СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План ответов по вопросам зачета «анатомия, физиология и гигиена»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН ОТВЕТОВ ПО ВОПРОСАМ ЗАЧЕТА «АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

Просмотр содержимого документа
«План ответов по вопросам зачета «анатомия, физиология и гигиена»»

ПЛАН ОТВЕТОВ ПО ВОПРОСАМ ЗАЧЕТА «АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

Содержание

Вопрос 1.Раскройте основные закономерности роста и развития детей. Охарактеризуйте периоды онтогенеза. Акселерация и ретардация развития.

Понятие о росте и определение. Раскрыть понятие развития   детского организма. Количественные и каче­ственные изменения в процессе роста и развития, их связь. Приемы оценки физического развития в процессе онтогенеза, краткая характеристика пренатального и постнатального периодов.

Факторы, влияющие на развитие ребенка. Совершенствование систем органов. Линии «обороны» здоровья. Краткая характеристика акселерации и ретардации.


Вопрос 2.Охарактеризовать показатели физического развития детей. Назовите возрастные периоды развития человека, значение каждого из них.

Перечислить показатели физического здоровья и описать, каким образом происходит морфофункциональная оценка детей в разные периоды детства. Понятие линий развития, привести примеры показателей. Возрастные периоды развития человека, значение каждого из них. Раскрыть понятие индекс резистентности— З. С. Макарова.

Вопрос 3.Охарактеризуйте пренатальный период в развитии человеческого организма.

Значение и роль здорового образа жизни родителей на здоровье будущего ребенка. Характеристика этапов эмбрионального развития, хронология формирования систем органо. Период созревания плода, темпы роста и функционирование всех его органов.


Вопрос 4.Опишите общий план строения нервной системы, охарактеризуйте особенности строения и функций нервной ткани. Дендриты, аксоны, их роль в передаче нервного импульса.

Характеристика строения нервной системы: центральная, периферическая. Строение и функции нейронов. Раздражимость и возбудимость как функций нервной ткани. Виды нейронов по выполняемым функциям: чувствительные и двигательные. Дендриты, аксоны, их роль в передаче нервного импульса. Строение рефлекторной дуги. Виды рецепторов: экстерорецепторы, интерорецепторы, проприорецепторы.


Вопрос 5.Опишите особенности строения и функций головного мозга, его возрастные особенности.

Общий план строения головного мозга: отделы мозга, оболочки, структура, размеры. Характеристика 5 отделов: большие полушария (конечный мозг), мозжечок средний мозг, промежуточный и продолговатый.

Доли конечного мозга: лобная, теменные, затылочная, височные. Извилины и борозды коры больших полушарий. Локализация функций головного мозга: дыхательная, терморегуляторная, координационная и т.д.


Вопрос 6.Раскройте особенности строения и функций периферической и вегетативной нервной системы. Строение и функции спинного мозга.

12 пар черепно-мозговых нервов, значение и роль, краткая характеристика особенности блуждающего нерва. Вегетативный отдел нервной системы: парасимпатическая и симпатическая иннервация. Скорость проведения возбуждения по вегетативным нервным волокнам. Строение спинного мозга: серое и белое вещество, структура. Проводниковая функция спинного мозга – восходящие и нисходящие пути, локализация врожденных безусловных рефлексов.


Вопрос 7.Раскрыть понятия рефлекторная дуга, рецептора, рабочего органа, виды рефлексов, их роли в жизни человека.

Структура простейшей рефлекторной дуги: афферентный, вставочный и эфферентный нейроны. Скорость проведения возбуждения. Виды рефлексов : безусловные и условные. Значение и роль в жизнедеятельности. Примеры рефлексов.


Вопрос 8.Охарактеризовать классификации желез в организме человека, их роль, строение и функции желез внутренней секреции, роль гормонов в нейроэндокринной регуляции функций организма.

Железы на внешней, внутренней и смешанной секреции. Различия нервного и гуморального механизмов передачи информации в организме Топография желез внутренней секреции. Механизм действия гормонов, клетки (орган) — мишень для гормонов. Виды гормонов, половое созревание с точки зрения деятельности желез внутренней секреции. Гормональный статус новорожденного. Гормональная регуляция роста


Вопрос 9.Охарактеризовать торможение ЦНС, виды, механизм.

Роль И. М. Сеченова в изучении процессов торможения. Виды торможения: первичное и вторичное, пресинаптическе и постсинаптическое. Торможение как нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения.


