ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46)
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
по учебной практике
в группе № 2.ОШО.П5.21
по профессии 16185 «Оператор швейного оборудования»
Тема урока: «Обработка низа рукава манжетами. Технология обработки».
| Составитель: Поликарпова Светлана Петровна, мастер производственного обучения |
2021 г.
ПЛАН УРОКА
по учебной практике
Дата проведения: 20.04.2021
Место проведения: мастерская швейная
Время проведения: 90 минут
Мастер производственного обучения: Поликарпова Светлана Петровна.
Тема раздела программы № 6: «Обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий» - 150 часов
Тема урока № 6.11: «Обработка низа рукавов манжетами. Технология обработки» - 90 мин.
(2 акад. час)
Тип урока: комбинированный.
Дидактическая цель урока: создание условий для формирования знаний
по обработке низа рукава манжетами, для повышения познавательной активности и самостоятельности. Углубить знания обучающихся по данной теме, способствующих расширению кругозора и развитию эрудиции.
Задачи урока:
Образовательная:
Способствовать формированию профессиональных компетенций
по обработке низа рукава разными манжетами.
Развивающая:
Развить умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли. Развить способность к систематизации, анализу материала, профессиональное мышление и умение организовывать свою работу.
Воспитательная:
Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии и умение работать в команде.
Методы обучения:
наглядные (демонстрация образцов, материалов);
словесные (объяснение, беседа, дискуссия);
частично-поисковый (сообщающее изложение с элементами проблемности, диалогическое проблемное изложение)
Межпредметные связи:
МДК.01.01. Подготовка и раскрой материалов, тема «Раскройное производство»
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая.
Материально-техническое и методическое обеспечение урока:
Оборудование, инструменты и приспособления:
- прямострочная стачивающая машина 1022 класса;
- парогенератор;
- ножницы;
- перекусы.
2. Материалы:
- детали кроя рукава и манжет
Технические средства оснащения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Дидактический материал:
Учебник Э.К.Амирова, А.Т. Труханова «Технология швейных изделий»,
Москва, издательский центр «Академия», 2018 г.;
Раздаточный наглядный материал:
- карточки-задания, кроссворды (Приложения № 1- 4);
- схема технологической обработки разреза на рукаве (Приложение № 5);
- схема технологической обработки низа рукава притачной незамкнутой
манжетой (Приложение № 6);
- таблица технологической последовательности на обработку низа рукавов
притачными незамкнутыми манжетами (Приложение № 7).
Образцы постадийной обработки низа рукава притачной незамкнутой
манжетой (Приложение № 8);
Учебная презентация (Слайд № 1 – 15).
Ход урока
Элемент структуры урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике |
1.Подготовительный этап 1.1. Организационная часть: 3 мин. | 1.Приветствует обучающихся. 2.Проверяет явку. 3.Проверяет готовность к уроку | 1.Приветствуют преподавателя. 2.Готовятся к уроку. | Диалогово-словесный метод (беседа) |
2. Вводный инструктаж (20 мин) 2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся 2.2.Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся 22 минут | 2.1. Прежде чем нам приступить к изучению новой темы урока, нам необходимо повторить ранее изученный материал, который поможет нам вместе сформулировать тему сегодняшнего урока. 2.2.Делит обучающихся на 2 группы, выбираем бригадиров. 2.3. Выдает задания по бригадам и объясняет принцип их выполнения. Задание 1. Выберите правильный ответ и запомните его. Слайд № 1 ,2 (Приложение № 1) Что происходит с деталями после раскроя: 1. Отделка. 2. Обработка. 3. Отбеливание. Запомните правильный ответ. Задание 2. Вопросы. Ответьте на вопросы и запомните первую букву каждого отгаданного слова. Слайд №3,4 (Приложение № 2) 1. Какой термин применяют, когда прокладывают машинную строчку при наложении одной детали на другую для их соединения? 2. С какой стороны материала прокладывают строчку при соединении деталей? 