СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока "Северная война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого  урока

по учебной  дисциплине:

История

по теме:

 «Северная война»

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока "Северная война"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

Краснодарского края












План открытого урока

по учебной дисциплине:

История

по теме:

«Северная война»




Из опыта работы

Преподавателя общеобразовательных дисциплин Н.Г. Мильчевская














г. Курганинск, х. Красное Поле, 2017 г.

Тема урока: «Северная война»


Цели урока

1. Образовательные: проверить знание учащихся; рассказать о ходе, этапах и основных событиях Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны.


2. Развивающие: развивать интеллект, логику мышления, культуру речи, познавательный интерес учащихся.


3. Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности; способствовать формированию нравственной ценности, осознанию таких понятий как историческая память, долг, честь, совесть.


Тип урока: комбинированный


Методы обучения: программированный контроль, рассказ с применением наглядных пособий, упражнение, беседа с использованием поисковых вопросов, опережающее обучение, работа с тестами, самостоятельная работа.


Материально техническое обеспечение: карта «Россия в XVII – 1760г », тесты, портреты исторических личностей, карта «Полтавская битва», карта «Сражение у м. Гангут», задания для закрепления изученного материала, ТСО (мультимедиа), магнитофон.


Межпредметные связи: литература – Алексей Толстой «Петр I»


Основные понятия: рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, редут, янычары, фрегат, эскадра, десант.

Важнейшие даты: 1700-1721 гг. – Северная война;

1700 г. – поражение русских под Нарвой;

1701 г. – взятие Нотебурга (Шлиссельбурга)

1703 г. – начало строительства Санкт-Петербурга;

1704 г. – взятие Нарвы и Дерпта

1708 г. – битва на р. Лесной;

1709 г. – Полтавское сражение;

1711 г. – Прутский поход;

27.07. 1714 г. – Гангутское сражение;

1721 г. – Ништадский мир.

Выдающиеся личности: Карл XVIII, Петр I, А.Д. Меншиков, Ф. Лефорт,

Б.П. Шереметев, гетман И. Мазепа, М.М. Галицин, Д. Кантемир, Ф.М. Апраксин,

А.И. Остерман.



Ход урока


I. Организационный момент

1. Психологический прием расположения аудитории к преподавателю.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Мотивация урока: «Только тот народ жизнестоек, который помнит свое прошлое. В этом опыт, а вместе с тем урок и мысль». С. Дангулов.

4. Ознакомление учащихся с темой и целями урока.

II. Проверка опорных знаний с целью повторения и закрепления изученного ранее, материала, подготовки восприятия нового.

1.Сообщение учащихся темы и цели урока.

2.Работа с тестами.

3.Блиц-опрос


Преподаватель: «Только тот народ жизнестоек, который помнит свое прошлое. В этом опыт, а вместе с тем урок и мысль». (С. Дангулов).

Тема нашего урока «Северная война». Цель урока: ознакомление с событиями происходившими в ходе Северной войны 1700-1721 гг.


Тесты

I вариант


1. Азов с частью побережья Азовского моря перешел в состав в Россию в … году:

  1. 1672;

  2. 1681;

  3. 1696;

  4. 1695;

  5. 1686.


2. В составе Великого посольства в Европу находился сам царь (под именем урядника), а формально его возглавлял (возглавляли):

  1. Боярин Ф.А. Головин;

  2. Дьяк П.Б. Возницын;

  3. Друг царя швейцарец Ф. Лефорт;

  4. Верно все указанное;

  5. Верно лишь 1 и 2.


3. Попытка государственного переворота, предпринятая в конце XVII века царевной Софьей, привела к:

  1. Установлению ее единоличного правления;

  2. Отстранению ее от власти;

  3. Заточению ее в Новодевичий монастырь;

  4. Верно 2 и 3.


4. В конце XVII века Петру I удалось создать антишведскую коалицию (Северный союз) в составе:

  1. Речи Посполитой;

  2. Саксонии;

  3. Дании;

  4. Верно 1 и 3

  5. Верно все указанное.




5. Верность стрелецких полков правительству была сомнительной, о чем в конце XVII века свидетельствует:

  1. Стрелецкий бунт в 1682 году;

  2. Стрелецкий бунт в 1698 году;

  3. Уход стрелецкого полка на Дон;

  4. Верно все указанное;

  5. Верно 1 и 2.