Вопрос 10.Раскрыть понятие ВНД, принципы учения И.П. Павлова и И.М.Сеченова, о высшей нервной деятельности. Типы сигнальных систем.

Вклад И.М.Сеченова и И.П.Павлова в учение о ВНД. Особенности высшей нервной деятельности человека. Механизм и условия образования условного рефлекса. Взаимосвязь безусловных и условных рефлексов. Краткая характеристика первой и второй сигнальные системы. Формирования второй сигнальной человека, связь с развитием речи.


Вопрос 11.Дать характеристику кровообращению. Сердце, строение, физиологические особенности сердечно - сосудистой системы. Гигиена сердечно - сосудистой системы.

Функции сердечно-сосудистой системы. Система кровообращения: кровь, сосуды, сердце. Физиологические свойства сердечной мышцы, автоматия сердца, проводящая система сердца. Сердечный цикл, показатели сердечной деятельности. Круги кровообращения, гигиена сердечно - сосудистой системы. Динамика развития сердечно-сосудистой системы


Вопрос 12.Охарактеризовать строение и функции зрительного анализатора, физиологические особенности нарушения зрения. Гигиена зрения.

Строение зрительного анализатора как оптического прибора. Основные функции глаза: проекция, восприятие, кодирование изображения. Оболочки глаза: склера, переходящая в роговицу, сосудистая оболочка и сетчатка. Радужка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. Вспомогательный аппарат глаза: ресницы, брови, слезные железы, веко. Виды нарушений зрения. Профилактика нарушений зрения Гигиена зрения.


Вопрос 13.Охарактеризовать структурно-функциональную организацию слухового анализатора, физиологические особенности нарушения слуха. Гигиена слуха.

Характеристика особенностей строения и функций слухового анализатора: наружное ухо, среднее ухо, внутреннего ухо. Диапазон звуковых волн, воспринимаемый человеком. Профилактика нарушений слуха, перечень причин, приводящих к потере слуха. Гигиена слуха.


Вопрос 14.Особенности строения голосового аппарата, строение гортани, возрастные особенности, функции надгортанного хряща. Культура принятия пищи.

Характеристика хрящей гортани: парные и непарные хрящи. Строение голосового аппарата, отличия мужского и женского голосообразования. Анатомо-физиологические особенности детской гортани: малый диаметр, мягкость и податливость хрящевого скелета; короткое узкое преддверие, воронкообразная форма гортани. Функции надгортанного хряща: защита дыхательных путей и обеспечение притока воздуха. Культура принятия пищи.


Вопрос 15.Охарактеризовать особенности строения кожи детей, гигиена кожи, профилактика кожных заболеваний. Принципы ухода за кожей и основные принципы закаливания детей.

Строение кожи, кожная чувствительность, особенности строения кожи детей. Личная гигиена-роль и значение в сохранении здоровья, профилактика кожных заболеваний. Принципы ухода за кожей, основные принципы и виды закаливания детей: закаливание водой, воздухом, солнцем.


Вопрос 16.Описать приемы оценка морфофункциональной готовности детей к обучению в школе.

Каким образом происходит оценка морфофункциональной готовности детей к обучению в школе, перечислить основные показатели: оценка эмоционального поведения ребенка; определение показателей НПР; определение физической подготовленности; рекомендации по охране здоровья; оценка психологической и готовности. Почему оценки некоторых показателей проводятся чаще 1раза в год. Специалисты, оценивающие уровень физического развития ребенка. Кто дает рекомендации по готовности ребенка к школе?


Вопрос 17.Охарактеризовать строение опорно-двигательного аппарата, динамику развития скелета.

Функции опорно-двигательного аппарата. Общий план строения скелета, состав и соединения костей, отделы скелета. Строение скелета черепа, особенности роста и развития. Рост и развитие скелета человека.


Вопрос 18.Описать строение отделов скелета человека. Скелет черепа, особенности роста и развития.

Перечислить и охарактеризовать отделы скелета человека: скелеты верхних и нижних свободных конечностей, скелеты поясов конечностей, грудной отдел скелета туловища, скелет черепа.

Вопрос 19.Охарактеризовать строение и функции мышечной системы. Развитие двигательной активности и координации движений.