3. Какой термин используют при прокладывании машинной строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия, складок, застрочных швов? Задание 3. Кроссворд Слайд № 5, 6 (Приложение № 3) 1. Куда в плечевом изделии втачивают воротник? 2. Что отсекают у воротника после стачивания верхней и нижней детали перед вывертыванием? 3. Связующая деталь между воротником и горловиной? 4. Что образуют и выметывают после вывертывания воротника? 5. Деталь изделия, которая втачивается в горловину? | г | о | р | л | о | в | и | н | а | | | | у | г | л | ы | | | | с | т | о | й | к | а | | | | | к | а | н | т | | | | | | | | в | о | р | о | т | н | и | к | Задание 4. Кроссворд Слайд №4,5 (Приложение №4) При правильном заполнении кроссворда в выделенных клетках вы прочитаете закодированное слово. 1. Деталь изделия, которая имеет функциональное и декоративное значение. 2. Основная деталь изделия, которая втачивается в пройму. 3. Деталь, которая служит для пришивания пуговиц и изготовления петель на передней части изделия (рубашка). 4. Отделочная деталь, выкроенная под углом 45 градусов к нити основы по дуге, кругу или спирали. 5. Верхняя отрезная часть плечевого или поясного изделия. 6. Соединительный материал для соединения деталей в изделие. 7. Орган швейной машины, который служит для прокалывания материала и проведения нити через него. 1 к | а | р | м | а | н | | 2 р | у | к | а | в | | 3 п | л | а | н | к | а | | | 4 ж | а | б | о | 5 к | о | к | е | т | к | а | | 6 н | и | т | ь | | 7 и | г | л | а | | | | | 3. Задает вопрос группе. Вопрос: Назовите получившиеся слова и попробуйте сформулировать тему урока. 4.Сообщает тему урока. Тема урока: “Обработка низа рукава манжетами. Технология обработки». 5.Совместно с обучающими формулирует цель урока. Обосновывает актуальность темы. Цель нашего урока – ознакомиться с историей возникновения манжет, изучить виды и формы рукавов и сформировать прочные знания по технологии обработки низа рукавов манжетами. | Слушают преподавателя, участвуют в выборе бригадиров. Обучающиеся самостоятельно работают в группах, отвечают на вопросы заданий. Бригадиры сообщают полученные ответы. Выдвигают предложения о теме урока. Совместно с преподавателем формулируют тему урока. Совместно с преподавателем формулируют цель урока | Диалогово-словесный метод (беседа) |
Диалогово-словесный метод (беседа, дискуссия) Объяснение, Беседа, дискуссия |
2.3.Объяснение нового материала. Инструктирование по ключевым вопросам темы. (10 мин.) | 1.1. Задаёт вопросы: Давайте вместе с вами подумаем и дадим определение: Что такое рукав? Каким он бывает по способу оформления низа? Что такое манжета? Слайд № 6, 7 Ответ: Рукав – деталь одежды, которая характеризуется многообразием видов и способов обработки, особенно это касается обработки нижнего среза рукава. По способу оформления низа рукав бывает: - гладким – с обтачкой, окантовкой, обработанным швом вподгибку;(Слайд № 8,9) - с манжетами – притачными, навесными, с отворотами; - с отделочными деталями – низ рукавов может обрабатываться оборками, воланами, кружевом, шитьем, патами и др;(Слайд № 10, 11) - если в изделии есть воротник, то отделка манжет должна быть непременно связана с отделкой воротника. (Слайд № 12) Манжета – пристегивающийся или пришивной обшлаг к рукаву. Виды манжет: - притачная,навесная, с отворотом, двойная, цельновыкроенная. Таким образом мы с вами узнали, что манжетой может быть обработан нижний срез, как длинного, так и короткого рукава. А манжеты бывают: прямые, зауженные или расширенные книзу, фигурные, без отворота и с отворотом, с застежкой и без застежки. (Слайд № 13) Обработка низа рукава манжетой также может быть различной. И как мы уже знаем, низ рукава можно обработать имитирующей манжетой, т.