План по самообразованию учителя математики МБОУ «Нижнечершилинская ООШ» Хасаншиной Д.М.
Образование: высшее.
Высшее, Казанский сельскохозяйственный институт им. М. Горького по специальности экономика и управление в отраслях агропромышленного комплекса, г. Казань, 1993 г.
Профессиональная переподготовка – Институт экономики, управления и права по программе «Педагогические технологии в профессиональной деятельности учителя математики и физики» г. Казань, 2014 г.
Курсы повышения квалификации:
- "Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя физики и математики", 112 часов, в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» рег. номер 180002194417, 19 июня 2020 год.
Проблемная тема самообразования:
«Внедрение современных технологий в образовательный процесс на уроках математики».
Работа над темой начата в 2020 году
Предполагается закончить работу над темой в 2024 году.
Цель:
- достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности
- создать условия в соответствии с ФГОС для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Задачи:
Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий
Повысить качество проведения учебных занятий по внедрению новых технологий
Повысить мотивацию и качество знаний учащихся
изучить нормативные документы, литературу по теме самообразования;
обеспечить внедрение современных инновационных технологий в соответствии с ФГОС;
совершенствовать виды и формы диагностики и контроля в рамках темы по самообразованию
разработать учебные, методические и дидактические материалы в рамках темы по самообразованию
создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математики
создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.
Ожидаемые результаты:
1 Повышение мотивации и качества знаний на уроках математики
2. Апробация новых видов и форм диагностики
3. Повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей математики | 2020-2024 регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по математике 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения математике 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей естественно-математического цикла 4. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 5. Выступать с докладами по теме самообразования. 6. Подготовка выступлений: подбор материала, составление презентации. | регулярно регулярно регулярно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии 3. Общение с педагогами на различных сайтах | регулярно 2020-2024 2020-2024 |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Обзор в интернете информации. | март 2020 - март 2024 | Школьные и районные МО Изучение литературы Папка разработок уроков |
Прогностический | 1. Определение целей и задач темы. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | май 2020- декабрь 2021 | 1.Таблица плана 2. Выступление на заседании школьного МО учителей. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3. Работа над темой: «Использование здоровье- сберегающих технологий на уроках математики» 3.Корректировка работы. | март 2021- март 2022 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Виды современных технологий в образовательном процессе». 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах. |
| 1.Работа над темой: «Технология учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся» 2Выступление на ШМО | Март 2022 – март 2023 Февраль 2023 | Папка разработок уроков с приложением электронного варианта. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. 3. Выступление на ШМО | 2023-2024 | 1.Выступление на заседании районного МО учителей 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. . |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2021-2023 | 1.Результаты работы над темой самообразования разместить на своем сайте 2. Участие в конкурсах |
Реализация плана самообразования
Чтобы эффективно использовать индивидуальный стиль учебной деятельности необходимо:
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В современном мире наиболее актуальными становятся технологии:
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Кейс – технология
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Традиционные технологии (классно-урочная система)
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
— использование тренинговых (тренировочных) программ;
— использование диагностических и контролирующих материалов;
— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
— использование компьютера для вычислений, построения графиков;
— использование игровых и занимательных программ;
— использование информационно-справочных программ.
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Технология критического мышления
Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов | Осмысление содержания | Рефлексия |
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | Информационная (получение новой информации по теме) Систематизация (классификация полученной информации по категориям знания) | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Основные методические приемы развития критического мышления
Прием «Кластер»,
таблица,
учебно-мозговой штурм,
интеллектуальная разминка,
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
- изучения нового материала и первичного закрепления;
- комбинированных;
В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:
1) подготовительный этап;
2) этап создания проблемной ситуации;
3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;
5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение в игре позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
стимулируется познавательная деятельность
активизируется мыслительная деятельность
самопроизвольно запоминаются сведения
формируется ассоциативное запоминание
усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики разработки учащимися примерных тем проектов, исследовательских работ
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1 раз в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителями – предметниками.
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО естественно – математического цикла, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей математики, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на своем сайте. Обобщить опыт по исследуемой теме.
10