Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лугавская средняя общеобразовательная школа №19 с. Лугавское Минусинского района Красноярского края
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № _ от « » ___________ | | «Утверждаю» Директор МКОУ Лугавской СОШ №19 __________ Приказ № ___________от «__ » __________ ____г. |
План по самообразованию воспитателя
Мозговой Татьяны Сергеевны
Методическая тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Сроки разработки темы: с 2019 года по 2021 год
2020-2021г
Актуальность выбранной темы
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнениевеликих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель: Создание условий для развития связной речи детей с помощью приемов мнемотехники.
Задачи:
• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-Расширился словарный запас и знания об окружающем
мире.
-Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем
не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи
дошкольников.
Родители:
-Вовлечены в процесс речевого развития дети;
-Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
-Способность к созданию в домашних условиях, речевой предметно -
развивающей среды.
Педагоги:
- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей
дошкольного возраста.
- Получение педагогами представления о мнемотехнике.
- Внедрение в образовательный процесс методику работы с
мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Форма работы | Практический выход |
Диагностический | - анализ затруднений - постановка проблемы -изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | Сентябрь | Проведение диагностики Анкетирование родителей Разработка плана по теме самообразования | 1.Диагностические материалы 2.План самообразования |
Прогностический | -определение цели задачи работы над темой -разработка системы мер, направленных на решение проблемы -прогнозирование результатов. | Сентябрь - октябрь | Планирование деятельности с детьми, родителями, педагогами | 1.Разработка перспективного плана по работе с детьми и родителями. 2.Планирование ежемесячных мероприятий. |
Практический | -внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. -формирование методического комплекса. -отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. - корректировка работы. | Октябрь - апрель | Осуществление запланированных мероприятий: -Подбор практического материала работы с мнемотаблицами. -Использование элементов мнемотехники в совместной деятельности детей. -Внесение мнемотаблиц в предметно –развивающую среду -Вовлечение родителей в совместную работу по теме: «Использование мнемотехники в развитие речи детей» | 1.Родительское собрание 2.Картотека мнемотаблиц 3. Папка передвижка «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» 4. Выставка мнемотаблиц 5. Размещение мнемотаблиц в игровых зонах группы |
Обобщающий | -подведение итогов - оформление результатов работы по теме. -представление материала. | Май | Анализ проведенной работы. Проведение диагностики | 1 Открытый показ НОД 2.Диагностические материалы |
Внедренческий | -использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. -распространение опыта. | Май | Представление опыта для педагогов: размещение материала на сайте. | 1.Рекомендации родителям 2. Консультации родителям 3.Конспект НОД 4.Картотека мнемотаблиц 5.Творческий отчет |
Литература:
1.Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория»,
2.Дидактическое пособие Н.В.Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
3.Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.
4.Журнал «Дошкольная педагогика», 2006, №7, И.А.Поташко «Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников»
5.Журнал «Логопед», 2008, №4, Л.В.Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»
6. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6
7.Методическое пособие Л.Н.Ефименковой «Формирование речи у дошкольников»
8.Методическое пособие Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»