СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ для учителей начальных классов по проблеме «ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ИКТ – КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии активно входят в нашу жизнь. И на помощь педагогам приходит медиаобразование, которое призвано помочь всем участникам образовательного процесса лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации.

Просмотр содержимого документа
«План работы ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ для учителей начальных классов по проблеме «ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ИКТ – КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»»

ГБУ «Антрацитовский информационно-методический центр» ЛНР





Утверждаю:

Директор АИМЦ

____________ Р.С. Попова









ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

для учителей начальных классов

по проблеме

«ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ИКТ – КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»













Руководитель Творческой мастерской

учитель начальных классов

ГБОУ «Антрацитовская ООШ №19» ЛНР,

учитель-методист

высшей квалификационной категории

Чумаченко Галина Григорьевна





2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информационные технологии активно входят в нашу жизнь. И на помощь педагогам приходит медиаобразование, которое призвано помочь всем участникам образовательного процесса лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации.

Информационно  коммуникационные технологии являются универсальным инструментом, способным помочь в решении разнообразных проблем. Однако педагогу недостаточно обучиться владению компьютером, сопутствующим ему программам, другим техническим средствам обучения, связанным с информационными технологиями. Педагог должен владеть методическими приемами медиадидактики, электронными цифровыми ресурсами. Для решения таких проблем на помощь приходят сетевые сообщества педагогов. Они являются новой формой организации профессиональной деятельности в сети.

Каждый учитель выбирает  для себя такой портал, где он сможет полностью реализовать свои возможности. Я зарегистрирована на  многих образовательных проектах. Изучая работу сообществ, я выбрала для себя наиболее интересные для меня.

Уже длительное время являюсь активным участником сетевых сообществ. Я расскажу о тех возможностях, которые я получила, участвуя в  данных сетевых образовательных сообществах.

Во-первых, мне удалось расширить функциональные (технические) возможности.  Я научилась создавать страницы и редактировать их, загружать файлы, просматривать информацию о других участниках сообщества. Получила необходимые знания для усовершенствования персонального сайта.

Конкурсная деятельность в сетевых сообществах даёт возможность видеть конкурсные работы, задавать публичные вопросы и оперативно получать публичные ответы. И самое главное всё происходит открыто и видна чёткость всего конкурсного процесса.

Став участником сетевых сообществ, я нашла много полезных ресурсов и интересных людей, которые помогают мне в решении сложных преподавательских задач: проекты и методики проведения уроков, созданные и проверенные учителями на практике; статьи и советы, содержащие материалы с описанием функциональных возможностей программного обеспечения и т.д. Так же я являюсь активным участником форумов, мастер-классов, семинаров, конкурсов, организованных руководителями сообществ.

Участие в мастер-классах дает мне возможность накопить методические материалы на различные темы и увеличить диапазон моих возможностей. Я получила возможность изучить некоторые технологические приемы и создать авторские цифровые ресурсы. 

Я уже освоила такие технологические приемы как: «Анимированная сорбонка», «Универсальный тренажер», «Караоке», «Экран», «Медиапроектор», «Интерактивная раскраска», «Слайд-шоу», «Карусель», Тестер А.Н. Комаровского и др.

Очень часто на уроке возникает необходимость сконцентрировать внимание учеников на детали иллюстрации, фрагмента текста и даже слова при сохранении их общей панорамы. В этом мне помогает прием «Лупа», использование которого позволяет при помощи курсора создать увеличение отдельных объектов.

Даже на мультимедийном уроке учителю может пригодиться указка. Для этого я использую технологический прием «Анимированная указка». Чтобы не загораживать экран, я могу воспользоваться анимированной указкой и обратить внимание учащихся на отдельный объект на слайде. Принцип такой указки состоит в том, что при указании на объект он может выделяться, мигать, тем самым привлекая внимание учащихся.

Для концентрации большого объема иллюстративного материала или текста на одном участке экрана можно воспользоваться приемом «Листание». Такой прием имитирует чтение книги и позволяет вместить всю нужную информацию, не рассеивая внимание обучающихся на изобилии объектов на экране одновременно.

Некоторые интерактивные диапроекторы имеют инструмент «Шторка». Такой же прием можно выполнить и в программе PowerPoint. Использование данного приема позволит закрыть или открыть часть информации на экране в нужный момент.

Педагоги давно используют на уроках кроссворды, с помощью мультимедиа приобретает качественно новый уровень. Новые возможности предоставляет проектор. Кроссворд с иллюстрациями появляется на экране доски. Ученик знакомится с вопросами и маркером заполняет клетки. По команде учителя затем могут появиться правильные варианты ответов.

