Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижне-Калиновская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Нижне-Калиновская СОШ
______________________Сысоенко Л.Б.
План работы
с одарёнными детьми
по географии
на 2021-2022 учебный год
учитель географии: Сысоенко Людмилы Борисовны
Программа работы с одаренными детьми на уроках географии
Одаренность человека – это маленький росточек,
Концепция программы
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Целью программы является:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;
3. Развивать у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
3.Укрепление положительной мотивации к учению.
Задачи:
совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии, биологии, экологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.
активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Этапы реализации:
Программа включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.
Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе, при изучении курса географии, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.
На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам.
Третий этап- реализация их потенциальных возможностей.
Уже с шестого класса привлекаю их к проектно-исследовательской работе. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференций.
Ресурсное обеспечение:
- наличие учебной аудитории;
- библиотечный фонд – наличие литературы
- ИКТ
Критерии эффективности:
1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
2. Отсутствие неуспевающих по предмету;
3. Увеличение количества обучающихся выбирающих географию и биологию как экзамен с успешной сдачей его;
4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня:
5. Результаты реализации программы.
Результатом реализации программы должно стать:
положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
повышению качества образования по географии;
формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.
Основные мероприятия программы:
разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
использование технологии личностно – ориентированного обучения;
приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
организация исследовательских и творческих работ школьников.
Направление 1 - «Организационно-методическое сопровождение одаренных детей»
Задачи:1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.
№ п/п | Мероприятия | Планируемый результат |
| Участие обучающихся в предметных олимпиадах | Приказы о проведении олимпиад, о направлении учащихся на районные, региональные олимпиады |
| Организация участия обучающихся в: -Дистанционных всероссийских олимпиадах, -Интеллектуальных конкурсах, Интернет – проектах. |
| Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории |
| Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление | |
Направление 2 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»
Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми
№ п/п | Мероприятия | Планируемый результат |
| Анализ результатов работы с одаренными детьми. | Аналитические материалы |
Направление 3 - «Стимулирование одаренных обучающихся к участию в предметных олимпиадах»
Задачи: 1. Совершенствовать систему поощрения одарённых детей.
№ п/п | Мероприятия | Планируемый результат |
| Создание портфолио одаренных детей | Портфолио |
| Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями | |
При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как:
разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения;
использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору;
дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников;
использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.
Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по географии
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:
составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
предоставить ученику:
название темы;
план изучения темы;
основные вопросы;
понятия и термины, которые он должен усвоить;
практические работы;
список необходимой литературы;
формы контроля;
задания для самопроверки.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
Предмет;
Дата и время консультаций;
Главные рассматриваемые вопросы;
Время работы с темой по программе;
Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
Невыясненные вопросы.
Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по географии разных уровней.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом.
И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).
Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
расширение кругозора, развитие творческих способностей.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.
На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.
Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.
На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:
выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
определение темы и цели исследования;
формулирование и отбор полезных гипотез;
определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
разграничение допущений и доказанных положений;
планирование проверки гипотезы;
планирование результата;
составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
систематизация фактов, явлений;
интерпретация данных;
использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
установление аналогий;
формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
решение задачи в новой ситуации;
написание творческого сочинения, реферата.
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам.
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса географии, а также за рамками школьной программы по предметам.
Формы подведения итогов реализации программы
участие в республиканских, районных олимпиадах;
практические работы;
работа с картой;
тестирование;
самоконтроль,
взаимопроверка,
фронтальный опрос,
индивидуальный устный опрос,
обобщающая беседа по изученному материалу;
презентация;
итоговая зачётная работа.
Критерии оценки результата:
Выполнено 70% и более – высокий уровень;
50 – 70% - средний уровень;
Менее 50% - низкий уровень.
Условия реализации программы:
наличие кабинета;
наличие теоретического, справочного материала;
наличие дидактического материала;
наличие ПК и электронного адреса у педагога и учащихся (желательно).