МБОУ «Геройская средняя школа»
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме: «Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьников»
Автор программы - учитель русского языка и литературы МБОУ «Геройская средняя школа» Алиева Г.С.
Геройское,2016
Пояснительная записка.
Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом. Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит "отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения: формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
Языковая компетенция
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями
Коммуникативная компетенция.
В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция.Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Цели программы:
- Формирование у обучающихся речевой и языковой компетенции.
- Формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.
Задачи программы:
1. Внедрение на уроках русского,крымскотатарского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся.
2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
3. Создание условий на уроках русского,крымскотатарского языка и литературы для речетворчества обучающихся.
Срок реализации программы: 2016 – 2019 гг.
Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества. Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский,крымскотатарский язык и литература? Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные компетенции,чаще говорить на родном языке.
На уроках русского,крымскотатарского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Формирование коммуникативных и языковых компетенций.
Компетенции | Общепредметные компетенции | Русский,крымскотатарский язык и литература |
Коммуникативная компетенция | Устный диалог | Задавание вопросов собеседнику. Конструирование ответа на вопрос. |
Диалог в письменной форме | Самопрезентация в форме резюме. |
Полилог(коллективная дискуссия) | Ролевая форма представления текста произведения. |
Языковая компетенция | Письмо | Орфографическая и пунктуационная грамотность. Составление документации. |
Речь | Орфоэпические нормы. |
Чтение | Выразительность, эмоциональность |
Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций:
Компетенции: | Методы, ориентированные на устную коммуникацию: |
Коммуникативная компетенция | все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу театральных студий. |
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: |
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами. |
Этапы работы:
Элементы работы | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Время работы |
Подготовительный этап | Изучение методической литературы, выбор темы | Сентябрь – октябрь 2016г. |
Теоретический этап | Изучение теоретической литературы по данной теме, разработка плана работы;
Разработка методической копилки с материалами по теме | Октябрь 2016- май 2017 г.
2016 – 2017, 2017-2018 учебные годы |
Практический этап | Использование разработанных упражнений на уроках русского,крымскотатарского языка и литературы | Сентябрь 2017 – май 2019 г. |
План самообразования на 2016-2017 учебный год
Содержание | Мероприятия | Срок выполнения |
Изучение нормативных документов | Закон об образовании Стандарты нового поколения Рабочие программы | Сентябрь – октябрь 2016г. |
Изучение теоретической литературы по данной теме | Методические пособия, рекомендации учителю русского,крымскотатарского языка и литературы; Интернет-ресурсы; | В течение года |
Овладение новыми методиками, УМК | Проектная деятельность на уроках | В течение года |
Подготовка материалов в методический уголок кабинета | Методика подготовки к ЕГЭ; Как правильно написать сочинение по русскому ,крымскотатарскому языку и по литературе | В течение года |
Обобщение опыта работы, взаимопосещаемость | Открытые уроки, посещение открытых уроков | В течение года |
Подготовка материалов для публикации (дополнительные занятия) | Написание статей в газету | В течение года |
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы:
Обучающиеся должны:
понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
осознавать содержание текста;
фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;
дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;
осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.
заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.
использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).