СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию учителя МБОУ"Геройская средняя школа"Алиевой Гульнар Сеитумеровны

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по смообразованию учителя МБОУ"Геройская средняя школа"Алиевой Г.С.

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию учителя МБОУ"Геройская средняя школа"Алиевой Гульнар Сеитумеровны»

МБОУ «Геройская средняя школа»



ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме: «Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьников»



 

Автор программы - учитель русского языка и литературы МБОУ «Геройская средняя школа» Алиева Г.С.

       















Геройское,2016



Пояснительная записка.

Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом. Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит "отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения: формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

Языковая компетенция

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями



Коммуникативная компетенция.

 В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция.Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

     Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

 Цели программы:

Формирование у обучающихся речевой и языковой компетенции.

- Формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.


Задачи программы:

1. Внедрение на уроках русского,крымскотатарского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся.

2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.               

3. Создание условий на уроках русского,крымскотатарского языка и литературы для речетворчества обучающихся.

Срок реализации программы: 2016 – 2019 гг.



























Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается,   пять-шесть часов  в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества. Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский,крымскотатарский язык и литература? Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные компетенции,чаще говорить на родном языке.

На уроках русского,крымскотатарского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Формирование коммуникативных и языковых компетенций.

Компетенции

Общепредметные компетенции

Русский,крымскотатарский язык и литература

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

Задавание вопросов собеседнику.
Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме

Самопрезентация в форме резюме.

Полилог(коллективная дискуссия)

Ролевая форма представления текста произведения.

Языковая компетенция

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Составление документации.

Речь

Орфоэпические нормы.

Чтение

Выразительность, эмоциональность

Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций:

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;

  • доклады и сообщения;

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;

  • обсуждения, дискуссии, диспуты;

  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;

  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.















Этапы работы:



Элементы работы

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Время работы

Подготовительный этап

Изучение методической литературы, выбор темы

Сентябрь – октябрь 2016г.

Теоретический этап

Изучение теоретической литературы по данной теме, разработка плана работы;



Разработка методической копилки с материалами по теме

Октябрь 2016- май 2017 г.







2016 – 2017, 2017-2018 учебные годы

Практический этап

Использование разработанных упражнений на уроках русского,крымскотатарского языка и литературы

Сентябрь 2017 – май 2019 г.





План самообразования на 2016-2017 учебный год



Содержание

Мероприятия

Срок выполнения

Изучение нормативных документов

Закон об образовании

Стандарты нового поколения

Рабочие программы

Сентябрь – октябрь 2016г.

Изучение теоретической литературы по данной теме

Методические пособия, рекомендации учителю русского,крымскотатарского языка и литературы;

Интернет-ресурсы;


В течение года

Овладение новыми методиками, УМК

Проектная деятельность на уроках

В течение года

Подготовка материалов в методический уголок кабинета

Методика подготовки к ЕГЭ;

Как правильно написать сочинение по русскому ,крымскотатарскому языку и по литературе


В течение года

Обобщение опыта работы, взаимопосещаемость

Открытые уроки, посещение открытых уроков

В течение года

Подготовка материалов для публикации (дополнительные занятия)

Написание статей в газету

В течение года




Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы:

Обучающиеся должны:

  • понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • осознавать содержание текста;

  • фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

  • определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;

  •       дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;   выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;

  • осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его вос­приятия.

  • заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.

  • использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!