Просмотр содержимого документа
«План разбора лирического стихотворения. План характеристики художественного образа-персонажа»
ПЛАН РАЗБОРА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
Дата написания.
Реально-биографический и фактический комментарий.
Жанровое своеобразие.
Идейное содержание:
Ведущая тема.
Основная мысль.
Эмоциональная окраска чувств, выраженная в стихотворении в их динамике или статике.
Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
Преобладание личных или общественных интонаций.
Построение стихотворения.
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контракту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
Основные изобразительные средства иносказания: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение.
Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, "дольник", "свободный" стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.
Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).
Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, сонет, октава, септима, "Онегинская строфа").
Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА
Место персонажа в системе образов произведения.
Характеристика персонажа как определенного социального типа:
Социальное и материальное положение.
Внешний облик.
Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).
Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
Авторское отношение к персонажу.
Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через "соседство" с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
ІІІ. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.