Когда-то некий мудрец говорил: искусство образовывать людей - самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта была правдивой во все времена, но особенно сейчас, на современном этапе, так как социальные требования к школе качественно изменились.
Развитие системы образования в нашем государстве рассматривается как один из главных приоритетов социально-экономической политики. Вопрос качества образования - это вопрос будущего нашей страны, основа формирования инновационного потенциала Казахстана.
Президент страны Н.Назарбаев в своем поручении «Казахстан – 2050: Одна Цель, одна идея, одно будущее!» отмечает, что одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования.
Современная школа требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться в динамично развивающемся мире, творчески реализовать себя во всех сферах жизни общества. Следовательно, и мы, учителя, должны строить свою работу с учетом этих изменений. Необходимо отойти от стереотипов, изменить технологию педагогического труда. Сегодня мы должны готовить ребенка к профессиональной мобильности, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. В этой связи особую актуальность приобретают формирование новой образовательной среды, безопасность функционирования учреждения, организация качественного медицинского обслуживания, питания, взаимодействие образовательных учреждений с иными организациями социальной сферы, создание безбарьерной среды. Необходимо изменить подходы к преподаванию и обучению, где ученик будет являться не объектом, а субъектом образовательного процесса.
А чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время (Элберт Хаббард). Также нам известно, что хорошо спланированное дело - наполовину выполненное. Режим времени - первый шаг. Составление плана - второй. Борьба за выполнение плана - третий и решающий на пути действенной рационализации расходования своего и чужого времени. И, что очень важно: эвалюация, которая также предусмотрена в данном плане. Она помогает определять уровень развития образовательного процесса, оценивать каждый шаг деятельности и рассчитывать дальнейшие шаги..
Предлагаю Вашему вниманию план работы команды развития нашей школы.
№ | мероприятия | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь |
1 | Заседания команды развития | 07.09. Утверждение плана развития школы на 2015-2016 учебный год | 05.10. О работе сетевого сообщества школы | 09.11. О работе СМИ (газета, радио,ТВ) | 07.12. О процессе менторинга | 11.01. Результаты диагностических исследований по внедрению новых подходов в образовательном процессе |
2 | Развитие сетевого сообщества | В течение месяца 1.Вовлечение в работу сетевого сообщества учителей, учащихся, родителей. 2.Участие в сетевом сообществе района, областном, республиканском и др. | В течение месяца Обобщение опыта работы на интернет страницах (постоянно) | В течение месяца Общение в сетевом сообществе для решения педагогических проблем и обмена опытом | В течение месяца Общение в сетевом сообществе для решения педагогических проблем и обмена опытом | В течение месяца Общение в сетевом сообществе для решения педагогических проблем и обмена опытом |
3 | Работа почтового ящика «Доверие» (обратная связь) | В течение месяца Обзор писем, рассмотрение предложений, рекомендаций. Работа по решению вопросов участников образовательного процесса | В течение месяца Обзор писем, рассмотрение предложений, рекомендаций. Работа по решению вопросов участников образовательного процесса | В течение месяца Обзор писем, рассмотрение предложений, рекомендаций. Работа по решению вопросов участников образовательного процесса | В течение месяца Обзор писем, рассмотрение предложений, рекомендаций. Работа по решению вопросов участников образовательного процесса | В течение месяца Обзор писем, рассмотрение предложений, рекомендаций. Работа по решению вопросов участников образовательного процесса |
4 | Работа школьного СМИ (газета, радио, телевидение) | 1-5.09. Организационная работа по деятельности СМИ | В течение месяца Освещение вопросов по деятельности школы Периодичность выпусков: 1.Газета -1 раз в 2 нед 2.Радио – 1 раз в нед 3.Телевидение 1 раз в месяц | В течение месяца Освещение вопросов по деятельности школы Периодичность выпусков: 1.Газета -1 раз в 2 нед 2.Радио – 1 раз в нед 3.Телевидение 1 раз в месяц | В течение месяца Освещение вопросов по деятельности школы Периодичность выпусков: 1.Газета -1 раз в 2 нед 2.Радио – 1 раз в нед 3.Телевидение 1 раз в месяц | В течение месяца Освещение вопросов по деятельности школы Периодичность выпусков: 1.Газета -1 раз в 2 нед 2.Радио – 1 раз в нед 3.Телевидение 1 раз в месяц |
5 | Работа менторинга | 1-5.09. 1.Определение менторов и подопечных 2.Составление и утверждение плана менторинга | В течение месяца Посещение уроков подопечных Цель: выявление барьеров в преподавании | В течение месяца Выявление барьеров в преподавании | В течение месяца Взаимопосещение менторов и подопечных, анализ | В течение месяца Консультации по возникающим проблемам |
6 | Проведение коучингов с учителями | | 6.10. Коучинг на тему: «Как эффективней использовать Модуль «Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми» | 17.11. Коучинг на тему: «Значение формативного оценивания для успешности обучения учащихся» | 08.12. Коучинг на тему: « Применение стратегий критического мышления для повышения эффективности урока» | 19.01. Коучинг на тему: «Формы и виды использования ИКТ на уроках» |
7 | Проведение мастер-классов | | 6.10. Мастер – класс по теме: «Как эффективней использовать Модуль «Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми | 17.11. Мастер –класс по теме: «Значение формативного оценивания для успешности» | 08.12. Мастер класс по теме: « Применение стратегий критического мышления для повышения эффективности урока» | 19.01. Мастер – класс по теме: «Формы и виды использования ИКТ на уроках» |