II вариант


1. Великое посольство с целью поиска союзников против Турции было отправлено в Европу в …. году (годах):

  1. 1695-1697;

  2. 1696;

  3. 1697-1698;

  4. 1692;

  5. 1698-1699.


2. Во втором походе под Азов, организованном Петром I в конце XVII века, участвовал флот, созданный на верфях:

  1. Балтики;

  2. Воронежа;

  3. Москвы;

  4. Казани;

  5. Архангельска.

3. Получив в конце XVII века Азов с побережьем Азовского моря, Россия не решила проблемы выхода к Черному морю, т.к.:

  1. Керченский пролив оставался в турецких владениях;

  2. Крым по–прежнему был враждебен России;

  3. Речь Посполитая поддержала Турцию и противилась выходу России к Черному морю;

  4. Верно 1 и 2;

  5. Верно все указанное.


4. Шведским озером в начале XVII века называли:

  1. Ладожское озеро;

  2. Финский залив;

  3. Балтийское море;

  4. Ильмень – озеро;

  5. Онежское озеро.


5. Россия к концу XVII века заметно отставала в своем экономическом развитии от других стран. Если Швеция к началу XVII века выплавляла 30тыс. т железа, то Россия:

  1. Примерно 2,5 т;

  2. Около 25 т;

  3. Всего 2,5 тыс. т;

  4. Менее 25 тыс. т;

  5. Немногим более 25 тыс.т.



Во время взаимопроверки варианты ответов и критерии оценок проецируются на экране.


Варианты ответов.


I вариант II вариант

1. 1696 1. 1697-1698

2. Верно все сказанное 2. Воронежа

3. Верно 2 и 3 3. Верно 1 и 2

4. Верно все указанное 4. Финский залив

5. Верно 1 и 2 5. Всего 2,5 тыс. т


Критерии оценок

За 5 правильных ответов – «5»

За 4 правильных ответа – «4»

За 3 правильных ответа – «3»

За 2 -1 правильных ответа – «2»


Преподаватель: после работы с тестами проводится блиц-опрос:

  1. Назовите годы правления Федора Алексеевича. (1676-1682 гг.).

  2. Назовите годы царствования (двоецарствия) Ивана V (1682-1696 гг.).

  3. Царевна Софья, добиваясь престола, попыталась, опираясь на стрельцов, произвести переворот в ….. году? (1689 г.).

  4. С какой целью было отправлено Великое посольство в Европу? (Подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма).

  5. Смогло ли Великое посольство добиться поставленной цели или выполнила другую задачу? (Нет. Многие страны Европы за спиной России заключали мир с Турцией, т.к. готовились к борьбе за испанское наследство. А Петр I создал союз против Швеции).

  6. В составе Великого посольства числилось 250 персон; среди них 35 «валантиров» (волонтеров). Кто такой волонтер? (Лицо, добровольно поступившее на военную службу).

  7. Какие страны должно было посетить Великое посольство? (Пруссию, Польшу, Францию, Голландию, Англию, Австрию, Венецию, Ватикан.)

  8. В конце XVII века Петру I удалось создать антишведскую коалицию (Северный союз) в составе … (Речи Посполитой, Саксонии, Дании.)

  9. Какие новшества Петр I ввел после приезда Великого посольства? (Обрезание бород и введение новой европейской одежды – суконных короткий кафтанов. Вводились ассамблеи, обучение юношей-недорослей умению обходиться в обществе). А еще, кроме сказанного, какие новшества были введены Петром I в 1699 – 1700 годах? (Открытие Навигатской школы в Сухаревой башне в Москве, а за ней и других математических школ; в 1699 году в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать гражданским шрифтом книги по артиллерии, механике, истории, астрономии; 19 декабря 1699 года Петр ввел в Россию летоисчисление от Рождества Христова и повелел начинать Новый год не с первого сентября, а с первого января; учредил орден святого апостола Андрея Первозванного; обнародовал указ о городской реформе – создаются органы городского самоуправления – Ратуша в Москве и земские избы в других городах; в 1700 году после смерти патриарха Адриана была введена новая должность – местоблюстителя патриаршего престола, который имел только функции духовного пастыря. А имущество церкви поступило в Монастырский приказ – по сути дела, Петр провел частичную секуляризацию).

  10. Что такое борьба за испанское наследство? (Бездетный престарелый Карл II завещал испанский престол французскому принцу; усиление Франции не устраивало Англию и Голландию; вся Европа оказалась расколота на два лагеря; война началась в 1701 году).


