Модуль: Технология обработки древесины .Элементы машиноведения.
Тема урока: Выпиливание гравировальным станком .Изготовление национального орнамента по шаблону
Задачи урока : 1.Познакомиться с одним из видов декоративно-прикладного творчества- техникой выпиливания гравировальным станком . 2. Научиться выполнять несложные работы в данной технике .
Цели урока:
* Ознакомить учащихся с первоначальными навыками работы с гравировальным станком.
* Дать возможность учащимся самостоятельно определить, в какой последовательности выпиливается заготовка по внутренним контурам.
* Способствовать развитию двигательной сферы ( овладение моторикой мелких мышц при разметке и выпиливании,)
* Развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе.
* Развивать у школьников любознательность и умение анализировать.
* Применять полученные знания на практике.
* Совершенствовать экологическое воспитание учащихся.
* Прививать активную жизненную позицию.
* Воспитывать инициативу и самостоятельность.
* Воспитывать аккуратность, бережное отношение к инструменту и экономному расходованию материала.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
для педагога : проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Выпиливание гравировальным станком», образцы выпиленных изделий, план-конспект урока.
для учащихся: Гравировальный набор, копировальная бумага , лист с рисунком национального орнамента ,заготовка из фанеры, выпиловочный столик, тетрадь, учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения.
Дидактическое обеспечение:
- Фильм « Выпиливание Гравировальным станком»
- Слайды « Работа с гравировальным набором», «Заготовки для поделок» «Инструменты». «Материалы для выпиливания.» « Правила техники безопасности» . « Посадка ученика.»
ПЛАН Занятия
1.Организационный момент 1 мин.
2.Мотивация 4-5 мин.
3.Изучение нового материала 10-12 мин.
4.Обобщение и закрепление материала 8- 10 мин.
5.Рефлексия 40-45 мин.
6.Итог урока 2-3 мин.
7.Домашнее задание 1-2 мин.
8 Уборка рабочего места 2 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент .
приветствие, название темы.
2. Мотивация
Настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний.
Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
Актуализация знаний учащихся.
Вспомним, какие породы древесины вы знаете, какими свойствами они обладают?
1. Какие из перечисленных пород древесины относятся к мягким, а какие к твердым породам:
– клён, осина, сосна, дуб, ель, берёза, липа, лиственница, ольха.
Какие древесные материалы вы знаете? Предполагаемый ответ :ДСП -древесностружечные плиты, ДВП - древесноволокнистые плиты ,шпон, фанера.
Что такое фанера и область ее применения? Преимущества и недостатки. Предполагаемый ответ: Фанера- древесный материал, полученный путем склеивания трех и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину березы, ольхи, бука, сосны. Фанеру широко применяют при производстве мебели, а также в судостроении и авиастроении. Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается , хорошо гнется и обрабатывается .Недостатком фанеры является то, что она боится сырости. Под действием воды и влаги фанера расслаивается.
Давайте вспомним ,что такое разметка и разметочный материал?
Ответы на вопросы по форме «Да», «Нет» написать на доске, ответы вписывать по ходу опроса.
№ Вопрос Ответ Да/Нет
1Разметкой называют нанесение линий контура будущего изделия на бумаге.
2 Контурные линии показывают границы обработки заготовки
3Рейсмус имеет выдвижные ножки без острия.
4Шаблон - образец повторяющий форму детали.
5С помощью малки можно проводить линии под любым углом.
6Припуск- избыточный слой заготовки ,подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом.
Молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь перейдем к новой теме «Выпиливание Гравировальным набором»
3. Изучение нового материала
Учитель: Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре.
Презентация «Выпиливание гравировальным станком»
4.-Обобщение и закрепление материала.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с одним из видов декоративно -прикладного творчества- выпиливанием гравировальным станком.
Как вы уже поняли ,выпиливание гравировальным станком- од ин из распространенных видов художественно- прикладной обработки древесины. Он заключается в том., что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного гравировального набора придают необходимые криволинейные формы ( выпиливают).
Прежде чем приступить к выполнению практической части, хочу напомнить вам, о правилах безопасности на уроках. Только внимательное отношение и соблюдение безопасных условий труда дают положительные результаты
(Показ слайдов).
Из просмотренного видеоматериала давайте вспомним следующее:
1.Из каких частей состоит гравировальный станок? 2.В чём сходство лобзика и гравировального станка?
.5. Рефлексия (самоконтроль) 40 - 45 мин.
Объяснение практической работы.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будим выполнять практическую работу «Изготовление декоративного рисунка-выпиливание на доске национального орнамента».
- Учитель показывает образец.
На столе у вас лежат технологические карты, по которым вы будете работать и шаблоны.
Прежде еще раз повторим с вами инструкции по технике безопасности:
-применяйте средства индивидуальной защиты.
-наружный диаметр и толщина насадки,поставляемой в комплекте с инструментом ,должны соответствовать размерам цангового патрона Вашего электроинструмента;
Допустимое число оборотов рабочего инструмента должно быть не более указанного на гравере максимального числа оборотов.
Технологическая карта
№ | Последовательность операций | Инструменты и приспособления |
1 | Перенесите рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги на фанеру | Ручка, копировальная бумага ,лист бумаги с рисунком, фанера. |
2 | Подготовьте выпиловочный столик | |
3 | Выпилите контур изделия | Гравировальный станок |
4 | Зачистите фанеру шлифовальной шкуркой | Шлифовальная шкурка |
5 | Выпиливаем рисунок | Гравировальный станок ,насадки ,шлифовальные круги различной зернистости, щетки торцевые. |
Изучив технологическую карту и выполнив нанесение контура будущего изделия на заготовку вам необходимо приступить к выполнению практической части задания.
Практическая работа.
Целевые обходы учителем рабочих мест с целью проверки: -Организации рабочих мест учащихся.
-Соответствия рабочей позы учащихся требованиям охраны труда.
-Соблюдение темпа работы.
6. Подведение итогов урока.
- Какая тема занятия у нас сегодня была?
- Какую цель мы сегодня ставили ? Достигли мы с вами этой цели?
- Давайте вместе подведем итог урока.
- Какие ошибки были допущены?
- Выбираем лучшие и худшие работы, обсуждаем и выставляем оценки.
8. -Уборка учащимися рабочих мест.
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
До начала работы
1.Надеть спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов.
Рукава надо застегнуть или закатать выше локтя.
2 Подготовить рабочее место, освободить нужную для работы площадь,
удалив все посторонние предметы. Обеспечить достаточную освещенность.
Заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструменты, приспособления и материалы.
3.Проверить исправность инструмента, правильность заправки.
Во время работы
1. Во время установки или снятия соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму.
2. Опилки с верстака или обрабатываемой поверхности детали удалять только щеткой.
3. Соблюдать принятый темп работы и ритм в работе, чередовать работу с отдыхом, так как переутомление приводит к ошибкам.
4. Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
По окончании работы
1. Очистить инструмент от стружки.
2. Очистить от стружки столешницу
и материалы и заготовки, а также обработанные изделия.
8