е. цельновыкроенной. (Слайд № 14, 15) А сейчас мы с вами попробуем выполнить соединение низа рукава с притачной не замкнутой манжетой. Объясняет технологическую последовательность соединения манжеты с низом рукава, раздает схемы, таблицы и инструкционные карты: - схема технологической обработки разреза на рукаве; (Приложение № 5) - схема технологической обработки низа рукава притачной незамкнутой манжетой; (Приложение № 6) - таблица технологической последовательности на обработку низа рукавов притачными незамкнутыми манжетами. (Приложение № 7) Демонстрирует обучающимся последовательность выполнения операций по заготовке манжеты. Выполняет показ трудовых приемов по обработке низа рукава притачной незамкнутой манжетой. В ходе демонстрации приемов создает проблемные ситуации в виде вопросов: - для чего дублируют манжету? (для придания жесткости и формоустойчивости); - как можно обработать разрез рукава? (швом вподгибку с открытым и закрытым срезом или притачной планкой); - для каких целей по низу рукава выполняют защипы или складки? (для придания рукаву свободы облегания). Выдает заготовленные детали кроя. Сообщает время на выполнение задания. Напоминает о соблюдении безопасных условий труда и организации рабочих мест. Сообщает о критериях оценок за урок. | Внимательно слушают, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Воспринимают, ведут записи в конспектах. Слушают и запоминают. Слушают и запоминают. Слушают и запоминают. | Проблемно- поисковыйметод Диалогово-словесный метод (объяснение) Диалогово-словесный метод (объяснение, демонстрация образцов |
3. Текущий инструктаж (30мин.) Самостоятельная работа обучающихся. Целевые обходы. Первый обход-проверяет организацию рабочих мест. Второй обход-проверяет качество выполнения трудовых приемов и соблюдение правил ТБ. Третий обход-проверяет правильность ведения самоконтроля, выясняет причины затруднений в работе и оказывает помощь. Четвертый обход-производится приемка и оценка работ. Пятый обход-даются указания по уборке рабочих мест. | 3. Осуществляет целевые обходы рабочих мест во время самостоятельной работы обучающихся: - проверяет правильность организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности; - проверяет правильность выполнения обучающимися трудовых приемов и технологического процесса выполнения кармана; - проверяет правильность пользования инструкционными и технологическими картами; -оказывает помощь обучающимся при наладке оборудования; -осуществляет межоперационный контроль и оказывает помощь обучающимся; - проводит индивидуальные инструктажи, в случае, если обучающийся начал допускать ошибки; - выдает бланки для заполнения при проведении самоконтроля выполненной работы.(Приложение № 9) - проводит приемку и оценивает работу. (Приложение № 10) | Самостоятельно выполняют соединение манжеты с рукавом. Пользуются раздаточным материалом. Заполняют бланк карточки контроля качества. Самостоятельно оценивают качество работы. | Практический. Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций. Демонстрация наглядных пособий |
4. Заключительный инструктаж (5 мин.) 4.1. Сообщение о результатах работы, достижении целей урока. 4.2. Выдача домашнего задания. 5. Рефлексия. 6. Уборка рабочих мест. | Подводит итоги выполнения самостоятельной работы (заполняет таблицу контроля). Анализирует и обобщает: - осуществляет разбор типичных ошибок; - отмечает лучшие работы; - сообщает и комментирует оценки деятельности обучающихся на уроке; - комментирует домашнее задание. Контролирует уборку рабочих мест. | Слушают, делают выводы. Заполняют таблицу самоконтроля. Осуществляют уборку рабочих мест. | Словесный(беседа, объяснение). Рефлексия. |
Мастер производственного обучения С.П.Поликарпова
Приложение № 1
Что происходит с деталями после раскроя:
1. Отделка.
2. Обработка.
3. Отбеливание.
Запомните правильный ответ.
Правильный ответ:
Что происходит с деталями после раскроя:
1. Отделка.
2. Обработка.
3. Отбеливание.
Запомните правильный ответ.
Приложение № 2
1. Какой термин применяют, когда прокладывают машинную строчку при наложении одной детали на другую для их соединения?
2. С какой стороны материала прокладывают строчку при соединении деталей?
3. Какой термин используют при прокладывании машинной строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия, складок, застрочных швов?
Правильные ответы:
1. Настрачивание.
2. Изнанка.
3. Застрачивание.
(НИЗ)
Приложение № 3
Вопросы:
1. Куда в плечевом изделии втачивают воротник?