Преподаватель: вам было дано задание на дом - подготовить вопросы на ответы из рубрики «Впервые в России».

  1. Кто в Российской империи стал первым русским солдатом? (С.Л. Бухвостов. В 1683 году он «самоохотно» явился для записи в потешные полки Петра I).

  2. Кто первым в России получил первый русский орден? (Первым орденом святого апостола Андрея Первозванного в 1699 году был награжден Ф.А. Головин.)

  3. Когда, где и в честь кого был дан первый в России салют? (В 1696 году в Черкасске донские казаки удостоились такой чести за доблесть, проявленную при взятии Азова).


III. Изложение нового материала.


План урока:

1.Начало войны. Поражение под Нарвой.

2.Реорганизация армии.

3.Полтавская битва.

4.Прутский поход.

5.Морские сражения.

6.Заключение Ништадского мира.


План записан на доске

Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, хотелось бы узнать, как вы усвоили ранее изученный материал по теме: «Начало славных дел Петра».

Опрос будет происходить следующим образом: все работают с тестами по 2 вариантам, проверку результатов осуществляют сами учащиеся (взаимоконтроль) по эталону ответов и критерию оценок.


Преподаватель: война – это решение споров вооруженным путем. Так трактуют все словари. Война – это кровь и смерть, горечь поражений и радость побед. Сегодня мы вспомним события одной из наиболее значимых для России воин XVIII века – Северную войну.


Преподаватель: откройте тетради и запишите тему и план урока. Обратите внимание на таблицу, отражающую вопросы, которые мы будем изучать. Она заполняется вами в ходе урока.

Таблицы лежат перед каждым учащимся. (Приложение 1).


Преподаватель: в XVII в. Балтийское море стало «шведским озером» - окружающие его земли контролировала Швеция. Государства, не согласные с этим, заключили в1699 г. Северный союз (в него вошли Россия, Дания, Саксония) и начали в 1700 г. Северную войну. Россия вступила в войну позже других, после заключения мира с Турцией. К этому времени шведский король Карл XII успел заставить капитулировать Данию.


Рассказ ведется с использованием карты «Россия в XVII-1760 г.»

На экране проецируется схема «Внешнеполитическая ситуация в России во время правления Петра I». (Приложение 2).


Преподаватель: на предыдущем уроке вам было предложено самостоятельно изучить материал о выдающихся личностях: Карле XII, Петре I, А.Д. Меншикове, Б.П. Шереметеве,

гетман И. Мазепе, М.М. Голицыне, Ф.М. Апраксине. Я только, что назвала одно имя - Карл XII. Кто готов рассказать о нем?


Выступление учащегося – рассказ о Карле XII.

На экране проецируется портрет Карла XII.


Преподаватель: как вы думаете, почему России был нужен выход к Балтийскому морю?

Ответы учащихся. (Борьба за Балтику диктовалась многими обстоятельствами, прежде всего необходимостью возвращения древних русских земель у Финского залива, а также объективными потребностями развития экономики страны, ее рынка, крайне нуждавшегося в расширении внешних связей. Этому препятствовала Швеция).


Преподаватель: Для России война началась с неудачной осады Нарвы осенью 1700 г. Карл XII стремительно перебросил свои войска по морю и в Нарвском сражении победил русскую армию.


На экране проецируется первая часть опорного конспекта. (Приложение 3)


Преподаватель: Поражение заставило Петра I ускорить проведение военных реформ. Пока Карл XII сражался в Саксонии, Петр I занялся созданием экономической базы для армии, ее комплектованием, обучением и вооружением. В 1701-1704 гг. на Урале и на Севере были построены металлургические заводы, давшие чугун, ядра и пушки. Создавались казенные предприятия (мануфактуры) по производству пороха, снаряжения, обмундирования. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Вместо стрелецкого войска основой армии стали полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. К 1708 г. армия Петр I выросла с 40 до 113 тыс. человек, на нее работали не менее 30 мануфактур.


Преподаватель: В течение 1701-1704 гг., пока Карл XII со своим главными силами «увяз» в Польше, где воевал с королем Августом II, русские войска стали одерживать первые победы, где особо отличился корпус Б.П. Шереметева, овладели всеми крепостями по истечению Невы, взяли Нарву. У устья Невы 16 мая 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Петербургу.

