Зугрэсская специальная общеобразовательная школа - интернат № 31
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
План по самообразованию
учителя – логопеда
Беличенко Е.Ю.
2016-2017 уч. год
Тема: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Общие понятия по теме:
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.
Обоснование выбранной темы:
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотойпри обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания.. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения .
• Детям,артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка
• Дети,смогут при помощи артикуляционнойгимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»являетсяактуальной, так какблагодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети могут научиться говорить четко, чисто и правильно. Кроме того, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Цель:
Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
3. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо)
4. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.
5. Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.
6. Пополнить развивающую среду кабинета.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Изучение научно-методической, учебной литературы. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Косинова Е. Гимнастика для развития речи. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка.и др. | В течении учебного года |
2. | Доклад на педсовете «Результаты обследования учащихся с нарушением речи и коррекционные мероприятия по их исправлению». | Октябрь |
3. | Проведение семинара – практикума для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика при выполнении домашних заданий». | Ноябрь |
4. | Изготовление буклета для педагогов «Комплексы артикуляционной гимнастики». | Декабрь |
5. | Оформление папки – передвижки: « Артикуляционная гимнастика». | Февраль |
6. | Систематизировать опыт работы по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи». | В течении учебного года |
7. | Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме: - картинки для проведения артикуляционной гимнастики; - красные варежки на руку взрослого и ребенка для выполнения упражнений методом биоэнергопластики; - стихи, считалки, сказки для проведения арт. гимнастики | В течении учебного года |
8. | Усовершенствование навыков работы в офисном приложение Microsoft Office PowerPoint 2010 для составления слайдовых презентаций и использование их в своей дальнейшей работе. | В течении учебного года |
9. | Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам. | В течении учебного года |
10. 11. | Отчет на педсовете (система работы) Курсовая переподготовка. | В соответствии с годовым планом |