Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мугудайская средняя общеобразовательная школа им. Д.Д.Красильникова»
РЕКОМЕНДОВАНО Руководитель МО _________Полятинская С.Д. «___»__________ 2017г. | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УР _______ Смирникова М.И. «___»__________ 2017г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Мугудайская СОШ» ___________ Федоров А.А.. «___»______________ 2017г. |
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
По теме:
Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии и химии с применением активных методов обучения, как средство формирования познавательной активности учащихся.
Толстоуховой С.С
на 2017 - 2021 учебный год
2017г.
Обоснование выбранной темы.
Вопросы экологического воспитания и активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качеств учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Актуальность данной темы состоит в том, что экологическое воспитание и активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности.
Работа над темой начата в 2017 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2021 г.
Цель: введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, экологическое воспитание, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.
Задачи:
Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения;
Использование на уроках новых технологий и средств, включая ИКТ;
Повышение своего методического уровня.
В ходе реализации поставленных задач предстоит:
Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, информационные технологии, дифференциация обучения, технология системно-деятельностного подхода, игровые технологии.
Дифференцированный подход к обучению
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге
направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Игровые технологии
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Чаще всего включаю педагогические игры на этапе повторение
пройденного материала, на уроках обобщение пройденного материала, внеклассных мероприятиях, которые ведут к формированию экологического воспитания.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим
через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Не обойтись без них и на уроке, использовать их можно на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельность(действия). В связи с этим перед учителем стоит очень важная задача: спланировать и построить урок так, чтобы не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. ( работать в результате у школьников были сформированы умения самостоятельно получать и контролировать качество полученного продукта).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ:
Регулярно:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Изучить новые программы и учебники, выяснить их особенности и требования.2017 – 2021 гг.
3.Повышать квалификацию на курсах 2017-2021гг.
4.Изучать новые технологии через предметные издания и Интернет.
5. Ознакомиться с новыми ГОССтандартами по предметам 2017-2021 гг.
Ежемесячно:
6.Предложить для разработки учащимися примерных тем проектов: «Драгоценные камни и их влияние на здоровье человека»; «Лекарственные растения Чурапчинского района и их значение для человека»;2017-2020гг.
7.Принимать участие в мероприятиях школьного, районного, областного, республиканского и международного уровня.
8. Провести открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых показать применение указанных технологий.
Ежегодно:
9. Разработать варианты итоговых контрольных работ по предмету по полугодиям. Проводить диагностику 1-2 раза в год. 2017-2021,
10.Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
11.Создать электронное портфолио и веб-сайт.
12..Пройти аттестацию учителя биологии и химии.
2017– 2021 гг.
Ожидаемый результат.
Освоить проектную технологию;
Разработать дидактические материалы, тесты.
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайте;
Разработать и провести открытые уроки;
Освоить программу Presi, для создания презентаций;
Получить сертификаты за участие в олимпиадах, конкурсах школьного, районного, областного, республиканского и международного уровня.
Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах на МО, педсоветах, поместить на сайте.