СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План разбора лирического стихотворения. План характеристики художественного образа-персонажа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке предлагается примерный план разбора лирического стихотворения и примерный план характеристики художественного образа-персонажа. 

Просмотр содержимого документа
«План разбора лирического стихотворения. План характеристики художественного образа-персонажа»




ПЛАН РАЗБОРА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

    1. Дата написания.

    2. Реально-биографический и фактический комментарий.

    3. Жанровое своеобразие.

    4. Идейное содержание:

      1. Ведущая тема.

      2. Основная мысль.

      3. Эмоциональная окраска чувств, выраженная в стихотворении в их динамике или статике.

      4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

      5. Преобладание личных или общественных интонаций.

    5. Построение стихотворения.

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контракту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

  1. Основные изобразительные средства иносказания: метафора, метони­мия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

  2. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение.

  3. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, "дольник", "свободный" стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

  1. Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

  2. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, со­нет, октава, септима, "Онегинская строфа").

  3. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА

    1. Место персонажа в системе образов произведения.

    2. Характеристика персонажа как определенного социального типа:

      1. Социальное и материальное положение.

      2. Внешний облик.

      3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных ин­тересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).

      1. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

      1. Авторское отношение к персонажу.

      2. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через "соседство" с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

ІІІ. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!