ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2018 - 2021 г.
Ф.И.О. учителя: Горелова Анна Александровна
Тема самообразования: «Исследовательская деятельность при обучении учащихся начальных классов».
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
использование технологии исследовательской деятельности с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподаваемых предметов;
участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, проведение открытого урока.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2018 – 2019 г. | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС начального общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г. Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2018 – 2021 г. | Участие в тренинге личностного роста «Работа в команде. Законы установления «партнёрских отношений» и семинарах для учителей начальных классов. Работа в группе учителей по теме «Реализация технологии исследовательской деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС». |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2018 – 2021 г. | Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Выступление на педсовете «Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД». Выступления на заседаниях МО «Технология исследовательской деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку». Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). Участие в олимпиадах, конкурсах. Публикация в сборнике методических рекомендаций «Исследовательская деятельность в начальной школе» (проекты). |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2018- 2021 г. | Участие в работе районного МО учителей начальных классов и в проведении семинаров. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Участие в работе школьного сайта. Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2018 – 2021 г. | Участие в конкурсах. Публикации на сайтах. |
- Паспорт программы
Наименование программы | Карта индивидуального профессионального развития (КИПР) |
Основания для разработки программы | Образовательная программа школы; Самодиагностика уровня квалификации педагога |
Цель программы | Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога |
Задачи программы | Приобретение учителем новых педагогических знаний; изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий; изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности; дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий; участие учителя в опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; обобщение и распространение своего педагогического опыта |
Срок реализации программы | 2018-2021 |
Основные разделы программы | Паспорт программы. Информационная справка об авторе программы самообразования. Самодиагностика учителя Обоснование программы. Цепь и задачи программы. Направления, содержание и формы реализации программы. План реализации программы. |
2. Информационная справка об авторе программы саморазвития
Фамилия, имя, отчество учителя: Горелова Анна Александровна
Дата рождения: 26.03.1980 год
Место работы: МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
Сведения об образовании:
Высшее: в 2010 году закончила негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современную Гуманитарную Академию г. Москва, по направлению «Психология», степень – бакалавр.
Среднее профессиональное образование: в 2000 году закончила Городищенское педагогическое училище, присвоена квалификация «Учитель начальных классов».
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Стаж педагогической работы: 9 лет
Стаж работы в данном образовательном учреждении: 3 года
Адрес электронной почты: nyura.gorelova.80@ mail.ru
Адрес сайта учителя: multiurok.ru/nyura37
3. Самодиагностика уровня квалификации педагога.
Раздел | № | Вопросы самодиагностики | «+» или «-» |
Теоретические знания | 1 | Знакомы ли Вы с современными воспитательными технологиями? | |
2 | Знаете ли Вы, как составляется портфолио педагога? | |
3 | Участвуете ли Вы в профессиональных вебинарах? | |
4 | Знакомы ли Вам практические приемы формирования коммуникативных УУД учащихся на уроке? | |
5 | Знакомы ли Вам практические приемы формирования регулятивных УУД учащихся на уроке? | |
6 | Знаете ли Вы как грамотно составить педагогический проект, организовать педагогическое исследование? | |
7 | Знакомы ли Вам практические приемы формирования познавательных УУД учащихся на уроке? | |
8 | Знаете ли Вы историю возникновения изучаемой Вами технологии, проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии; результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике | |
Практические умения | 1 | Умеете ли Вы использовать педагогическую технологию «Дебаты» на уроке и во внеурочной деятельности? | |
2 | Умеете ли Вы организовать работу учащихся по написанию исследовательской работы? | |
3 | Были ли у Вас публикации в прошедшем учебном году? | |
4 | Имеется ли у Вас портфолио? | |
5 | Имелись ли у Вас выступления перед коллегами с целью обобщения своего педагогического опыта? | |
6 | Проводились ли Вами открытые уроки, мастер-классы? | |
7 | Можете ли Вы назвать две-три фамилии учащихся, с которыми у Вас осуществляется систематическая работа по подготовке к олимпиадам, обучению исследовательской деятельности. | |
8 | Умеете ли Вы анализировать уроки своих коллег и вскрывать недостатки, осуществлять самоанализ урока. | |
9 | Участвуете ли Вы в разработке рабочих программ, написанию образовательной программы | |
10 | Разрабатываете ли Вы новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др. | |
Знания и умения в области ИКТ | 1 | Используете ли Вы в своей работе ЭОРы и ЦОРы? | |
2 | Есть ли у вас электронный почтовый ящик? | |
3 | Имеется ли у Вас своя страничка, свой сайт или блок? Используете ли Вы возможности этих ресурсов в своей работе? | |
4 | Имеется ли у Вас электронное портфолио? | |
5 | Ведется ли Вами электронный журнал? | |
6 | Умеете ли Вы пользоваться электронными базами данных? | |
7 | Умеете ли Вы создавать презентации в Power Point или в других программах? | |
Итого: | |
Для того чтобы оценить свой уровень квалификации по разным направлениям деятельности подсчитайте число «+» и разделите на максимальное число баллов по данному разделу.
