СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План социально-педагогической диагностики гиперактивных детей.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

План социально-педагогической диагностики гиперактивных детей

Просмотр содержимого документа
«План социально-педагогической диагностики гиперактивных детей.»

План социально-педагогической диагностики гиперактивных детей.


Чтобы установить, действительно ли мы имеем с гиперактивностью или это тревожный ребенок, или возможны другие причины нарушения поведения, необходимо применять четкую систему диагностики.

План комплексной диагностики гиперактивности:

    1. Наблюдение за ребенком.

    2. Данные анамнеза.

    3. Анкетирование родителей.

    4. Анкетирование педагогов.

    5. Анализ успеваемости.

    6. Опросник для учителя (в 1 классе) по психологической адаптации ребенка в школе.

    7. Диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности).

    8. Диагностика подвижности нервной системы.

    9. Углубленная диагностика внимания.

Цель: психологическое исследование гиперреактивности


1 этап Вступительный

Диагностические симптомы гиперактивных детей:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

  8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.

  9. Не может играть тихо, спокойно.

  10.  Болтливый.

  11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, дома, на улице.

  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.

Диагноз считается правомерным, если присутствуют восемь из всех симптомов. Если ребёнок действительно признаётся гиперактивным, для того, чтобы разработать коррекционные меры, необходимо выяснить возможные причины гиперактивного поведения ребёнка.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперреактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперреактивность, или чрезмерная двигательная активность, после чего появляется сильное утомление. Утомление у ребёнка идёт не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнёт, а в перевозбуждении, слабом его контроле.

Дефицит активного внимания, т.е. отвлекаемость – неспособность удерживать внимание на чём-либо в течение определённого отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность тормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. По данным исследований Л.А. Ясюковой (2000г.) мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребёнка снижается уровень активности мозга. (Сиротюк А.Л., 2003.)

Очень часто гиперактивность путают с активностью. Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений в развитии.

Для наблюдения используется таблица с анализом диагностических критериев


Диагностические критерии СДВГ по DSM – IV


Измерение

Признак

I. Нарушения внимания.

1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из – за невнимательности.
2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. Не может до конца закончить поставленную задачу.
5. Слушает, но, кажется, не слышит.
6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
7. Плохо организован.
8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).
9. Забывчив.

II.Гиперактивность/импульсивность

Гиперактивность:

1. Ребенок суетлив.
2. Не способен усидеть на одном месте.
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).
4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.
5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как “perpetuum mobile”.
6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.
8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим.

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия 6 и более признаков из I измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания”. При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. 6 и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности”. В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз “сочетанная форма СДВГ”.

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны: 1) появиться до 8 лет; 2) наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в школе и дома); 3) не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких – либо нервно – психических расстройствах; 4) должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

На основе вышеперечисленных критериев были составлены анкеты для родителей и педагогов, о которых говорилось ранее.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико–психологическое обследование.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия: 1) обеспечение родителями и учителями эмоционально – нейтрального развития и обучения; 2) соблюдение режима, достаточное время для сна; 3) обучение по личностно – ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок; 4) соответствующая медикаментозная поддержка; 5) разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей.

Р.Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: 1) недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; 2) недостаток твердости и контроля в воспитании; 3) неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Как правило, гиперактивный ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, если он взаимодействует один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт.


2 Этап Основной

Психодиагностические методы СДВГ


Визуально-моторный гешталът-тест Бендер (в авторской модификации Л. А. Ясюковой (2000) использовался для анализа уровня развития зри­тельно-моторной координации и степеннее нарушения.

Школьнику предлагалось воспроизвести пять изображений геомет­рических фигур, расположенных на едином бланке хаотично. Обработ­ка и интерпретация результатов производились согласно предложенным графическим образцам и нормативным данным (Приложение 1).

Внимание и память.

Методика «Корректурная проба», использовалась с целью исследования степени концентрации и устойчивости внимания, темпа психомоторной деятельности.

Обследование проводилось с помощью специальных бланков, на ко­торых были изображены расположенные в случайном порядке буквы (фигуры). Испытуемый просматривал ряд и вычеркивал указанные в инструкции фигуры. Результаты пробы оценивались по количеству про­пущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени просмотра за­данного количества строк. Результаты выполнения выражаются количественно (Приложение 2).

Тест Тулуз—Пьерона (в модификации Ясюковой Л. А., 2000) применялся с целью изучения свойств внимания: концентрации, устойчивос­ти и переключаемое; психомоторного темпа; точности и надежности переработки информации, волевой регуляции, личностных характери­стик работоспособности и динамики работоспособности. Стимульным материалом служит таблица из десяти строк квадратиков, различающих­ся закрашиваемой формой и расположением рисунка в квадрате (Приложение 2). Тестовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном порядке расположены все типы используемых квадратиков. Время работы с каждой строчкой — 60 секунд. По формулам рассчитывались такие показатели, как скорость, точность (концентрация), устойчивость скорости во времени и устойчивость внимания. Данные сравнивались с нормативными показателями.

