СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования преподавателя математики по теме: "Системно-деятельностный подход в обучении математике - путь повышения качества знаний студентов среднего профессионального образования"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать для составления плана самообразования учителя или преподавателя как математики, так и другого предмета.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования преподавателя математики по теме: "Системно-деятельностный подход в обучении математике - путь повышения качества знаний студентов среднего профессионального образования"»

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги

(филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги)








Методические рекомендации

по разработке индивидуального плана самообразования педагогического работника





Макшакова Мария Васильевна,

заведующий учебной частью,

стаж работы в занимаемой

должности: 3 года












2016г.


Данные рекомендации составлены на примере плана самообразования по теме: «Системно-деятельностный подход в обучении математике – путь повышения качества знаний студентов среднего профессионального образования».

  1. Пояснительная записка

Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на всех ступенях общего образования и среднего профессионального образования связано с проблемой обеспечения нового качества образования, которое должно соответствовать меняющимся социально-экономическим реалиям. На сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают разработку и использование современных подходов и идей в образовании. Однако, при реализации стандартов нового поколения невозможно обойтись без использования перспективных идей прошлого, а именно, таких как системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. При реализации ФГОС СПО необходимыми направлениями модернизации являются следующие:

— компетентностный подход;

— включение надпрофессиональных компетенций;

— выход в профессиональной характеристике на профессиональный стандарт;

— уровневое построение стандарта на профессию;

— блочно-модульное построение стандарта;

— введение специфических требований к практическому обучению;

— введение специфических требований к экзаменам.

Востребованной стала такая компетенция, как креативность, для которой характерна непредубежденность, преодоление стереотипов мышления и широта взглядов. В современных образовательных концепциях декларируется развитие творческой личности, но недостаточно разработаны пути практической реализации этой цели, а преподаватель обязан решить эту проблему. В практической деятельности даже сильные ученики, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач, как на занятиях, так и в жизни. Работая заведующим учебной частью и преподавателем математики, я пришла к выводу, что у большинства студентов не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики, ориентированное на знания, умения, навыки, не предполагает качественного развития интеллектуально-творческого мышления, являющегося составной частью математической компетентности. В процессе преподавания математики очень важно создавать эффект системного подхода при изучении тем, формировать проблемные ситуации, обеспечивать формирование динамического мышления обучающихся, что особенно удачно достигается через решение творческих задач. На основе этого формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путем переноса способа или приема действий на класс аналогичных задач другой области знаний.

Это формирует систему личности студента, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, к получению профессии, специальности, а следовательно является важной составляющей компетентностного содержания образования.

Система самообразовательной деятельности характеризуется следующими признаками:

1.Самообразовательная деятельность будет иметь концептуальное обоснование и осуществляться как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными технологиями, способами творческой педагогической деятельности.

2.Система научно-методического обеспечения, моделирующая самообразовательную деятельность будет иметь в своей основе целевой, когнитивный, технологический и функциональный компоненты; система самообразования будет наполнена личностно значимым содержанием,

3.Самообразование - рассматриваю через конструирование самообразовательной программы, моделирование профессиональной деятельности; реализацию ценностно-смысловых механизмов личностно-профессионального роста; педагогическую рефлексию самостоятельной деятельности.

2. Основные этапы работы по самообразованию

План самообразования рассчитан на 3 года и реализуется через 8 этапов:

  1. Самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей.

  2. Формирование общей концепции «Мои достижения на основе системно-деятельностного подхода».

  3. Выбор стратегии внедрения в процесс преподавания математики;

  4. Определение задач и этапов деятельности;

  5. Ожидаемый результат;

  6. Составление плана действий по самосовершенствованию;

  7. Самооценка роста;

  8. Передача опыта коллегам.


3. Результаты реализации плана самообразования

В результате реализации плана самообразования необходимо знать:

  • историю возникновения системно-деятельностного подхода;

  • теоретическое обоснование системно-деятельностного подхода;

  • проблемы, которые могут быть решены с помощью системно-

деятельностного подхода;

  • результаты, которые могут быть получены после применения приемов на практике;

  • методы и приемы, использующиеся при внедрении;

  • этапы освоения преподавателем и студентами;

  • иметь систему знаний по преподаваемой дисциплине, ориентацию в современных исследованиях по дисциплине, система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса, их развивающем и социализирующем потенциале;

  • систему знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика, знания об особенностях его познавательной сферы, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер студентов;

  • теоретические знания в области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды;

  • система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность преподавателя и студента, как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности;

  • разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми, проектными, с применением информационно-коммуникационных технологий;

  • владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого студента средствами учебных предметов.

По результатам внедрения плана самообразования необходимо владеть:

  • умением педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого студента для конструирования реального образовательного процесса;

  • навыками конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик»;

  • приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме;

  • владеть приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в методических объединениях и т.д.;

  • умением выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.