От 0 до 30 – у Вас впереди много работы
От 31 до 50 – все не так плохо, но есть над чем поработать.
От 51 до 80 – Вы серьезно относитесь к своей работе.
Отработайте свои «-»
От 81 до 100 – Вы профессионал. Помогайте молодым коллегам.
4. Обоснование программы
Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны. Саморазвитие педагога – обязательная составляющая современного образования, показатель субъективности учителя на всех этапах его непрерывного педагогического образования. Творческое саморазвитие направлено на активизацию внутренних личностных ресурсов учителя с тем, чтобы в полной мере реализовать себя в профессии, и охватывает философские, психологические, педагогические, физиологические и другие процессы личности, поднимая их на новый уровень функционирования.
Для разработки программы профессионального саморазвития необходимо выполнить три условия:
выявить исходное состояние, то есть определить уровень профессиональной компетентности и «тонкие места» на основе диагностики и самоанализа;
используя результаты самоанализа и диагностики, наметить направления повышения своего профессионального уровня;
активизировать свою деятельность по повышению профессиональной компетентности, согласно разработанному плану. Проанализировать достигнутые результаты.
Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Самообразование - средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности - важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Необходимость повышения квалификации диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к личности педагога, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Становление профессионализма - процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления. Применение такого подхода способствует осознанию учителем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.
Модель организации процесса творческого саморазвития учителя можно представить в виде схемы, где в основу положена индивидуальная траектория педагога, что дает возможность реализовать путь его дальнейшего профессионального роста и самообразования, самосовершенствования, саморазвития и самореализации.
Цель и задачи программы самообразования.
Тема самообразования: «Исследовательская деятельность при обучении учащихся начальных классов».
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
использование технологии исследовательской деятельности с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Ожидаемый результат:
разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподаваемых предметов;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Основные направления, содержание и формы реализации.
№ п/п | Основные направления работы | Содержание. Формы реализации |
1 | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС начального общего образования. Изучение психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г. Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». Посещение уроков коллег. |
2 | Овладение ИКТ компетенцией | Использование возможностей Интернет на уроке. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий Широкое использование на уроке электронных учебников, ЦОР, ЭОР Создание собственного сайта или страницы. |
3 | Использование современных образовательных технологий. Работа в инновационном режиме. | Проведение открытых уроков. Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений учащихся. Составление и реализация авторских программ. |
4 | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | Выступление перед коллегами на занятиях МО, РМО, педсоветах, конференциях. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов. |
5 | Участие в профессиональных конкурсах и профессиональных сообществах | Участие в профессиональных конкурсах различного уровня в очной и заочной форме. Участие в научно-практических конференциях педагогических работников |
6 | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | Совершенствование системы подготовки учащихся к экзаменам. Систематическое пополнение папки результатами работы над темой самообразования Создание условий для участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету. Организация исследовательской деятельности обучающихся. |
7. | Деятельность классного руководителя. | Взаимодействие с родителями, учреждениями культуры и спорта. Создание условий для участия школьников в социально-значимых мероприятиях |
План реализации программы в 2018-2021 уч. годах
№ | Направление работы | Планируемые мероприятия | Сроки |
1 | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | февраль-март 2018 |
2 | Овладение ИКТ компетенцией | Использование возможностей Интернет на уроке. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий. | 2018-2021 |
3 | Использование современных образовательных технологий. Работа в инновационном режиме. | Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений учащихся. | 2018-2021 |
4 | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | Выступление перед коллегами на занятиях РМО «Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы на уроке». | 2018 |
5 | Совместная работа с коллегами для реализации инициатив, значимых для организации | Организовать работу совместно с коллегами согласно плану (приложение 1) | 2018-2021 |
6 | Участие в профессиональных конкурсах и профессиональных сообществах | Участие в профессиональных конкурсах различного уровня в очной и заочной форме. | 2018-2021 |
7 | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | Систематическое пополнение папки результатами работы над темой самообразования Создание условий для участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету. | 2018-2021 |
8 | Деятельность классного руководителя. | Создание условий для участия школьников в социально-значимых мероприятиях | 2018-2021 |
9 | Взаимодействие с социальными партнёрами | Организация работы с социальными партнёрами по плану (приложение 2) | 2018-2021 |
10 | Взаимодействие с родителями | Организация совместной работы с родителями по плану (приложение 3) | 2018-2021 |
8. Фактическое выполнение программы в 2017-2021 уч. году.
