ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2
Г. АБИНСКА
План по самообразованию по теме:
«Использование опорных конспектов, схем на уроках письма и чтения для формирования связной речи и повышения уровня орфографической грамотности»
Учитель русского языка и литературы Каракулина Е.В.
Проблема школы:
« Индивидуализация учебно- воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка»
Ведущие идеи:
-личностный подход;
Успешность и преемственность обучения и воспитания;
-гуманизация отношений;
-экологическое образование и воспитание;
-практическая направленность обучения;
-дифференциация обучения
Цели:
-выявление и развитие способностей каждого ученика;
-обеспечение различных индивидуальных траекторий получения образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
-введение в учебно- воспитательный процесс современных технологий обучения.
-обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования;
-учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
-обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителей;
Задачи:
продолжить поиск новых форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся с целью непрерывного наблюдения за развитием ребенка;
совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметам;
начать освоение и внедрение в практику педагогической деятельности новые интерактивные методы обучения и контроля знаний и умений учащихся.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план
групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей - предметников, а также через участие в жизни школы.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
разработка опорных схем и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
I . Актуальность темы
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас.
Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. Почему я обратилась к данной теме? На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике
Универсальность
С опорными конспектами можно работать с 5 по 9 класс:
- при изучении нового материала;
- при повторении и систематизации изученного;
- на уроке и дома при выполнении домашнего задания;
- с целым классом и при индивидуальном обучении.
Эффективность и успешность:
- наглядно;
- удобно: всегда под рукой необходимый теоретический материал;
- кратко и емко представлен материал по каждой теме;
- показан алгоритм действий при применении правила;
- легче запоминается нужный теоретический материал.
Систематичность и последовательность
Виды работы с опорными конспектами:
Оформление в справочной тетради опорного конспекта по теме (обучение правильному оформлению, умению выделять главное).
2. Комментирование учителем отдельных фрагментов конспекта (пояснения к схематическим обозначениям).
3. Повторение учениками вслух частей конспекта, правил, схем (обучение правильной речи).
4. Использование конспекта в процессе выполнения практических заданий (многократное обращение к конспекту; запоминание без заучивания).
5. Письмо по памяти всего опорного конспекта или его частей.
6. Обучение составлению собственных опорных конспектов, схем, алгоритмов при повторении и систематизации изученного материала.
IV . Результаты
Использование данной методики при изучении русского языка и литературы, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.
Использование опорных схем на уроках литературы помогает учащимся освоить навыки аналитической работы не только при изучении биографии поэта или писателя, но и при изучении творчества, развивает логическое мышление, помогает определить авторский замысел и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения. Ученики научились работать с текстом (определять тему и идею произведения, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.
Таким образом, использование опорных конспектов и схем на уроках русского языка и литературы даёт следующие результаты: Ценность технологии заключается в следующем:
- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
- структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д.
- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
- занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах .
- цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.
Фамилия, имя, отчество: Каракулина Екатерина Валентиновна, 11.08.1980г.р.
Образование: Ташкентский областной государственный педагогический институт ,2002 г., по специальности русский язык и литература, квалификация по диплому: Филолог. Преподаватель русского языка и литературы. Младшая научная степень-бакалавр.
Стаж работы, педагогический стаж, по данной должности: 6 лет
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: ГБОУ школа – интернат №2 г. Абинска
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Практическая деятельность | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2015-2017 | 1.Двухгодичное обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Дефектология», по специальности - логопед. 2.Изучение литературы: 1)Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы –Ардашаева Лариса Евгеньевна Интернет ресурсы: http:// festival./September.ru / 2).Парубченко Л.Б. Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно.- М.: Реал-А, 2001. 3).Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка. Москва, 2001 4). Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с. 5). Ананиев Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания.- М: Просвещение , 1960. 6). Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебно-методическое пособие. М.: «Просвещение», 1987. 7) . Вопросы психологии школьника /Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951 8). Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития - Вопросы психологии, 1972 №2 9). Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1999. 10). Кудасов А.Л. Проблема обучения и воспитания учащихся старших классов коррекционной школы.- М: Наука, 1992. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2015-2017 | «Определение уровня знаний учащихся» |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2015-2017 | 1.Открытые уроки на школьном уровне. 2. Участие в конкурсах. 3.Корректировка поурочного плана с учетом разноуровнего обучения |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы | 2015-2017 | Выступление на заседании МО учителей –предметников гуманитарного цикла по теме «Использование опорных схем в разноуровневом обучении» |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2015-2017 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2. Отчёт на МО учитетей–предметников гуманитарного цикла по созданию опорных схем «Имя существительное» |