Для его защиты с моря Петр I приказал заложить морскую крепость Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, в 30 верстах к западу от Петербурга. Предметом его особых забот и беспокойства было строительство флота на Балтике. Без него, Петр I был уверен, невозможно защитить, удержать то, что добыто: «Всякие потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет; а который и флот имеет, обе руки имеет». (Петр I). В 1703 году был спущен на воду первый корабль русского Балтийского флота – «Штандарт».


Выступление учащегося с сообщением о Б.П. Шереметеве.

На экране проецируется портрет Б.П. Шереметева и Петра I.


Преподаватель: в 1706 г. Карл XII заставил Саксонию выйти из войны. Россия осталась со Швецией один на один. В 1708 г. Карл XII вторгся в Россию и двинулся на Украину, гетман которой, Мазепа, обещал ему помощь.


Выступление учащегося о гетмане И. Мазепа.

На экране проецируется портрет И. Мазепа.


Выступление учащегося о М.М. Голицыне.

На экране проецируется портрет М.М. Голицына.


Преподаватель: однако, украинский народ не поддержал Мазепу. Решающее сражение между русской и шведской армиями состоялось 27 июня 1709 г под Полтавой.


На экране проецируется карта «Полтавская битва».


Преподаватель: в нем, как сказал Петр I, «непобедимые господа шведы очень скоро хребет показали». Остатки шведской армии, бежавшие с поля боя, были настигнуты и пленены возле переправы через Днепр, у Переволочны. Карл XII и Мазепа скрылись в турецких владениях.


Преподаватель: после Полтавы последовали новые победы русских армий под командованием Б.П. Шереметева в Прибалтике и А.Д. Меншикова в Польше.


Выступление учащегося об А.Д. Меншикове.

На экране проецируется портрет А.Д. Меншикова.


Преподаватель: в 1710-1713 гг. Турция выступила на стороне Швеции. Петр I после неудачного Прутского похода 1711г. «откупился» возвращением из Турции Азова и отказом от борьбы за Черное море.


На экране проецируется 3 часть опорного конспекта. (Приложение 3)


Преподаватель: дальнейшие военные действия развернулись в Прибалтике и на море. 27 июня 1714 г. у мыса Гангут русский Балтийский флот одержал победу над шведским. Вновь на стороне России выступили Дания, Саксония, а также Пруссия и Ганновер. В 1721 г. был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила часть Карелии и Прибалтики. Сразу после окончания Северной войны Петр I был провозглашен императором, а Россия стала империей.


На экране проецируется карта «Сражение у м. Гангут».


IV. Закрепление изученного материала.

(С использование опорных конспектов и заполненных самостоятельно учащимися в ходе урока таблицами).


Преподаватель: чтобы убедиться, достигнута ли поставленная цель нашего урока, выполним следующие задания: 2 ряда работают с карточками «соотнесите даты и события», 3 ряд занимается «Исторической математикой»


Перед учащимися лежат карточки, с которыми они работают. (Приложение 4).

На экране проецируется оба задания.


Преподаватель: ответьте на вопросы:

  1. Применимо ли к действиям Петровских войск в Северной войне положение

А.В. Суворова: «Побеждают не числом, а умением»? (Доказать).

  1. Какие цели преследовала Россия, вступая в Северную войну? (Необходим выход к Балтийскому морю. Становление морской державы).

  2. Кто первым из участников Северного союза и когда вступив в войну со Швецией? (Саксония; в середине февраля 1700 г.).

  3. За какие заслуги командующий Б.П. Шереметев получил орган Святого Андрея Первозванного и чин фельдмаршала? (В конце 1701 г. русские под командованием Б.П. Шереметева разбили шведского генерала Шлиппенбаха у мызы Эрестфер близ Дерпта).

  4. Когда началось вторжение шведов в Россию? Какими силами располагали противники? (В 1708 г.; шведская армия насчитывала 33 тысячи солдат и офицеров. В Риге находился 14 тысячный вспомогательный корпус Ливенгаупта. Численность русской армии достигла 135 тысяч человек).

  5. Какое значение для дальнейшего хода войны имела Полтавская битва? (Избавила Россию от опасности шведского завоевания; способствовала восстановлению Северного союза, при этом Россия открыто диктовала свою волю; поставила Россию в ряд великих держав Европы).

  6. Почему, когда после Полтавской битвы Петр I предложил шведам заключить мир, они отказались? (Карл XII рассчитывал на помощь Турции).


Преподаватель: поиграем во «Всякую всячину».


Казачья песня.