8 | Проведение Lesson Study | | 1-31.10. 5 класс Цель: Определить эффективные формы и методы работы для устранения барьеров в обучении учащихся | 16-30.11. 10 класс Цель: Определить эффективные формы и методы работы для устранения барьеров в обучении учащихся 16-30.11. 6 класс Цель: Определить эффективные формы и методы работы для устранения барьеров в обучении учащихся | 2-15.12. 10 класс Цель: Определить эффективные формы и методы работы для устранения барьеров в обучении учащихся 2-19.12. 7 класс Цель: Определить эффективные формы и методы работы для устранения барьеров в обучении учащихся | 11-30.01. 8 класс Цель: Определить эффективные формы и методы работы для устранения барьеров в обучении учащихся |
9 | Диагностическая работа по изучению изменений работы школы | 7-19.09. Анкетирование с Родителями, учителями и учащимися Цель: Изучение потребностей респондентов | | В течение месяца Интервьюирование учителей, родителей и учащихся (обратная связь по определению и устранению проблем) | 7-26.12. Анкетирование учащихся: Цель: Изучить эффективность влияния внедрения новых технологий в образовательный процесс | 11-16.01. Анкетирование родителей Цель: Изучение потребностей и рекомендаций по обучению учащихся |
10 | Деятельность над разработкой авторских программ | 1-09. Утверждение авторских программ по предметам | В течение месяца Работа по созданию авторских программ | В течение месяца Работа по созданию авторских программ | В течение месяца Работа по созданию авторских программ | В течение месяца Работа по созданию авторских программ |
11 | Эвалюация инновационной деятельности | Инструментарий: листы наблюдения, листы анализа, фото, видео, анкеты, таблицы по сравнению результатов, планы уроков и внеклассных мероприятий, интервью, отзывы, работы учащихся и учителей, протоколы, диаграммы, портофолио, переписка в интернете, классные журналы, дневники учащихся, сертификаты, результаты достижений, материалы в интернете, авторские программы, отчеты, газетные статьи и другое |
№ | мероприятия | февраль | март | апрель | май |
1 | Заседания команды развития | 08.02. Об эффективности внедрения Lesson Study в практику | 01.03. О результатах работы по созданию авторских программ | 05.04. О результативности коучингов, мастер - классов | 17.05. 1.Подведение итогов деятельности команды развития школы. Разработка дальнейших шагов развития |
2 | Развитие сетевого сообщества | В течение месяца Участие в конкурсах, олимпиадах (постоянно) | | | Подведение итогов работы сетевого сообщества школы за 2015-2016 уч.год |
3 | Работа почтового ящика «Доверие» (обратная связь) | Работа по решению вопросов участников образовательного процесса |
4 | Работа школьного СМИ (газета, радио, телевидение) | Освещение вопросов по деятельности школы Периодичность выпусков: 1.Газета -1 раз в 2 неделю 2.Радио – 1 раз в неделю 3.Телевидение 1 раз в месяц |
5 | Работа менторинга | В течение месяца Совместные посещения уроков и внеклассных мероприятий, анализ | В течение месяца Индивидуальные консультации по возникающим проблемам | В течение месяца Посещение уроков подопечных, составление мониторинга | 16-17.05. Подведение итогов работы по менторингу |
6 | Проведение коучингов с учителями | 09.02. Коучинг на тему: «От лидерства учителей к развитию лидерских качеств у учащихся» | 02.03. Коучинг на тему: «Использование новых подходов в преподавании и обучении для успешной социали-зации учащихся» | 13.04. Коучинг на тему: «Формы и методы организации урока с учетом возрастных, психологических особенностей» | |
7 | Проведение мастер-классов | 09.02. Мастер – класс по теме: «От лидерства учителей к развитию лидерских качеств у учащихся» | 02.03. Мастер – класс по теме: «Использование новых подходов в преподавании и обучении для успешной социали-зации учащихся» | 13.04. Мастер – класс по теме: «Формы и методы организации урока с учетом возрастных, психологических особенностей» | |
8 | Проведение Lesson Study | 1-29.02. 4 класс Цель: Определить эффективные формы и методы работы для устранения барьеров в обучении учащихся | 1-19.03. 5-9класс Цель: Определить эффективные формы и методы работы для устранения барьеров в обучении учащихся | | |
9 | Диагностическая работа по изучению изменений работы школы | | 15-27.03. Анкетирование учителей Цель: Уровень эффективного использования новых подходов в преподавании и обучении. Выявление барьеров. | | |
10 | Деятельность над разработкой авторских программ | 1-5.02. Утверждение авторских программ по предметам | В течение месяца Работа по созданию авторских программ | В течение месяца Работа по созданию авторских программ | Подведение итогов по созданию авторских программ |
11 | Эвалюация инновационной деятельности | Инструментарий: листы наблюдения, листы анализа, фото, видео, анкеты, таблицы по сравнению результатов, планы уроков и внеклассных мероприятий, интервью, отзывы, работы учащихся и учителей, протоколы, диаграммы, портофолио, переписка в интернете, классные журналы, дневники учащихся, сертификаты, результаты достижений, материалы в интернете, авторские программы, отчеты, газетные статьи и другое |
Нужно отметить, что плох тот план, который нельзя изменить. Поэтому, план у нас мобильный, мы его корректируем, модернизируем, перестраиваем в соответствии с обстоятельствами текущего времени. В то же время, остов остается неизменным.
Задачи, проблемы и вопросы, которые нам предстоит решать в последующем, можно продолжать бесконечно. Потому что они также нескончаемы, как и сама жизнь, задающая все новые и новые задачки со многими неизвестными. Какие-то мы сумеем решить уже сегодня, что-то станет нашим домашним заданием. Убеждена, что нам все это вполне по силам.
Мы на правильном пути! И нас непременно ждет успех, который может быть только общим!