Этапы | Шаг | Деятельность, мероприятия |
Адаптационный | 1. | Беседа: Знакомство с молодым педагогом, с достижениями молодого педагога, оценка портфолио (при наличии), резюме, материалов личного дела – образование, курсы и т.д. |
2. | Совместное изучение регламентирующих наставничество документов (приказа о закреплении наставника, положения о наставничестве, понимание сущности и задач совместной деятельности) |
3. | Входная диагностика: Выявление уровня профессиональной компетентности, запросов, затруднений (через анкетирование, собеседование, изучение документов) |
4. | Мотивация подопечного через представление достижений коллектива, знакомство с традициями и опытом коллектива |
Проектировочный | 5. | Совместное целеполагание: выработка целей и задач работы на год |
6. | Планирование: Составление плана индивидуального развития и путей совместных действий |
7. | Анализ индивидуального плана развития молодого специалиста на предмет достижимости целей через мероприятия плана: путем сопоставления поставленных целей и содержания плана |
8. | Диагностика по выявлению затруднений в профессиональном становлении, связанных с психологическими особенностями молодого педагога, планирование работы с психологом |
9. | Проектировочная работа по подготовке основных документов педагога (планы уроков, КТП, рабочие программы) |
Основной | 10. | Координационная деятельность в процессе реализации плана индивидуального развития |
11. | Текущая совместная работа: подготовка, проведение и посещение уроков, их анализ. Совместное участие в деятельности педагогических сообществ, методической работе. Оценка действий подопечного и своевременная коррекция его поведения, помощь в подготовке докладов, выступлений, методических разработок |
Контрольно-оценочный | 12. | Итоговая диагностика: контрольные посещения уроков, тестирование, анкетирование |
13. | Отчет молодого педагога: по предложенной форме, через участие в выставке наработок педагога за год и др. |
14. | Совместный анализ результативности индивидуального плана развития молодого специалиста путем сопоставления поставленных и достигнутых целей. Рефлексия |
Сроки проведения | Организация работы по предмету | Работа с документацией | Планирование воспитательной работы | Контроль за деятельностью молодого специалиста |
Сентябрь | Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах. Участие в заседании методического объединения | Изучение нормативно-правовой базы школы. Занятие «Как вести классный журнал, запись замены уроков» | План – характеристика классов | Посещение уроков молодого специалиста с целью знакомства и выявления затруднений |
Октябрь | Составление планов уроков (технологических карт, в соответствии с требованиями ФГОС) Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» Собеседование по предварительным итогам четверти. | Выполнение единых требований к ведению тетрадей. | Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё. Анализ педагогических ситуаций | Посещение уроков и их анализ |
Ноябрь | Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся. Консультации по самоанализу урока. Обсуждение схемы анализа урока Участие в заседании методического объединения; Выбор темы по самообразованию. Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета. Подготовка и участие в школьном этапе конкурса «Учитель года» | Составление отчётов, аналитических справок. | Предупреждение педагогической запущенности обучающихся Индивидуальные беседы с классными руководителями. Посещение классных часов, мероприятий опытных учителей. Посещение родительских собраний. | Проверка выполнения программ. Дискуссия: трудная ситуация на занятии и выход из нее. Анализ педагогических ситуаций |
Декабрь | Организация индивидуальной работы с учащимися. Анализ результатов 1 полугодия. Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету | Знакомство с условиями аттестации педагога. Методика подготовки к конкурсам, играм по предмету | Тренинг: Учусь строить отношения. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций | Проверка выполнений программы. |
Январь | Анализ контрольных работ, работ над ошибками. Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке | Помощь в оформлении презентаций, проектов, исследовательских работ (в рамках организации проектной деятельности) | Анализ педагогических ситуаций | Коррекция планов по самообразованию. Проверка ведения тетрадей. |
Февраль | Методы активизации познавательной деятельность учащихся. Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе | Участие педагога в конкурсах, семинарах, конференциях | Индивидуальные беседы с родителями. | Анализ участия педагога в конференциях, конкурсах. |
Март | Инновационные процессы в обучении. Подготовка к участию в Неделе молодых специалистов. Виды контроля на разных этапах изучения программного материала. | Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы (выступление по теме самообразования) | Посещение родительских собраний. | Проверка выполнения программ. |
Апрель | Организация повторения. Подготовка к годовым контрольным работам, промежуточным экзаменам | Составление итоговых тестов для проверки, материалов для экзамена. Методика подготовки обучающихся к промежуточным и итоговым экзаменам | Анализ педагогических ситуаций | Анализ итоговых контрольных работ |
Май | Организация проверки ЗУН учащихся. Анализ процесса адаптации молодого специалиста (индивидуальное собеседование) | Оформление документации. Помощь в составлении отчётов. Анкетирование: профессиональные затруднения. | Анализ итогов воспитательной работы. | Собеседование по итогам за год. (Успеваемость, качество выполнения программ). Участие в мероприятиях школы, района, округа, страны. |