Преподавателю необходимо уметь:

  • провести педагогический анализ ресурсов – структурируя учебный материал, учитывать особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.;

  • уметь проектировать цели для студента;

  • уметь планировать учебный процесс от конечной цели;

  • уметь грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики;

  • уметь проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.

  • уметь планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций – новый учебник, новая программа, новые технологии и т.д.

Преподавателю необходимо применять на практике:

  • методы и приемы технологии системно – деятельностного подхода;

  • проводить учебные занятия различных типов;

  • анализировать занятия и вскрывать недостатки;

  • обучать студентов новым приемам учебной деятельности;

  • проводить самоанализ;

  • оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;

  • осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов.

Личностные качества преподавателя:

  • ответственность;

  • способность делать учебный материал доступным;

  • трудолюбие, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня

  • целеустремленность;

  • педагогическая требовательность;

  • справедливость;

  • тактичность;

  • стремление постоянно повышать качество своего труда;

  • порядочность



4. Литература

  1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.

  2. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.- С.16-23.

  3. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос, URL, 2007.

  4. Материалы Всероссийская научно-практическая конференция "Обучение иностранным языкам в рамках компетентностного подхода", г. Межрегиональный лингвистический центр YELC Новосибирск. 2009 .

  5. Мильруд Н.П. Компетентность в изучении иностранного языка.// Иностранный язык в школе. -2004. -№7.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /Народное образование, 2003.- № 2.

Список официальных Интернет-сайтов

  • http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал

  • http://www.eidos.ru Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика»

Приложение 1

5. Индивидуальный план профессионального роста преподавателя


Раздел плана

Задача

деятельности

Содержание деятельности

Время работы

Формы работы

Результаты и их самооценка

Где

рассматривались итоги работы

I.Диагностический

1. Изучить опыт системно-деятельностного подхода к обучению.

2. Разработать индивидуальные траектории развития студентов.

3. Разработать систему приемов, мотивирующих студентов к изучению дисциплины, формирующих коммуникативную и математическую компетентности с целью развития продуктивного творческого мышления

1.Анализ личных затруднений по проблеме освоения системно-деятельностного подхода.

2.Постановка проблемы по заданной теме.

3. Посещение методического семинара по проблеме.

4. Обучение на курсах (дистанционных).

5.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта педагогов

Первый год работы над темой

1. Диагностика, анкетирование уровня владения теорией и методикой по данной теме.

2. Изучение нормативно – правовых основ, локальных нормативных актов, имеющихся программ и методик.

1.Повышение профессиональных знаний по проблеме.

2. Самодиагностика по владению системно-деятельностным подходом.

3. Выполнение курсовой контрольной работы, получение удостоверения о повышении квалификации.

4. Составление списка литературы по теме

Собеседование с руководителем методического объединения, заместителем директора образовательной организации

II.Прогностический

1.Реализация первого этапа программы инновационной деятельности по проблеме.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Разработка новых форм, методов и приемов обучения


1.Определение цели и задач работы над темой на первом этапе реализации.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы внедрения в процессе преподавания математики.

3.Прогнозирование результатов в формате проведения цикла уроков.

Первый год работы над темой

1. Создание и апробация методического пособия из опыта работы Проведение серии уроков с самоанализом, выступление на МО


Повышение качества знаний студентов

Выступление на заседании МО, подготовка плана методических материалов по теме

III.Практический

Реализации второго этапа работы

1. Разработка новых форм, методов и приемов обучения.
2.Разработка дидактических материалов, тестов.
3.Разработка и проведение открытых уроков 4.Создание комплектов педагогических разработок.

5.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

6.Корректировка

Второй год работы над темой

1.Формирование методического комплекса

2.Отслеживание текущих и промежуточных результатов


  1. Высокие

рейтинговые показатели студентов при прохождении промежуточной и итоговой аттестации.

  1. Создание банка творческих интеллектуальных продуктов.

  2. Увеличение количества призовых мест в математических олимпиадах, конкурсах различных уровней

Открытые уроки, выступления на заседании МО, публикация из опыта работы в электронных журналах, сайтах

IV.Обобщающий

Реализация третьего этапа

1. Подведение итогов

2. Оформление результатов работы по теме

3.Представление результатов: дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков

Третий год работы над темой

Обобщение педагогического опыта в форме пособия

Повышение уровня владения ключевыми компетенциями у большинства студентов, успешная адаптации знаний по математике

Выступления на заседании научно-методического совета, на заседании педагогического совета, подготовка к изданию пособия из опыта работы

V.Внедренческий

Распространение опыта


1.Создание учебно-методических пособий.

2.Представление опыта на практических семинарах методического объединения учителей математики.


В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Издание пособия

Успешное обучение

Публикации, создание методического пособия,

выступления на МО и семинарах, подготовка и проведение мероприятий,

размещение информации на сайте учреждения


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!