Технологический прием «Навигатор»  предназначен для виртуальных прогулок по карте, другим объектам, где можно совмещать не только перемещение, но и увеличение, уменьшение объекта. Уникальность данного приема в том, что он выполнен всего  на одном слайде.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Мультимедийная дидактическая игра пришла на смену обычным обучающим играм. Для создания интерактивных игр я использую весь доступный арсенал инструментов и все технические возможности программы PowerPoint. 

К мультимедийным  дидактическим играм можно отнести разного вида тестам, созданных на основе специальных шаблонов. Например, шаблон А.Н. Комаровского я использую для создания тестов  с выбором одного или нескольких правильных ответов, а так же  создаю тесты на совместимость объектов. В результате прохождения такого теста учащийся получает возможность увидеть свои результаты, получит оценку своей работы и найти допущенные ошибки.  При создании такого теста я могу запрограммировать уровень требований к выполнению работы, настроить балльную систему оценивания и время,  отводимое для выполнения работы. Обучающийся так же имеет возможность выполнить задание повторно и улучшить свой результат.

Еще один наиболее удачный шаблон для создания тестов, создан учителем информатики г. Москвы Д. Ивановым. Даже педагог, имеющий небольшой опыт работы в PowerPoint,  может создавать тесты за короткий период времени, просто вставляя нужные задания и соответствующие иллюстрации  в готовый шаблон. В этом шаблоне так же предусмотрена работа над допущенными ошибками.

Использование разного вида тестирования позволяет мне создавать наиболее комфортные условия для обучающихся, а я имею возможность оперативно проверить знания учащихся и затратить для этого от 5 до 10 минут урока.

Для создания игровых тренажеров в программе PowerPoint есть много возможностей. Например, прием «Анимированная сорбонка» создает эффект переворачивающейся карточки для проверки ответа. Приемы «Карусель» и «Ромашка» создают возможность проворачивания заданий по кругу с одновременной проверкой. Для создания мультимедийной игры большие возможности дает прием «Бегунок».  В такой игре тренируются не только знания обучающихся, но и активизируется внимание, включается зрительная память. Наиболее полную свободу в выборе формы игры дает прием «Универсальный тренажер». В нем можно сочетать различные виды анимации, триггеры и другие возможности программы PowerPoint.

С моими авторскими работами  можно ознакомиться на моём персональном сайте «Мультиурок».

Для меня, сетевое сообщество - это среда саморазвития, которая происходит за счет эффективного использования современных средств ИКТ, развития технологии дистанционного обучения, информационной и методической поддержки педагогов, организации сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями.

Сетевые педагогические сообщества предоставили мне  безграничное пространство для общения с коллегами, возможность повышения профессиональной квалификации. Работа в сообществах является для меня мощным стимулом для творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности.

И сегодня своими знаниями и умениями я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги.

Тема: Изучение  технологических приемов медиадидактики в программе Power Point через участие в работе Творческой мастерской.

Цель работы Творческой мастерской:

организовать деятельность участников Творческой мастерской, способствующую профессиональному самосовершенствованию учителя, в процессе знакомства и практического освоения приемов медиадидактики для создания  дидактических электронных материалов в программе PowerPoint.

Задачи работы Творческой мастерской:

- содействие повышению профессиональной ИКТ-компетентности педагогов; 

- оптимизация процесса обучения  через создание  инновационных разработок для уроков и их активное внедрение  в образовательный процесс; 

- cоздание методической копилки авторских ЦОР по предметам; 

- создание условий для накопления опыта сетевого общения;

- развитие творческой инициативы педагога в создании учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

- пополнение собственной методической копилки и создание «Методической копилки» на базе ГБУ «Антрацитовский информационно-методический центр»

Порядок проведения Творческой мастерской

Работа Творческой мастерской рассчитана на 4 учебных года. Занятия будут проводиться в каникулярное время на базе учебного кабинета руководителя Творческой мастерской Чумаченко Г.Г. в ГБОУ «Антрацитовская ООШ №19» ЛНР. Завершением каждого года обучения будет проведение «Интерактивного калейдоскопа» с презентацией работ участников Творческой мастерской.

План работы мастер-классов

1) Знакомство с инструкцией выполнения работы в данном технологическом приеме.
2) Создание творческой работы участниками мастер-класса.
3) Загрузка работы участника мастер-класса на электронный адрес Антрацитовского информационно-методического центра с последующим размещением на странице сайта с целью создания «Методической копилки»
    Ресурс должен иметь следующую информацию, которая вписывается в «Краткое описание» при размещении материала:
1.  Ф.И.О. автора загружаемого материала, должность;
2.  Место работы (полное наименование ГБОУ, населенный пункт, регион);
3.  Название материала;
4.  Класс (для какой возрастной группы создан этот ресурс);
5.  УМК;
6.  В авторских материалах на последнем слайде должны быть ссылки на используемые источники и ресурсы. Гиперссылки должны быть активными и вести на конкретный объект, а не на страницу сайта. При использовании графических объектов нужно указывать активные ссылки на каждый используемый объект. Авторские права сохраняются за их создателями.