№ | Направление работы | Фактически проведенные мероприятия | Подтверждающий документ |
1 | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | Курсы повышения квалификации 2017 г. | Удостоверение |
2 | Овладение ИКТ компетенцией | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий. | Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям |
Использование ЭОР и интерактивной доски, работа на ноутбуках. | Проведение уроков с использованием ноутбуков, интерактивной доски |
3 | Использование современных образовательных технологий. Работа в инновационном режиме. | Рабочие программы по предметам для 1 классов | Утвержденные рабочие программы по предметам |
Рабочие программы по внеурочной деятельности | Утвержденные рабочие программы по внеурочной деятельности |
Использование на уроках технологии РКМ | Конспекты уроков по технологии РКМ |
4 | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | Выступление перед коллегами на занятиях МО «Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы на уроке». | Протокол |
5 | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | Совершенствование системы подготовки учащихся к итоговым АКР, комплексной работе. | Результаты пров. работы по окружающему миру: % успев. – 95,8% % кач. – 66,7% |
Разработать план работы с учащимися с низкой и высокой уровнями учебно-познавательной мотивацией | Планы работы с учащимися |
6 | Взаимодействие с родителями | Совместные воспитательные мероприятия с родителями | Протоколы |
Родительские собрания, лектории, работа с родительским комитетом, индивидуальные консультации и т.д. | Участие |
Приложение 1. План работы с коллегами на 2018-2021 г.
Цель: организация работы по повышению качества образования, путем взаимодействия с коллегами.
Задачи:
выстраивать целостную систему работы с коллегами,
объединить усилия учителей для повышения качества образования,
принять комплексные мер, направленные на повышение мотивации и успеваемости,
совершенствовать различные виды и формы уроков с целью активизации познавательной деятельности учащихся,
совершенствовать систему внеурочной работы, через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности,
оказать методическую помощь коллегам и молодым специалистам.
№ | Деятельность | Срок |
1 | Составление плана работы с коллегами, ориентируясь на план работы МО «Учителей начальной школы» | Август, сентябрь |
2 | Участие в системе школьной методической работы | В течение года |
3 | Участие в составе рабочих групп | В течение года |
4 | Участие в инновационной и экспериментальной работе | В течение года |
5 | Организация круглых столов | В течение года |
6 | Организация и проведение школьного тура предметных олимпиад | В течение года |
7 | Выступления на заседаниях МО, РМО и педсоветах | В течение года |
8 | Организация Дней открытых дверей | В течение года |
9 | Инициировать участие учащихся в заочных конкурсах и олимпиадах | В течение года |
10 | Проведение открытых уроков и мастер-классов | В течение года |
11 | Участие в семинарах школьного и районного уровня | В течение года |
12 | Обобщение опыта педагогической деятельности | В течение года |
13 | Проведение открытых уроков и мероприятий | В течение года |
14 | Посещение уроков коллег и анализ посещенных уроков | В течение года |
Приложение 2. План работы с социальными партнёрами на 2018-2021 г.
