожаров | Лекция | 1ч. 14.01.21г. |
2 | Опасности, возникающие при ведении военных действий, при ЧС и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них. | Лекция | 2ч. 18.02.21г. |
3 | Действия работников организаций при угрозе и возникновении ЧС природного характера | Практическое занятие | 2ч. 25.03.21г. |
4 | Действия работников организаций в ЧС техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических акций. | Практическое занятие | 3ч. 15.04.21г. |
5 | Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. | Семинар | 2ч. 22.04.21г. |
6 | Действия работников организаций при пожаре. | Практическое занятие | 2ч. 20.05.21г. |
7 | Оказание первой доврачебной помощи. Основы ухода за больными. | Практическое занятие | 2ч. 21.09.21г. |
| Итого | | 14 часов |
Ответственный: преподаватель - организатор ОБЖ И.А.Климкин