Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Невонская школа
Программа учителя математики
Летуновой Татьяны Серафимовны
по работе с одаренными учащимися
2019 – 2020 учебный год
Программа работы с одаренными детьми.
Цель программы: Обеспечение оптимальных условий реализации потенциала ученика, в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Задачи:
1. Развить творческое мышление личности ученика;
2. Обогатить учебное содержание путем углубленного и расширенного изучения отдельных тем, проблем.
3. Формировать индивидуальный опыт математического творчества.
Ожидаемый результат:
1. Овладение учащимся навыками самостоятельной и исследовательской работы;
2. Овладение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;
3. Защита работы на школьной УИК.
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год.
Пояснительная записка
Индивидуальная стратегия обучения - это основанный на прогнозе общий план (программа) совместных действий учителя и ученика, определяющих ближайшую перспективу интеллектуального и личностного развития школьника в процессе изучения выбранного предмета или какой-либо предметной области. Она поддерживается комплексом дидактических средств и предусматривает оказание психолого-педагогической помощи. Таким образом, появляется реальная возможность практически осуществлять личностно ориентированный подход.
Образовательные результаты одаренного (мотивированного) ученика во многом зависят от содержания учебных программ, с помощью которых осуществляется обучение. Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.
Главная задача учителя не только составить индивидуальную программу, но и в последствии помочь реализовать её, двигаться по этой образовательной траектории, причем в нужном темпе, оценивая учеников только относительно собственных продвижений. Здесь особенно важно научится замечать каждую мелочь, каждый шаг, научить получать удовольствия от сделанной работы, при этом не выполнять ничего за ученика. Нужно учитывать и то, что «рост» может быть быстрым, активным, наглядным, а возможно – медленным, менее очевидным.
В соответствии с методом «развивающегося дискомфорта» надо не только не бояться сложных, негативных ситуаций, но и разумно их использовать для поступательного движения развития личности. Легкое учение не развивает ученика, хотя слишком трудное пугает. Поэтому для одаренных детей на уроках надо предполагать большую нагрузку; предоставлять им значительный объем работы для самостоятельного изучения вне урока. Принципиально важно давать ученику возможность выбора. Это может быть выбор уровня трудности теоретической задачи, выбор объема работы и т.д. Познавательная активность учащихся очень четко и ярко проявляется при решении задач творческого характера, так называемых креативных задач.
Программа допускает возможность корректировки и видоизменения тематического содержания в процессе обучения. Большую роль играют личностные цели ученика, личностное содержание его образования, рефлексия ученика, выводящая его на самоконтроль и самооценку.
Этапы образовательной деятельности ученика
Рассмотрим этапы организуемой учителем образовательной деятельности ученика при выборе темы и написании исследовательской работы.
Первый этап - диагностика учителем уровня развития и степени выраженности личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или ее части.
Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования учеников, т. е. количество и качество имеющихся у ученика представлений, информации, знаний, умений и навыков по предстоящей предметной теме.
Диагностическая направленность первого этапа не означает отсутствие предметной деятельности ученика и выполнения им заданий по изучаемой теме. Диагностика проводится на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов по теме, обзорного знакомства с темой, выбора учеником заданий разного типа, тестирования.
Второй этап - фиксирование учеником, а затем и учителем фундаментальных образовательных объектов в предметной области или ее теме с целью обозначения предметности дальнейшего познания.
Третий этап - выстраивание системы личного отношения ученика к освоению предстоящей темы.
Четвертый этап - программирование учеником индивидуальной образовательной деятельности.
На этом этапе ученик создает индивидуальные программы обучения на обозначенный период (урок, день, неделю, четверть, год). Эти программы являются образовательным продуктом организационно - деятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ученика.
Пятый этап - деятельность по реализации индивидуальной образовательной программы учеником. Ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели - план - деятельность - рефлексия - сопоставление полученных продуктов с целями - самооценка. Данный цикл реализуется многократно до усвоения всех его элементов. Моя роль сводится к алгоритмизации индивидуальной деятельности ученика, вооружению его соответствующими способами деятельности: поиском средств работы, ориентацией в проблеме, выделением критериев анализа работы, рецензированием, оцениванием и др.
Шес той этап - рефлексивно-оценочный.
Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности, фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальной программы занятий. Ученик осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области.
Индивидуальный план и технологическая карта
Работа с одаренными учащимися по данной технологии позволяет добиваться положительных результатов: повышается качество знаний и уровень общеучебных умений и навыков учащихся; активизируется их мыслительная деятельность, креативные и когнитивные способности, повышается интерес к изучению математики. Практическим руководством в реализации индивидуальной стратегии обучения для ученика становится индивидуальный план.
Тематическое планирование занятий на 2019-2020 учебный год.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1-2. | Определение склонностей ребенка (анкет-е) | 2 | 2.09-7.09 | |
3-4. | Структура исследовательской работы Требования к процессу исследования | 2 | 9.09.-14.09 | |
5-6. | Цель исследования, гипотеза, задачи исследования | 2 | 16.09.-21.09 | |
7-8. | Выбор темы исследования (проблема) | 2 | 23.09-28.09 | |
9-10 | Обзор литературы по проблеме, методика исследования | 2 | 3.10-8.10 | |
11-12 | Структура реферата. | 2 | 10.10-15.10 | |
13-14 | Консультация по работе | 2 | 17.10-21.10 | |
15-16 | Консультация по работе | 2 | 24.10-28.10 | |
17-18 | Консультация по работе | 2 | 7.11-12.11 | |
19-20 | Консультация по работе | 2 | 14.11-19.11 | |
21-22 | Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности | 2 | 21.11-25.11 | |
23-24 | Приложения. | 2 | 28.11-3.12 | |
25-26 | Выводы | 2 | 5.12-10.12 | |
27-28 | Реферат (подготовка, оформление и процедура защиты | 2 | 12.12-17.12 | |
29-30 | Общие требования и правила оформления текстов (исследовательские работы, рефераты ) | 2 | 19.12-24.12 | |
31-32 | Процедура защиты. | 2 | 26.12-30.12 | |
33-34 | Работа над презентацией | 2 | 16.01-21.01 | |
35-38 | Подготовка и защита на школьной научно-практической конференции | 4 | 23.01-28.01 | |
39-40 | Анализ конференции | 2 | 30.01-4.02 | |
41-43 | Работа над замечаниями экспертов | 2 | 6.02-11.02 | |
44-54 | Изучение литературы и продолжение исследования | 10 | 13.02- 17.03 | |
55-70 | Индивидуальная работа | 10 | 26.3-26.05 | |
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
«Графики тоже могут улыбаться».
"Искусство отгадывать числа".
"Графы вокруг нас"
"Лабиринты. Поиск выхода"
"Симметрия в математике и архитектуре"
"Метод областей"
"Линейные уравнения с параметрами"
Зачем нужны геометрические преобразования?
Математика в современной экономике.
Математика и искусство.
Математика – теория или практика?
Математические коллекции (софизмы, невозможные коллекции и интересные числа).
Мир многогранников.
(7 класс) - Системы счисления. Магические квадраты. Задачи на вычисление длины, площади и объема. В мире симметрии. Рисуем по координатам. Геометрические головоломки.
(8 класс) - История математики: старинные задачи. Античная математика. Загадки пирамиды. Модуль и графики. В мире иллюзий. Математические графы их виды и назначение. Развитие математики. Пифагор и его теорема. Пифагореизм. Виет и его теорема.