2. Что отсекают у воротника после стачивания верхней и нижней детали перед вывертыванием?
3. Связующая деталь между воротником и горловиной?
4. Что образуют и выметывают после вывертывания воротника?
5. Деталь изделия, которая втачивается в горловину?
Правильные ответы:
| 1г | о | р | л | о | в | и | н | а | | |
| 2у | г | л | ы | | | |
3с | т | о | й | к | а | | | |
| 4к | а | н | т | | | |
| | | | 5в | о | р | о | т | н | и | к |
Приложение № 4
Вопросы:
1. Деталь изделия, которая имеет функциональное и декоративное значение.
2. Основная деталь изделия, которая втачивается в пройму.
3. Деталь, которая служит для пришивания пуговиц и изготовления петель на передней части изделия (рубашка).
4. Отделочная деталь, выкроенная под углом 45 градусов к нити основы по дуге, кругу или спирали.
5. Верхняя отрезная часть плечевого или поясного изделия.
6. Соединительный материал для соединения деталей в изделие.
7. Орган швейной машины, который служит для прокалывания материала и проведения нити через него.
Правильные ответы:
1 к | а | р | м | а | н | |
2 р | у | к | а | в | |
3 п | л | а | н | к | а | |
| 4 ж | а | б | о |
5 к | о | к | е | т | к | а |
| 6 н | и | т | ь | |
7 и | г | л | а | | | |
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Технологическая последовательность на обработку низа рукавов
притачными незамкнутыми манжетами
Номер операций п\п (сборнику1) | Наименование операций |
1 | 2 |
1. Обработка разреза по низу рукава обтачкой, сложенной вдвое |
1. | Заутюжить обтачку вдоль пополам (ширина 4 см) |
2. | Подрезать срезы обтачки, выравнивая ее ширину |
3.(746) | Приметать обтачку к разрезу по низу рукава |
4.(747) | Притачать обтачку, сложенную вдвое, сводя в конце разреза строчку на нет (1-2 мм) |
5.(748) | Удалить нитки приметывания обтачки |
6. | Заутюжить шов притачивания на обтачку |
7. | Обогнуть полоской ткани обработанный срез и заметать, закрывая строчку притачивания на 1-2 мм |
8.(749) | Настрочить обтачку в шов притачивания |
9. | Удалить нитки заметывания обтачки |
10.(750) | Закрепить верхний конец обработанного разреза двойной обратной строчкой под углом 45 градусов |
11.(751) | Приутюжить разрез по низу рукава |
2. Обработка обтачной незамкнутой манжеты |
12.(1144а) | Продублировать подкладку манжеты прокладкой из материала с односторонним клеевым покрытием |
13.(1149) | Наметать подкладку манжеты на манжету со стороны манжеты, посаживая ее в углах |
14.(1150) | Обтачать манжету со стороны подкладки манжета |
1 | 2 |
15.(1151) | Удалить нитки наметывания подкладки манжеты на манжету |
16.(1153) | Подрезать шов обтачивания манжеты в углах |
17.(1154) | Вывернуть манжету на лицевую сторону и выметать, образуя кант из манжеты |
18.(1155) | Приутюжить манжету |
3. Соединение притачной незамкнутой манжеты с низом рукава |
19.(1163-164а) | Заметать складки по низу рукава |
20.(1171) | Приметать подкладку манжеты к низу рукава |
21.(1172) | Притачать подкладку манжеты к низу рукава |
22.(1173) | Удалить нитки приметывания подкладки манжеты к низу рукава |
23.(1174) | Наметать манжету, подгибая срез внутрь и закрывая строчку притачивания подкладки манжеты |
24.(1175а) | Настрочить подогнутый край манжеты, одновременно выполняя отделочную строчку по краю манжеты |
25.(1176) | Удалить нитки наметывания и выметывания манжеты |
26. | Приутюжить соединенную с низом рукава притачную незамкнутую манжету в готовом виде |
Приложение № 9
Карта контроля качества
по теме «Обработка низа рукава притачной незамкнутой манжетой»
№ п/п | Рисунок | Элементы контроля |
1 | | Проверить ширину обтачки |
2 | | Проверить ровность строчек притачивания обтачки |
3 | | Проверить качество строчки настрачивания обтачки |
4 | | Проверить правильность закрепления верхнего конца обработанного среза |
