СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы факультативного курса по литературному чтению "Читаем. Понимаем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы факультативного курса по литературному чтению "Читаем. Понимаем"

Просмотр содержимого документа
«План работы факультативного курса по литературному чтению "Читаем. Понимаем"»

МБОУ «СОШ № 14 г. Владивостока»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

литературного кружка

«Читаем. Понимаем»





Составитель: Бурчинская Юлия Алексеевна,

учитель начальных классов































2019 - 2020г.

Пояснительная записка


Программа разработана на основе:

  • Федерального образовательного стандарта второго поколения с изменениями и дополнениями;

  • примерной образовательной программы начального общего образования;

  • авторской программы Н.Н. Светловской «Внеклассное чтение»;

  • образовательной программе начального общего образования ОУ;

  • учебного плана ОУ;

  • положения о РПУ


Количество занятий в неделю - 1 час

Количество занятий за год – 33 часа

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика уроков внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследования расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы.

Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности. В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.

Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Задачи: 

• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений

• формировать интерес к литературному чтению,

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся:

Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. В программу кружка включена работа с текстом: Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Универсальные учебные действия


Личностные УДД:

-формирование интереса к чтению;

- формирование мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;

-формирование эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УДД:

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.

Познавательные УДД:

-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УДД:

-Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности,

- Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.

Форма освоения спецкурса:

-Форма подведения итогов: фронтальная, индивидуальная, групповая.

-Основная форма оценки достижений обучающихся: «Работа с текстом» - рабочая тетрадь.

-Используемые технологии: игровые, продуктивного чтения.


Тематическое планироввание


п/п



Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

1

Рассказы, стихи про первоклассников.



1

Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

2

2

Из серии « Мои первые книжки». «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.



1

Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок

3

«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.


1

Учимся разгадывать загадки различной тематики.

Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование.

Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей

4

Русские народные потешки и прибаутки.

1

Учимся читать потешки и прибаутки


5

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е. Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»


1

Слушание, чтение и рассматривание книги

6

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».

Р. Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»


1

Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.

7

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»


1

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.


8 – 9

Ш.Перро «Красная шапочка»


2

Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

10

«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

1


Чтение, рассматривание книги.

11 – 12

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»


Сказки о животных

С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»


2


Чтение и рассматривание книги

13

Работа с текстом. Вариант 1. Короткие рассказы Л.Н. Толстого


1

Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя.

14

Друзья детства.

Сказки К.Чуковского «Бармалей», «Краденое солнце» и др.


1

Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».

15

Работа с текстом. Вариант 3. Короткие рассказы Чарушина

1

Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя.

16

Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»


1

Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».

17

О наших сверстниках.

Рассказы Н.Носова «Метро», «Телефон», «Леденец».


1

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.

18

Работа с текстом. Вариант 5. Короткие рассказы Л.Н. Толстого



1

Выставка книг. Работа с текстом под руководством учителя.

19




Стихи о родном крае.

И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».


1

Рассматривание сборника стихов

И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.

20

Работа с текстом. Вариант 14. Я. Тайц «Всё здесь»

1

Работа с текстом под руководством учителя. Знакомство с книгой  Алексея Комарницкого «Откуда хлеб пришёл»

21

О героях.

А.Митяев «Богатыри»


1

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»

22




О доброте.

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».


1




Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.

23


Работа с текстом. Вариант 15. В. Осеева «Просто старушка»

1

Работа с текстом под руководством учителя.

24

«Поговорим о наших мамах»

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.


1




Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение. Заучивание одного стихотворения наизусть.

25

«В стране Вообразилии»

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

1

Рассматривание сборника

Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения.

26


Работа с текстом. Вариант 7. А. Тихонов «Скворец»

1

Работа с текстом под руководством учителя.



27

Знакомые незнакомцы.

Рассказы Н.Сладкова «Как медвежонок сам себя напугал» и др.



Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

28

Работа с текстом. Вариант 18. По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»


1


Работа с текстом под руководством учителя.

29






О любимых игрушках.

Э. Успенский «Чебурашка»


1




Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.

О любимых игрушках.

А. Барто «Игрушки»

30

Работа с текстом. Вариант 22. В. Осеева «Три товарища»

1

Работа с текстом под руководством учителя.

31

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»


1






Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика - семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка.

32

Про школу. С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»


1




Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.

33

Итоговое занятие «Как хорошо уметь читать!»

Что читать летом

1

Итоговое занятие.


Литература:

Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!