Согласовано Рассмотрено Утверждаю
Зам. директора по УВР на заседании МО Директор школы
_____________________ ____________________ ________________
Хандобина Т.В. Аргунова У.А.
" "____________2016г. Протокол № от______
План работы
со слабоуспевающими учащимися, состоящими в группе риска
по предмету английский язык
на 2016-2017 учебный год
класс: 7
составитель: Арылахова Сардаана Николаевна
учитель английского языка МОБУ СОШ № 20
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении трудных предметов. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
Цели:
-ликвидация пробелов у учащихся ;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи:
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках иностранного языка, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Программа деятельности учителя-предметника
со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.
8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:
- График индивидуальной работы со слабоуспевающими;
- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- Результаты тематического контроля знаний учащихся;
- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Список слабоуспевающих учеников 7 класс
7а Педько Анастасия
7а Логинова Наталья
7а Ксенафонтов Алексей
7а Дмитриев Максим
7а Синенков Владимир
7в Нагаева Алена
7в Колышкин Артем
7в Степанова Виктория
7в Прокопьева Нюргуяна
7в Саввин Феруз
7г Иванова Алина
7г Титов Владимир
7г Николаев Дьулус
7г Степанов Павел
7г Кольцинов Иван
7г Егоров Даганча
7г Амосова Анфиса
Причины слабой успеваемости
Класс | Ф.И.О | Причины слабой успеваемости | Пути решения |
2 | 7г Амосова Анфиса 7г Егоров Даганча 7г Иванова Алина 7г Титов Владимир 7г Николаев Дьулус 7г Степанов Павел 7г Кольцинов Иван | -Систематическое невыполнение домашних заданий -Слабая мотивация к учебе; -недостаточный контроль родителей | Индивидуальная работа, беседа с родителями |
3 | 7в Колышкин Артем 7в Степанова Виктория 7в Прокопьева Нюргуяна | -Слабая мотивация к учебе; -недостаточный контроль родителей Систематическое невыполнение домашних заданий | Контроль за выполнением домашних заданий, Индивидуальная работа, |
4 | 7а Педько Анастасия 7а Логинова Наталья 7а Ксенафонтов Алексей 7а Дмитриев Максим 7а Синенков Владимир | -Систематическое невыполнение домашних заданий -слабый контроль со стороны родителей | Контроль за выполнением домашних заданий, Индивидуальная работа, беседа с родителями |
5 | 7в Нагаева Алена | -Систематическое невыполнение домашних заданий -слабый контроль со стороны родителей | Контроль за выполнением домашних заданий, Индивидуальная работа, беседа с родителями |
6 | 7в Колышкин Артем | -Систематическое невыполнение домашних заданий | Контроль за выполнением домашних заданий |
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2016 – 2017 учебный год.
Мероприятия | Срок |
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | В течение учебного года |
3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года. |
5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. |
6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти | В течение учебного года. |
7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года. |
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
№ | Вид работы | Срок выполнения | Итог работы |
| Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь | |
| 2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы. | Сентябрь | |
| 3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. | |
| 4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. | |
| 5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года. | |
| 6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. | |
Этапы урока | Акценты в обучении с целью профилактики неуспеваемости |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся.. | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать ошибки, допускаемые суворовцами в ответах и письменных работах, концентрировать внимание на устранении типичных ошибок. Контролировать усвоение материала учащихся , пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, выявлять причины обнаруживаемых пробелов и намечать меры по их устранению. |
При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности учащихся. | Делать акцент на разъяснении учащимся наиболее существенных элементов темы, Обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими учащимися основных элементов излагаемого или изучаемого материала . Стимулировать вопросы со стороны обучаемых, возникшие у них при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять разнообразные средства поддержания интереса учащихся к усвоению знаний, умений и навыков. Давать слабоуспевающим примерный план ответа, наводящие вопросы, которые помогают последовательно излагать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам темы. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Чаще применять проблемные задания для самостоятельной работы. |
При организации самостоятельной работы учащихся в часы самоподготовки | Обеспечить повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее трудных элементах программы. Систематически давать задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся (особенно слабоуспевающих) о порядке выполнения самостоятельных работ. Координировать объем заданий на самоподготовку с другими преподавателями. Давать карточки-консультации, направляющие работу слабоуспевающих и выполнение определенных заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется для усвоения новой темы. В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указывать содержание заданий, номера и последовательность упражнений, сроки их выполнения. |
Действия учителя со слабоуспевающими
Учащимися на достижение успеха в учебе.
