СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с одаренными детьми

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы с одаренными детьми»



Программа и план работы

с одаренными детьми

по биологии














Учитель биологии Прошкина А.Ф.




2018/2019- 2021/2022гг.



















Цель программы:

Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

1. развитие творческой, исследовательской активности детей;

2. развитие творческого мышления;

3. развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.

4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

5. Создать условия для самореализации одарённых детей.

6. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

Аналитическая справка.

Накоплен определенный опыт работы с одарёнными детьми.

• В начале учебного года проводится опрос учащихся о возможном участии в школьных и районных олимпиадах, конкурсах и фестивалях.

• Учащимся своевременно предоставляется информация и положения о проведении конкурсов.

• Создан банк данных результатов участия детей в конкурсах.

Программа разработана для обучающихся возраста 11 -17 лет.

Пояснительная записка

1. Выявление одаренных детей.

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяют три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественные скачки в развитии из способностей;

  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  1. Формы работы с одаренными учащимися.

  • занятия с сильными учащимися;

  • конкурсы;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам.

План работы с одарёнными детьми


Мероприятие

Сроки

1

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

сентябрь



2

Выявление одаренных детей. Проведение тест- методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся

октябрь

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

в течение года

4

Участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах

ежегодно

5

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся

Регулярно

6

Разработка планов индивидуальной работы с детьми;

  • проведения занятий с детьми;

  • отработка форм, методов, приёмов работы;

  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

Еженедельно

7

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе

май

Тематический план занятий.

Название темы:

1. Развитие умения видеть проблемы.

2. Наблюдение как способ видения проблем.

3. Развитие умения выдвигать гипотезы.

4. Развитие умения задавать вопросы.

5. Развитие умения давать определения понятиям.

6. Развитие умения классифицировать.

7. Развитие умений и навыков взаимодействовать с парадоксами.

8. Развитие умения наблюдать.

9. Развитие умений и навыков экспериментирования.

10. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

11. Развитие метафоричности мышления.

12. Развитие дивергентного и конвергентного мышления.

Структура занятия.

1. Беседа ведущего с детьми, направленная на включение детей в тему и проблематику занятия.

2. Выполнение упражнений, направленных на развитие навыков исследовательской деятельности и творческого мышления.

3. Выполнение проектов по заданным темам.

4. Представление и защита выполненных проектов.

5. Обсуждение занятия. Подведение итогов.

Результаты реализации программы.

Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова­тельных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Методы работы:

-анкетирование, опрос;

- собеседование;

- тестирование;

- анализ литературных источников;

- творческие работы;

- метод прогнозирования;

- метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

- творческие мастерские;

- групповые занятия с сильными учащимися;
- занятия в кружке;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

Содержание программы

  1. Диагностика обучающихся – методика оценки общей одаренности.

  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработан широкий спектр заданий, исходя из конкретной учебной ситуации и учёта особенностей ребенка, уровня его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности (задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятия, расположение понятий от частных к общим, задания на развитие творческого мышления, задания на выполнение исследовательских и творческих проектов, задания на прогнозирование ситуаций и др.)

3. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (кружок) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.

Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

- наличие учебной аудитории;

- библиотечный фонд – наличие литературы;

- ИКТ.

Критерий эффективности:

1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;

2. Отсутствие неуспевающих по предмету;

3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его;

4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня;

5. Результаты реализации программы.

Индивидуальная работа с учащимися (подготовка к олимпиадам, конкурсам, научным конференциям и т.д.)

2018-2019 уч. год

Олимпиады

Число участников


Число призёров

Число победителей

1.школьные

14

3

7

2. муниципальные

3

0

1 (Акимов Н)

3. областные




4. межрегиональные «Будущие исследователи – будущее науки»

1 (биология)

1

Участник

Проведение внеклассных мероприятий по предмету:

- Тематический классный час в 8 классе «Вред курительных смесей и энергетических напитков»

- Тематический классный час в 10 классе «СПИД – чума 21 века», "Наркомания - страшная болезнь. Взлет и падение".

- Лекция в 10 классе «Некоторые аспекты патологического воздействия на организм человека слабоалкогольных напитков. Пивной плен».

- Конкурс рисунков «Животные Красной книги», посвящённый Всемирному дню защиты животных.

Результаты ЕГЭ по биологии в 11-х классах:

Ф.И.О. учащихся

Количество баллов


1. Акимов Н.

68




2019-2020 уч. год

Олимпиады

Число участников


Число призёров

Число победителей

1.школьные

14

3

7

2. муниципальные

3

1

1 (Баулина А.)

3. областные







Результаты ЕГЭ по биологии в 11-х классах:

Ф.И.О. учащихся

Количество баллов


1. Баулина Алена

69

2. Антонова Мария

48




Индивидуальная работа с учащимися (подготовка к олимпиадам, конкурсам, научным конференциям и т.д.)

2020-2021 уч. год

Олимпиады

Число участников


Число призёров

Число победителей

1.школьные

7

0

1

2. муниципальные

3

0

1 (Рязанова О.)

3. областные

1 (Рязанова О)



4. Экологическая олимпиада школьников «Подрост»

3





Результаты ЕГЭ по биологии в 11-х классах:

Ф.И.О. учащихся

Количество баллов









Проведение внеклассных мероприятий по предмету:

- Экологический урок в 5-х классах, посвящённый Всероссийскому дню экологии и охраны окружающей среды с просмотром видеоролика «Экологическая культура» и видеофильма «Уроки экологии».

- Беседа в 7 классе «Иммунитет и здоровье».

- Конкурс компьютерных презентаций «Любопытные факты из жизни животных», посвящённый Всемирному дню защиты животных.

- Конкурс рисунков «Животные Красной книги», посвящённый Всемирному дню защиты животных.

- Беседа в 8 классе «Врождённые и наследственные заболевания человека, их профилактика».

- Выступление победителей и призёров НИК по биологии перед учащимися 6-7 классов.


Участие в интернет-проектах

- «Алые паруса» проект для одарённых детей социальной сети nsportal.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!