Основные принципы разработки электронных (учебных) презентаций

Оптимальный объем

Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования (изучение нового материала, практическое занятие, аттестация, лекция и т.д.), а также от контингента учащихся (их возраста, подготовки и т.п.).

В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально — 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Исключения составляют презентации, предназначенные для длительной лекции ознакомительного характера с большим количеством визуального материала (например, лекция по астрономии в планетарии, или урок по истории живописи). Однако и в этом случае объем презентации не должен превышать 50-60 слайдов, из расчета не менее чем 1 мин. лекции на один слайд, а на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия — по 2 мин. Необходимо строго отбирать видеоматериал для презентации, исходя из принципа разумной достаточности.

 

Доступность

Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся (зрителей). Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения. Значение всех новых терминов должно быть разъяснено. Если для взрослой аудитории можно включать в презентацию схемы, графики, черно-белые фотографии, то для младших школьников нужно этих элементов избегать. Если в первом случае допустимо включать числовые значения величин, то во втором это должны быть преимущественно величины сравнительные.

 

Научность

Необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменения масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.

 

Разнообразие форм

Это требование предполагает учет индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала. Индивидуальный подход может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей полнее воспринимают информацию, представленную разными способами. Кто-то из аудитории лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и т.д. Использование в презентации разных форм представления одной и той же информации повышает полноту ее восприятия практически каждым зрителем.

 

Учет особенности восприятия информации с экрана

Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. Когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.

Именно поэтому в учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимацией, фрагментами фильмов. Рекомендуется оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Следует избегать обилия цифр: числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо чувство меры. Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных, которые поддерживают остроту восприятия.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Также рекомендуется использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы.

 

Занимательность

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию. В особенности это эффективно при создании учебных презентаций для младших классов.

 

Эстетичность

Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Эстетические качества учебной презентации особенно важны для младших школьников. Они мыслят формами, красками, звуками, именно отсюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

 

Динамичность

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. Оптимальное время, необходимое для восприятия учащимися образной, звуковой и вербальной информации, представленной на каждом слайде, а также время, необходимое на усвоение ключевых понятий урока, определяется опытным путем с учетом особенностей восприятия информации с экрана аудиторией соответствующего возраста и подготовки. При этом необходимо избежать как неоправданной торопливости в смене слайдов, затрудняющей полноценное восприятие урока конкретной аудиторией, так и потери темпа урока (лекции), что может привести к отвлечению учащихся от занятия и потере интереса к содержанию учебного материала.















С игрой связана вся жизнь человека, изменяются лишь мотивы игры, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций. Н.В. Чен.

Технологические приёмы визуализации информации весьма разнообразны. Microsoft Power Point обладает для этого достаточными возможностями. 

Цель применения технологических приемов: обратить внимание на какие-то детали, сохраняя в то же время общий контекст диосцены. 

ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

Тема мастер-класса

Сроки

1 год обучения

1

Вводное занятие. Знакомство с проблемой, над которой работает Творческая мастерская, ее целями и задачами. Основные требования к созданию и оформлению презентаций. Создание шаблона презентации.

Цель МК: формирование ИКТ - компетентности преподавателей, навыков художественного вкуса и дизайнерского оформления.

Задачи МК: изучение технологии создания собственных шаблонов оформления слайдов презентации в едином стиле; применение созданных шаблонов для оформления уникальных авторских тематических презентаций.

Октябрь

2017

2

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Экран». Суть технологического приёма «Экран» заключается в том, что создаётся полное ощущение одной многоуровневой диосцены, видимость одного общего экрана, на котором появляются вызываемые нами в любом порядке объекты. Используя данный приём, мы избавляемся не только от лишних щелчков в презентации, но и придаем большую целостность нашему учебному модулю. 

Январь

2018

3

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Интерактивная раскраска» (вариант 1). Презентации, выполненные с применением технологического приёма «универсальный тренажёр», способствуют повышению эффективности восприятия и запоминанию изучаемого материала. 

Март

2018

4

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Интерактивная раскраска» (вариант 2).

Презентации, выполненные с применением технологического приёма «универсальный тренажёр», способствуют повышению эффективности восприятия и запоминанию изучаемого материала. 

Подведение итогов 1 года работы Творческой мастерской. «Интерактивный калейдоскоп».

Май

2018

2 год обучения

1

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Анимированная сорбонка».

Анимированная сорбонка - это двусторонняя карточка, на одной стороне которой записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки поможет сделать процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и формулы, карты и другие наглядные объекты. 

Октябрь

2018

2

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Медиапроектор».