«Там шел, прошел царский большой боярин»

Кавалер Борис Петрович (…),

Со своим он со конным эскадроном,

Со своими казацкими полками,

Со своими донскими казаками».

(Шереметьев). Северная война и участие казаков в ней.


К.Ф. Рылеев

«Вину воинственной тоски

Вотще я разыграть старался, -

(…) ото всех скрывался,

Молчал и собирал полки».

(Мазепа. Северная война).


Н.Ф. Щербина.

«Посвящение (…)».

«Реформою своей стяжал он много славы:

ведь он европеизм настолько к нам привил,

что сущий искони батог наш величавый

Шпицрутеном немецким заменил».

(Петру I).


При правильном ответе на экране проецируются портреты Б.П. Шереметева, И.Мазепы, Петра I

IV. Заключение изученного материала.

1. Входе изложения и по окончанию изучения материала с использованием поисковых вопросов.

2. Методом «исторической математике».

3. Соотношение дат и событий.

4. «Всякая всячина».


V. Обобщение и выводы по уроку.


Преподаватель: договор, подписанный 30 августа 1721 года в Ништадте, оповещал об установлении вечного мира между Швецией и Россией, переходе к России в полное и вечное владение Ингерманландии, части Карелии, всей Эстляндии и Лифляндии, городов: Рига, Ревель, Дерпт, Нарва, Выборг, Корела, островов Эзель и Даго. Это был выдающийся успех петровской внешней политики, дипломатии, долгожданный исход войны. Петр был прав, говоря, что никогда «наша Россия такого полезного мира не получала». Сочетание храбрости и упорства с выдержкой и осторожностью позволило решить национальную проблему, поставленную историей перед Русским государством. Ништадтский мир означал победу не только над Швецией, но и над всеми дворами Европы.


VI. Задание на дом.


В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История», часть 1, учебник для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей, М. ИЦ «Академия» , 2013г., стр. 257 – 259.


Один из известнейших государственных деятелей России XVIII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук. Кто это? (А.Д. Меньшиков, сподвижник Петра I).


VII.Литература

В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История», часть 1, учебник для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей, М. ИЦ «Академия» , 2013г.

А. Савинов «Петр Великий», том 1 «Российские князья, цари и императоры», М. «Ашет коллекция», 2013г.

«Загадки истории», № 22, 2013г.

«100 битв, которые изменили мир», № 10, 2011г.

«100 битв, которые изменили мир», № 70, 2012г.
























Приложение 1


Война России первой половины XVIII века

Россия выиграла (+), проиграла (-), равенство сил (+/-)


Война

Союзники

Противники

Цели

Основные сражения

Российские командующие

Мирное соглашение




































































































































































































Варианты ответов к приложению 1

Война России первой половины XVIII века

Россия выиграла (+), проиграла (-), равенство сил (+/-)


Война

Союзники

Противники

Цели

Основные сражения

Российские командующие

Мирное соглашение

Северная война 1700-1721

+

Дания, Саксония, Речь Посполитая

Швеция

Выход к Балтийскому морю, повышение внешнеполитического статуса

19.11.1700 – поражение по Нарвой

Ш.Де-Кроа

Ништадский договор




1701-1704 – взяты Дерпт, Нарва, Ивангород, Ниеншанц, Копье.

16.05.1703 – основан Санкт – Петербург.

Петр I

Б.П. Шереметев






27.06.1709 – победа у деревни Лесной.

Петр I







27.07.1714 – разгром шведов при Полтаве

Петр I

А.Д. Меншиков

и др.






27.07.1714 – победа русского флота при мысе Гангут

Ф.М. Апраксин






27.07.1720 – победа русского флота у острова Гренгам.

М.М. Голицин.



Прутский поход 1710-1711



Османская империя.

Отразить натиск турецкого султана, подстрекаемого к войне недружественной России Франции

Петр I



Прутский поход























Приложение 2

Внешнеполитическая ситуация в России

Во время правления Петра I










Северная война (1700-1721 гг.)


















Каспийское побережье

(1722-1723 гг.)







Азов

(1696 г. (+) )

(1711 г

Приложение 3

Опорный конспект по теме:

«Северная война»

В XVII в. Балтийское море стало «шведским озером» - окружающие его земли контролировала Швеция. Государства, не согласны с этим, заключили в1699 г. Северный союз (в него вошли Россия, Дания, Саксония) и начали в 1700 г. Северную войну. Россия вступила в войну позже других, после заключения мира с Турцией. К этому времени шведский король Карл XII успел заставить капитулировать Данию.

