Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… , поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли
В педагогической среде часто обсуждается вопрос о «трудных» учениках. Многие учителя считают, что с «трудным» учеником можно проводить учебно-воспитательную работу только тогда, когда он «исправится», станет совершенно другим. Если же исправить ученика не удаётся, то единственный выход – избавиться от него.
В этом году у меня в классе появился ребёнок , который в ноябре 2021 года был поставлен на учёт в ОПДН . В первую очередь я составила индивидуальный план работы с учеником . согласно разработанному плану поводились следующие мероприятия:
Контроль за посещаемостью и успеваемостью
Контроль за выполнением домашнего задания
Отслеживание взаимоотношений со сверстниками и учителями
Проведение всех запланированных инструктажей
Вовлечение в подготовку и проведение классных и школьных мероприятий ( тематические праздники, выставки рисунков и поделок, спортивные мероприятия)
Выбор поручения в классе и контроль за его выполнением
Контроль за дисциплиной
Контроль внеурочной и каникулярной занятости
Посещение уроков
Изучение контактов за пределами школы
Доведение до сведения ученика и его родителей информации о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в сложных ситуациях
За время работы в классе были проедены тематические классные часы, ведется активная подготовка к торжественным мероприятиям. Во всех мероприятиях проводимых в классе, ученик принимает участие
Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости; строго слежу за выставлением оценок в дневник; ежемесячно проверяю занятость в кружках; при необходимости приглашаю Совет профилактики ученика и родителей; не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах; не использую нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка; вовлекаю в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.
В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника.
Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение, которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения.
Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение, должно вызывать бурю восторга.
Умение педагога увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть.
Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.