Функции мышечной системы. Вспомогательный аппарат мышц, классификация мышц по строению, форме, функциям, расположению. Мышцы конечностей, туловища, головы, мимические мышцы и их специфика. Развитие и связь двигательной активности и координации движений.


Вопрос 20.Описать приемы определение нарушения осанки и плоскостопия у детей. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Исследование нарушения осанки, перечислить лордозы и кифозы, виды нарушений осанки. Возможные причины возникновения. Экспресс-оценка плоскостопия. Рекомендаций для профилактики нарушений осанки

Вопрос 21.Охарактеризуйте особенности строения функций дыхательной системы. Гигиенические требования к помещению, профилактика заболеваний дыхательной системы.

Функций дыхательной системы, органами дыхательной системы: верхние и нижние дыхательные пути. Строение носовой полости, носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Гигиенические требования к помещению, роль проветривания в профилактике заболеваний дыхательной системы.


Вопрос 22.Раскройте особенности строения и функции пищеварительной системы. Охарактеризуйте особенности обмена веществ и энергии у детей. Гигиена питания.

Органы пищеварения, строение, функции. Пищеварение в ротовой полости, функции слюнных желёз. Пищеварение в желудке, роль HCl. Кишечное пищеварение, роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Особенности обмена веществ и энергии у детей. Гигиена питания. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.


Вопрос 23.Объясните роль выделительной системы. Охарактеризуйте особенности строения и функций органов мочевыделительной системы. Дать характеристику возрастным особенностям органов выделения, роли и функции.

Функций органов мочевыделительной системы. Строение почек и их значение, нефрон как структурная и функциональная единица почки. Образование и виды мочи. Мочевой пузырь, мочеточники, мочеиспускательный канал, особенности строения. Возрастные особенности органов выделения. Кожа и ее выделительная функция.


Вопрос 24.Охарактеризуйте физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти.

Внимание, физиологические механизмы. Сосредоточенность как концентрация внимания на определенной деятельности. Физиологические механизмы внимания.

Виды внимания по направленности н сосредоточенности психической деятельности внимание: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Качества внимания: объем внимания, распределение, устойчивость, переключение, концентрация внимания Восприятие и его отражательная и регулятивная функции. Особенности восприятия. Механизм и виды памяти.


Вопрос 25.Охарактеризуйте особенности строения и функций крови. Раскройте особенности движения крови по сосудам.

 Строение крови: кровяная плазма; форменные элементы крови – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Объем крови, рН. Состав плазмы крови: вода, белки, глюкоза, витамины, аминокислоты, гормоны. Белки плазмы: альбумины, глобулины, фибриноген и протромбин. Функции крови: дыхательная, трофическая, обменная, гомеостатическая, защитная. Виды сосудов, круги кровообращения.



Вопрос 26.Дать характеристику приемам определения и оценки функционального состояния дыхательной системы.

Виды проб для оценки состояние дыхательной системы: проба Штанге (задержка дыхания на вдохе; проба Генчи (задержка дыхания на выдохе); проба Серкина. Дать определения: ДО, ЖЕЛ, ФОЕ, РОВД и ОО. Рекомендации по сохранению здоровья дыхательной системы.

Вопрос 27.Дать характеристику приемам определения и оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы. Сердце и его значение.

Показатели сердечной деятельности, виды давления. Преимущества детского сердца Физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл, автоматия сердца. Функции и динамика развития сердечно-сосудистой системы, рекомендаций для профилактики заболеваний ССС.


Вопрос 28.Охарактеризуйте гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в детском образовательном учреждении, требования к структуре урока, занятия.

Характеристика гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу в детском образовательном учреждении. Структура урока: организационный момент, врабатывание, изложение нового материала, закрепление. Составление расписания для учащихся с учетом распределения уроков по рангу сложности, дневной и недельной умственной работоспособности.


Вопрос 29.Охарактеризуйте приемы гигиенической оценки учебного помещения.

Оценка ориентацию помещения по сторонам света; окраска панелей, парт, столов; соответствие классной доски гигиеническим требованиям; оценка классной мебели, посадки учащихся в соответствии их росту и здоровью; определение светового коэффициента.


Вопрос 30.Охарактеризовать режим дня и его физиологические основы.

Работоспособность нервной системы ребенка как основа режима дня. Формирование словных рефлексов на основе режима дня: бодрствование, сон, питание, активная деятельность. Примерный режим дня дошкольника.











Скачать

© 2019 680 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!