Для России война началась с неудачной осады Нарвы осенью 1700 г. Карл XII стремительно перебросил свои войска по морю и в Нарвском сражении победил русскую армию. Поражение заставило Петра I ускорить проведение военных реформ. Пока

Карл XII сражался в Саксонии, Петр I занялся созданием экономической базы для армии, ее комплектованием, обучением и вооружением. В 1701-1704 гг. на Урале и на Севере были построены металлургические заводы, давшие чугун, ядра и пушки. Создавались казенные предприятия (мануфактуры) по производству пороха, снаряжения, обмундирования. Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Вместо стрелецкого войска основой армии стали полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. К 1708 г. армия Петр I выросла с 40 до 113 тыс. человек, не менее работали не менее 30 мануфактур.

В течение 1701-1704 гг., пока Карл XII со своим главными стали «увяз» в Польше, где воевал с королем Августом II, русские войска стали одерживать первые победы, овладели всеми крепостями по истечению Невы, взяли Нарву. У устья Невы 16 мая 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Петербургу. В том же году был спущен на воду первый корабль русского Балтийского флота – «Штандарт».

В 1706 г. Карл XII заставил Саксонию выйти из войны. Россия осталась со Швецией один на один. В 1708 г. Карл XII вторгся в Россию и сдвинулся на Украину, гетман которой, Мазепа, обещал ему помощь. Однако украинский народ не поддержал Мазепу. Решающее зрение между русской и шведской армиями состоялось 27 июня 1709 г под Полтавой. В нем, как сказал Петр I, «непобедимые господа шведы очень скоро хребет показали». Остатки шведской армии, бежавшие с поля боя, были настигнуты и пленены возле переправы через Днепр, у Переволочны. Карл XII и Мазепа скрылись в турецких владениях. В 1710-1713 гг. Турция выступила на стороне Швеции. Петр I после неудачного Прутского похода 1711г. «откупился» возвращением из Турции Азова и отказом от борьбы за Черное море.

Дальнейшие военные действия развернулись в Прибалтике и на море. 27 июня 1714 г. у мыса Гангут русский Балтийский флот одержал победу над шведским. Вновь на стороне выступили Дания, Саксония, а также Пруссия и Ганновер. В 1721 г. был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила часть Карелии и Прибалтики. Сразу после окончания Северной войны Петр I был провозглашен императором, а Россия стала империей.










Приложение 4

Задания для закрепления изученного материала.


1. Соотнесите даты и события

а) 1700-1721 гг.

1) Прутский поход

б) 1700 г.

2) Взятие Нотербурга (Шлиссельбурга)

в) 1703 г.

3) Поражение русских под Нарвой

г) 1701 г.

4) Начало строительства Санкт-Петербурга

д) 1701 г.

5) Северная война

е) 1708 г.

6) Полтавское сражение

ж) 1704 г.

7) Битва на р. Лесной

з) 1709 г.

8) Взятие Нарвы и Дерпта

и) 1720 г.

9) Ништадский мир

к) 27.07. 1714 г.

10) Сражение у о. Гренгам

л) Июль 1720 г.

11) Гангутское сражение


2. «Историческая математика»

27 июня 1720 г. + …. (Полтава) = разгром шведской армии.

16 мая 1703 г. + устье Невы = …. (Заложена Петропавловская крепость, начало Петербургу).

1699 г. + (Россия + Дания + Саксония) = …. (Северный союз).

1711 г. – Азов = ….(Прутский поход).

27 июля 1714 г. + …. (м. Гангут) = победа Российского флота.


Ответы на задания для закрепления изученного материала (Приложение 4)


  1. Соотнесите даты и события


а) 1700-1721 гг.

1) Прутский поход

б) 1700 г.

2) Взятие Нотенбурга (Шлиссельбурга)

в) 1703 г.

3) Поражение русских под Нарвой

г) 1701 г.

4) Начало строительства Санкт-Петербурга

д) 1711 г.

5) Северная война

е) 1708 г.

6) Полтавское сражение

ж) 1704 г.

7) Битва на р. Лесной

з) 1709 г.

8)Взятие Нарвы и Дерпта

и) 1721.

9) Ништадский мир

к) Июль 1720 г.

10) Гангутское сражение

л) 27.07. 1714 г.

11) Сражение у о. Гренгам




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!