План подготовки к олимпиаде в 4 классе.
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
научить пользоваться справочной литературой и словарями;
потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Темы для подготовки.
На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной.
Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем.
Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.
Примерные задания:
1. Расставь ударение в словах.
Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Торты, щавель, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, алфавит, жаворонок, поняла.
2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?
Рой, мой, закрой, простой, печь.
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются
3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство-…………….., шофер-…………………, цыган,-………………….., торт-………………., трактор-……………………, инженер-………………
4. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-_______________________________
Жить душа в душу-____________________________
На ночь глядя-________________________________
Повесить нос-________________________________
Водой не разольешь –__________________________
5. Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.
Смор +? + а = ________________________________
? + янин = ________________________________
По + ? + л = _________________________________
6. Составь словосочетания « прилагательное + существительное» со словами: сирень, шампунь, такси, кенгуру, шимпанзе.
7. Закончи выражения:
Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый………………,
тяжкий…………………, каменный …………………., каменистый…………………….,
рыбный…………………, рыбий………………….., обидный………………., обидчивый………………..
8. Найди ошибки и исправь их.
ВЕСНА.
весна. Яркая сонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле. в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучь сонца освитил всю паляну.
9. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
10. Запиши, как правильно называют жителя(м.р), жительницу(ж.р) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.
Саратов - __________________________________________________
Киев - __________________________________________________
Пермь - __________________________________________________
11. Разгадай ребусы:
Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
_________________________________________________________________________________________________________
12.Объясни лексическое значение слов.
13. Что бы это значило?
Т М Л О С Е А -____________________________________________________________
7 3 5 4 1 6 2
Р А О В К О Р К С И А К - _______________________________________________________
3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
О К Б О К Л О О Р С К О А - ________________________________________________________
4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6
14. Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//].Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации
17. Составь и запиши рассказ по его началу.
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
Олимпиадные задания
Соедини части пословиц.
На словах и так и сяк… покажи делом.
На словах города берёт… да скупа на дела.
Не храбрись словом… а на деле ни шагу вперёд.
Щедра на слова… а на деле никак.
2.Укажи части речи в отрывке из сказки Л.Кэррола «Приключение Алисы в стране чудес».
Варсалось. Хливкие шорьки
Пырялись по ниве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О бойся Бармаглота, сын!
Он так свиреп и дик.
А в гуще рымит исполин –
Злопасный Брандышмыг!
К каждому слову подбери вначале синоним, а затем антоним.
Мощный _______________________ ____________________
Мрак __________________________ _____________________
Жара __________________________ _____________________
Счастье ________________________ _____________________
Правда ________________________ _____________________
Воля _________________________ ______________________
Друг _________________________ ________________________
Богатый ______________________ ________________________
4.Вставь слова, всегда употребляющиеся в данных фразеологизмах.
Делить шкуру неубитого _______________. Купить ________________ в мешке. ________________ в мешке не утаишь. Платить той же ________________. Беречь как ____________ ока. Согнуть в _____________ рог. Толочь __________________ в ступе. Выйти _____________ из воды. Надуться как ____________ на крупу.
5.Исправь ошибки.
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спускались с горы, а Витя слизал. Мама отварила дверь.
6. Составьте и запишите сложные слова.
Мух, ловит; овец, разводит, варит кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.
7. Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:
Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
8. К какой части речи относятся выделенные слова?
На то и печь, чтобы хлебы печь. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.