Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
План работы
с одарёнными обучающимися
2А класса
учителя начальных классов
Ерёменко С.А.
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Характеристика одарённых детей.
Начнем с того, что определимся с самим понятием:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи развития:
развитие личности одаренных учащихся;
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
развитие позитивной Я-концепции;
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений;
развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность .
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
- видом одарённости;
- возрастом ребёнка;
- социальным статусом семьи ребёнка;
- уровнем одарённости;
- активностью самого ребёнка;
Список одаренных детей
Математика:
Гуливец Максим
Вечерка Владимир
Русский язык:
Шабаев Ярослав
Календарно-тематическое планирование занятий по математике
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Сроки проведения |
1. | Диагностическое обследование | 1 | сентябрь |
2. | Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание». | 2 | сентябрь |
3. | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | 3 | октябрь |
4. | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | 2 | Октябрь, ноябрь |
5 | Задачи ловушки , шутки. | 3 | Ноябрь, декабрь |
6. | Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты» | 3 | декабрь |
7. | Задачи связанные с величинами | 1 | январь |
8. | Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения | 2 | январь |
9. | Решение логических задач | 2 | Январь,март |
10 | Решение логических задач | 2 | февраль |
11 | Задачи на упорядочение множеств | 2 | март |
12 | Задачи решаемые с помощью графов | 2 | май |
13 | Комбинаторные задачи | 1 | декабрь |
14 | Олимпиадные задачи | 1 | январь |
15 | Олимпиадные задачи | 1 | февраль |
16 | Олимпиадные задачи | 1 | апрель |
17. | Олимпиадные задачи | 1 | май |
18 | Тестовые задания, игры, ребусы. | 1 | В течение года |
| | | |
Используемая литература :
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.
2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.
3.Интернет ресурсы.
4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.
5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.
6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»
Календарно – тематическое планирование занятий по русскому языку
№п.п. | Название темы занятия | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Тестирование | 1 | сентябрь |
2 | Как обходились без письма? Древние письмена. | 1 | сентябрь |
3 | Кто-кто в алфавите живет? | 1 | сентябрь |
4 | Вопросы для любознательных. | 1 | сентябрь |
5 | Тесты по теме. | 1 | октябрь |
6 | В путь за «главным» правилом. | 1 | октябрь |
7 | «Ошибкоопасные» места. Опасные согласные | 1 | октябрь |
8 | Тестовые задания, игры, ребусы. | 2 | октябрь |
9 | Пословицы и поговорки | 2 | ноябрь |
10 | Тестовые задания | 1 | ноябрь |
11 | Память и грамотность. | 1 | декабрь |
12 | Из чего строятся слова? | 1 | декабрь |
13 | Где же хранятся слова? | 1 | декабрь |
14 | Дерево из слов. | 1 | декабрь |
15 | Тестовые задания | 1 | январь |
16 | Олимпиадные задания | 1 | январь |
17 | Самые трудные | 1 | январь |
18 | Тестовые задания | 1 | февраль |
19 | Слова «родственники».Кто командует корнями? | 1 | февраль |
20 | Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман». | 1 | февраль |
21 | Олимпиадные задания | 1 | март |
22 | Словосочетания и их построение. | 1 | март |
23 | Синтаксис | 1 | март |
24 | Работа с толковым словарем. | 1 | апрель |
25 | Тестовые задания | 1 | апрель |
26 | Олимпиадные задания | 1 | апрель |
27 | Олимпиадные задания | 1 | апрель |
28 | Олимпиадные задания | 1 | май |
29 | Виды предложений. | 1 | май |
30 | Олимпиадные задания | 1 | февраль |
31 | Тестовые задания, игры, ребусы. | 1 | май |
Календарно – тематическое планирование занятий по окружающему миру
№п.п. | Название темы занятия | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Изучение природы человеком. Естественные науки. | | |
2 | Практическая работа №1 «Великие естествоиспытатели | | |
3 | Методы изучения природы. | | |
4 | Подготовка к олимпиаде по окружающему миру | | |
5 | Полезные ископаемые, горные породы, минералы | | |
6 | Практическая работа №2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований » | | |
7 | Вселенная | | |
8 | Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение | | |
9 | Подготовка к олимпиаде по окружающему миру | | |
10 | Олимпиада по окружающему миру | | |
11 | Практическая работа №3 «Ветер. Погода. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра» | | |
12 | Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. | | |
13 | Вещества простые и сложные. | | |
14 | Суша планеты. | | |
15 | Подготовка к олимпиаде по окружающему миру | | |
16 | Подготовка к олимпиаде по окружающему миру | | |
17 | Олимпиадные задания | | |
18 | Олимпиада по окружающему миру | | |
19 | Олимпиада по окружающему миру | | |
20 | Уникальность планеты Земля. | | |
21 | Вредные привычки и их профилактика. | | |
22 | Среда обитания человека | | |
23 | Подготовка к олимпиаде по окружающему миру | | |
24 | Олимпиада по окружающему миру | | |
25 | Проектно-исследовательская деятельность | | |