5 | | Проверить качество строчки обтачивания манжеты |
6 | | Проверить качество настрачивания подогнутого края манжеты |
Приложение № 10
Критерии оценки качества
обработки низа рукава притачной незамкнутой манжетой
№ п/п | Наименование работ | Критерии оценки |
5 | 4 | 3 | 2 |
1 | Подрезание срезов обтачки, выравнивая ее ширину | Ширина обтачки соответствует размеру | Ширина обтачки соответствует размеру | Наблюдается большое отклонение от заданных размеров | Сильное сужение к одному боковому срезу |
2 | Притачивание обтачек | Начало и конец строчки соответствует размеру разреза рукава | Начало и конец строчки соответствует размеру разреза рукава | Небольшое отклонение строчки на 0.1 см | Кривая строчка притачивания обтачек |
3 | Настрачивание обтачки в шов притачивания | Строчка настрачивания проходит строго по шву притачивания | Строчка настрачивания проходит строго по шву притачивания | Отклонение строчки настрачивания на 0.3 и более см | Не ровная строчка, с большим отклонением от шва притачивания |
4 | Закрепление верхнего конца обработанного разреза двойной обратной строчкой под углом 450 | Конец обработанного разреза обратной строчкой строго под углом 450 | Конец обработанного разреза обратной строчкой строго под углом 450 | Конец разреза рукава обработан обратной строчкой без угла | Отсутствие закрепки на конце разреза рукава |
5 | Притачивание подкладки манжеты к низу рукава | Ровная строчка, согласно ТУ | Ровная строчка, согласно ТУ | Отклонение от установленной ширины шва на 0.2 см | Отклонение от установленной ширины шва на 0.5 см |
6 | ВТО готового рукава | Правильная тепловая обработка | Правильная тепловая обработка | Недостаточная тепловая обработка | Избыточная тепловая обработка, ласы |
7. | Соблюдение правил техники безопасности. Организация рабочего места | Правила техники безопасности соблюдены. Хорошая организация рабочего места. | Правила техники безопасности Соблюдены. Хорошая организация рабочего места. | Наблюдаются единичные случаи выполнения работ, которые могут привести к травмам. | Грубое нарушение правил техники безопасности и промышленной санитарии. |
8. | Выполнение норм времени. | Выполнено ранее установленного времени. | Выполнено в течении установленного времени. | Времени установленного для выполнения было не достаточно. | Работа не выполнена в установленное время. |
9. | Самоконтроль и взаимоконтроль | Самостоятельное выполнение. | Единичные случаи помощи мастера. | Помощь мастера в течение всего урока. | Не владеет навыками самостоятельного выполнения |
Слайд № 1
Что происходит с деталями после раскроя:
1. Отделка.
2. Обработка.
3. Отбеливание.
Запомните правильный ответ.
Слайд № 2
Что происходит с деталями после раскроя:
1. Отделка.
2. Обработка.
3. Отбеливание.
Запомните правильный ответ.
Слайд № 3
1. Какой термин применяют, когда прокладывают машинную строчку при наложении одной детали на другую для их соединения?
2. С какой стороны материала прокладывают строчку при соединении деталей?
3. Какой термин используют при прокладывании машинной строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия, складок, застрочных швов?
Слайд № 4
Правильные ответы:
1. Настрачивание.
2. Изнанка.
3. Застрачивание.
(НИЗ)
Слайд № 5
Вопросы:
1. Куда в плечевом изделии втачивают воротник?
2. Что отсекают у воротника после стачивания верхней и нижней детали перед вывертыванием?
3. Связующая деталь между воротником и горловиной?
4. Что образуют и выметывают после вывертывания воротника?
5. Деталь изделия, которая втачивается в горловину?
Слайд № 6
Правильные ответы:
| 1г | о | р | л | о | в | и | н | а |
| 2у | г | л | ы | |
3с | т | о | й | к | а | |
| 4к | а | н | т | |
| | | | 5в | о | р | о | т | н | и | к | |
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15