Цель: разработка эффективных механизмов установления и развития взаимовыгодного социального партнерства.
Задачи:
повысить эффективность взаимодействия коллектива образовательного учреждения с общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом;
обеспечить общественную поддержку деятельности образовательного учреждения;
повысить эффективность использования возможностей сетевого взаимодействия;
сформировать положительный имидж образовательного учреждения в местном социуме;
развивать ресурсное обеспечение ОУ.
№ | Соц. партнер | Цели взаимодействия | Сроки | Взаимодействие |
1 | Администрация поселка | Активное участие в жизни посёлка, активная жизненная позиция ребёнка, развитие творческого потенциала учащихся | 2018-2021 г. | Участие в конкурсах, акциях |
2 | Культурно-досуговый центр | Духовно-нравственное воспитание детей, дополнительное образование детей, организация культурного досуга учащихся | 2018-2021 г. | Участие в мероприятиях |
3 | Поселковая библиотека | формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становление личности школьника и являются средством реализации потребностей в самообразовании | 2018-2021 г. | Участие в мероприятиях |
4 | Детские сады: «Лесная сказка», «Крупский» | обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием через координацию деятельности педагогов и сопровождающих служб детского сада и школы | 2018-2021 г. | Проведение открытых уроков, круглых столов, посещение занятий в детском саду |
5 | Пожарная часть посёлка | Профилактика и усвоению учащимися пожарной безопасности, ведение профориентационной работы | 2018-2021 г. | Посещение выставки пожарной техники, экскурсии, беседы, классные часы, эвакуации |
6 | Поселковая больница | медицинское просвещение, профилактика заболеваний и вредных для здоровья привычек, в том числе представляющих особую опасность: алкоголизма, наркомании; привитие учащимся здорового образа жизни | 2018-2021 г. | Проведение бесед, классных часов, проектов |
7 | Центр детского творчества | воспитание гражданственности и патриотизма, развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, активизация участия в творческих конкурсах | 2018-2021 г. | Участие в выставках и конкурсах. |
Приложение 3. План работы с родителями на 2018-2021 г.
Цель: развитие тесного сотрудничества с родителями обучающихся в образовательных интересах ребенка.
Задачи:
оказать методическую помощь родителям или законным представителям;
совместно и своевременно выявить возможности обучающихся, помощь в развитии склонностей и интересов в предметном направлении;
Совместно с родителями корректировать проблемы школьников, связанных с обучением.
Направления и виды деятельности:
психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела, посещение уроков и т.д.).
№ | Деятельность | Сроки | Форма работы |
1 | Выступление на родительском собрании по вопросам обучения | 1 раз в четверть | Рассказ о специфике преподаваемых предметов, особенностях учебников, требований к домашней работе |
2 | Составления графика консультаций родителей согласно уровню обученности учащихся. | В начале года | Методическая помощь в преодолении трудностей процесса обучения |
3 | Проведение анкетирования родителей | В начале года | Выявление трудностей в обучении по предметам, необходимости индивидуальной работы с уч-ся |
4 | Индивидуальные консультации родителей «Сложность. Обоснованность. Требования» | В течение года | Консультирование родителей, отработка механизмов преодоления сложностей в получении знаний, выбор оптимального пути решения проблемы» |
5 | Консультации родителей по участию обучающихся в предметных конкурсах и олимпиадах. | В течение года | Оказание методической помощи в выборе конкурсов и олимпиад |
6 | Консультации родителей по участию обучающихся во внеурочной деятельности. | В течение года | Методическая помощь, информационная поддержка, объяснение важности и значимости внеурочной деятельности |
7 | Консультирование родителей, оказание методической помощи, посещение семей учащихся | В течение всего учебного года | Оказание методической помощи, корректировка процесса обучения |
8 | Проведение открытых уроков и дней открытых дверей для родителей, посещение уроков. | По плану МО | Проведение уроков, показать родителям систематическую работу на уроке, комментарии и консультации |
9 | Выступление на родительском собрании «Итоги года» | Конец года | Подведение итогов учебного года, рассмотрения плана совместных действий на следующий учебный год |
10 | Выполнение функций классного руководителя | В течение года | Проведение мероприятий согласно плану воспитательной работы |