Январь

2019

3

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Волшебная шляпа». Ученику предлагается какое - либо задание, он его выполняет и сразу проверяет себя. Перемещение объектов в презентации осуществляется по щелчку.

Март

2019

4

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Карусель» (вариант 1 и 2).  Свое название данная техника получила потому, что в полях для задания объекты расположены по кругу. При наведении курсора мыши на определенный объект (текст или рисунок), в центральном поле появляется ответная реакция (название объекта или лексическая единица). Создается эффект, что мы находимся на одном слайде, экрана статичен. Но это не так, мы незаметно переходим на разные слайды

Подведение итогов 2 года работы Творческой мастерской. «Интерактивный калейдоскоп».

Май

2019

3 год обучения

1

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Паззлы». Составление картинки из множества мелких кусочков — очень древнее искусство. Собирать паззлы любят не только дети, но и взрослые. 
На уроках и внеклассных мероприятиях дидактическая игра, выполненная с применением данного приема – верный помощник для мотивации учащихся к деятельности, для создания проблемной ситуации, для систематизации знаний и обобщения, для того, чтобы оживить и разнообразить деятельность на уроке. 

Октябрь

2019

2

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Листание». С помощью этого приема можно изготовить интерактивные книги, на страницах которых разместить большой объем информации и в то же время избежать нагромождения материала на слайде. Листая страницы книги, материал ученик будет получать дозированно. 

Январь

2020

3

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Соты». Прием получил свое название по способу оформления слайда в виде пчелиных сот. Каждая секция с заданием – это триггер, настроенный на шестиугольник. При правильном ответе появляется пчела, которая откроет нужную ячейку на сотах. Другая пчелка откроет доступ к следующему слайду. 

Март

2020

4

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Филворд».

Филворд – это разновидность кроссворда, существенно отличающаяся от классического варианта. Как правило, используется прямоугольное (но бывает и произвольной формы) поле, в котором все слова уже расставлены. 

При этом они идут без разрывов, но могут ломаться в произвольном направлении (исключая диагональное). Каждая буква принадлежит только одному слову. Задача отгадывающего - отгадать слово и вычеркнуть его из сетки. 

Подведение итогов 3 года работы Творческой мастерской. «Интерактивный калейдоскоп».

Май

2020

4 год обучения

1

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Яблочко на тарелочке».

Данный приём можно использовать при проведении дидактической игры или при иллюстрировании сказки. Суть приема заключается во вращении некоего предмета (яблочка) на другом объекте (тарелочке). Выбор заданий зависит от Вашей фантазии: это могут быть и вопросы по содержанию сказок и других произведения, задачи, примеры, загадки, занимательные вопросы и др. 
Ребята могут сразу же проверить результат своей работы, запустив вращение «яблочка», которое откроет правильный ответ. Количество вращений, скорость, начало придаём по желанию. 

Октябрь

2020

2

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Калькулятор».

На слайде располагается виртуальный калькулятор, на кнопках которого расположены цифры. Каждой цифре соответствует какая - либо буква. Ребенок выполняет задание, постепенно вводя на калькуляторе правильный ответ. В случае затруднения можно обратиться к проверке. 

Январь

2021

3

Создание дидактической игры с помощью технологических приемов «Карман».  

Суть приема заключается в том, что задания на слайде появляются из импровизированного "кармана". В качестве "кармана" можно использовать обычную фигуру (прямоугольник), либо же подходящую по дизайну иллюстрацию. В "карман" помещаются несколько карточек с заданиями, которые появляются на слайде при клике на них мышкой. 

Март

2021

4

Создание дидактической игры с помощью технологического приема «Лабиринт».

Суть приема заключается в том, что если ребенок неверно отвечает на вопрос, то он возвращается к первому заданию. С использованием приема "Лабиринт" получаются интересные интерактивные дидактические игры, можно придумать сюжет по разным предметам.

Подведение итогов работы Творческой мастерской за 4 года. «Интерактивный калейдоскоп».

Май

2021






Выводы: 

Приёмы медиадидактики делают мультимедийные уроки более эффективными.

Использование медиасредств на уроке повышает познавательный интерес учащихся. 

Мониторинг эффективности обучения с использованием медиасредств показал повышение познавательного интереса школьников к учебным предметам. По русскому языку он составил 3,2 %, по математике 3,5%, по литературному чтение интерес повысился на 6,2% и окружающий мир – 2,8%. 

Повышение интереса обучающихся к различным областям в образовании повлияло на количество участников Интернет-олимпиад.































































Согласовано:

Методист АИМЦ

--------------------- Н.В.Холина

«----» -------------2017 г



Рассмотрено

на заседании ГРМО

протокол № 1

от 30.08.2017 г.




Скачать

© 2017 836 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!