Общая стратегия | Методы |
Изменить методы обучения | |
Обеспечить дополнительные занятия | |
Воодушевлять и поддерживать | |
Формировать уверенность в себе | Акцентировать улучшения в учебе. Отмечать привнесенный вклад. Мотивировать на учебу Демонстрировать свою веру в успех. Признавать трудность задач.. Ограничивать время выполнения задачи. |
Напоминать прошлые успехи | |
Признавать достижения | Одобрение в слух. Одобрительные записи в «кляузник». Поощрительные оценки, призы … Предоставление учебных льгот. |
Поощрять учащихся. | |
Некоторые рекомендации по работе со слабоуспевающими
Контролировать:
наличие точно и полно записанного задания на самоподготовку (оно продиктовано и объяснено учителем на уроке);
наличие текста изучаемого художественного произведения, учебника, орфографического словаря, тетради.
Требовать:
проработки теоретического материала по изучаемой (повторяемой) теме;
обязательного выполнения письменных заданий на самоподготовку в соответствии с указаниями учителя.
обязательного чтения изучаемого художественного произведения;
выполнения работы над ошибками в контрольных, самостоятельных работах, в письменных работах по литературе;
посещения дополнительных занятий по русскому языку в соответствии с графиком и требованиями учителя.
Оказывать помощь:
в случае затруднения при выполнении задания на самоподготовку (возможна организация помощи сильных учеников слабоуспевающим);
в составлении вопросов для учителя в случае недопонимания учащимися учебного материала.
Работа ученика по заданию учителя | |
Английский язык |
1. Выполнение заданий на самоподготовке |
а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта. б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием. | а) Выборочный опрос. б) Проверить наличие выполненного упражнения в тетради. |
2.Пятиминутки английского языка языка |
Записать и выучить слова. | а) Провести пятиминутку или проконтролировать работу ассистентов б) Выборочный опрос. в) Проверка наличия записанных слов. |
3. Работа над ошибками |
Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями учителя. | Проверить наличие работы над ошибками. |
4. Индивидуальные задания |
После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …). | а) Выборочный опрос по указанному материалу. б) Проверить наличие выполненного задания. |
5. Каникулярные задания |
а) Выучить указанный учителем теоретический материал. б) Выполнить указанные упражнения. | а) Выборочный опрос по теории. б) Проверить наличие выполненного задания. |
6. Дополнительные занятия |
а) Задать вопросы по непонятному материалу. б) После объяснения учителя выполнить указанное задание. | Контролировать посещение занятий слабоуспевающими учащимися |
Английский язык |
1. Выполнение занятий на самоподготовке |
а) Прочитать указанные произведения или эпизоды. | а) Выборочный опрос на знание текста произведения. б) Проверка наличия выполненного задания. |
Выводы:
1. Необходимо варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно усваивать учебный материал;
2. Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. |
Темы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
1. Времена английского языка
2. Предлоги
3. Степени сравнения имен прилагательных
4. Словообразование
5. Неправильные глаголы английского языка
6. Правильные глаголы английского языка
7. Артикли a/an, the
8. Имя прилагательное
9. Имя существительное
10. Наречие
11. Числительные
12. Местоимения
13. Прямая и косвенная речь
14. Модальные глаголы
15. Английские предложения
16. Залоги
17.Порядок английских предложений
18. Неличные формы глагола
19. Инфинитив
20.Сложные слова