Методика «Запомни и расставь точки» С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется лист с точками, предварительно разрезанный на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с де­вятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек) (Приложение 3).

Методика «Запомни рисунки» предназ­начена для определения объема кратковременной зрительной памяти (Приложение 4).

Методика «Заучивание стихотворения» выявляет особенности процесса запоминания, со­хранения и воспроизведения аудиальной информации (Приложение 5). Суждение о психическом состоянии складывается из анализа типоло­гии и структуры поведения. Описываются сознание, личность и эмоции.

Тест «Рисунок семьи» направлен на оценку внутрисемейных отношений, переживаний, на восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам (Приложение6).

Опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» заполняется взрослым с целью определения степени выраженности эмоциональных проявлений ребенка. Создание профиля чувственных проявлений ребенка вычер­чивается в диапазоне от «нет» до «крайне много» (Приложение 7).

Таким образом, выбранные для изучения индивидуальных особен­ностей детей методики позволяют охватить весь спектр параметричес­ких характеристик особенностей дошкольников с СДВГ: условия роста и развития, уровень и качество внимания, особенности поведения и личностные характеристики, развитие познавательных процессов, со­стояние мелкой моторики.


Приложение 1. Визуально – моторный гештальт – тест Бендер






Приложение 2. Методика «Корректурная проба», тест Тулуз - Пьерона






Приложение 2.

Приложение 3. Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется изображенный стимульный материал. Лист с точками пред­варительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а вни­зу — квади (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно уве­личивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1—2 сек., показывается каждая из вось­ми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди, и после каждой оче­редной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой кар­точке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов:

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается из карточек, на которой было воспроизведено безошибоч­но самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцени­ваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8 – 9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6—7 баллов – ребенок правильно восстановил от 3 до 4 точек.

4—5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0—3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной кар­точке не более одной точки.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6—7 баллов — средний.

4—5 баллов — низкий.

0—3 балла — очень низкий.


Приложение 3.

Приложение 4. Методика «Запомни рисунки»


Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображе­ний, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Поста­райся узнать и показать на второй картинке только те изображения, ко­торые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок узнал на картинке Б все 9 изображений, по­казанные ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 сек. до 55 сек.

6—7 баллов — ребенок узнал 5—6 изображений за время от 55 сек. до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 сек. до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 сек. до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек.

Выводы об уровне развития:

10 баллов —очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.


Приложение 4.


Приложение 5. Методика «Заучивание стихотворения»


Инструкция (состоит из трех основных частей):

Вводная часть: Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, ко­торое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (ба­бушке, сестре...). Вот послушай:

«Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! — Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила».

Первая часть: Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:

«Как дорожит любым деньком Малюточка пчела!»

Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. За­тем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошиб­ки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

Вторая часть: Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

«Гудит и вьется над цветком Прилежна и мила».

Третья часть: Когда обе части стихотворения более или менее зауче­ны, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо, сейчас повторим все стихотворение. Я еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полнос­тью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как в первой части.

Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

Оценки:

8 баллов — правильное полное воспроизведение всех трех частей.

5 баллов — перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.

3 балла — воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 балла — отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.

0 баллов — набор бессмысленных слов или полный отказ.

Пиложение 6. Тест «Рисунок семьи»

Цель: изучение переживаний и восприятий ребенком своего места в семье. Отношение его к семье в целом и к определенным ее членам. Материалы: лист бумаги 21 х 29 см, цветные карандаши, ластик Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью» (не обозначая, что значит слово «Семья»). Время не ограничено.



Интерпретация рисунка условно делится на 3 части:

1 — Анализ структуры рисунка, сравнение с реальной семьей.

2 — Анализ процесса рисования.

3 — Интерпретация графических презентаций членов семьи




3 этап Заключительный






Приложение 7. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка



ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Вопросы взяты из методики структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) Тест-опросник направлен на изучение одной из основных характеристик типа нервной деятельности: уровня подвижности нервных процессов. Инструкция: Ответы на предложенные Вам вопросы не могут быть хорошими или плохими. Отвечать на них следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: "да", "нет", или "не знаю". Ответ "не знаю" следует давать тогда, когда трудно остановиться на "да" или "нет".

  1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?

  2. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после каникул?

  3. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?

  4. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?

  5. Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?

  6. Влияют ли обычно окружающие на Ваше настроение?

  7. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня? (-)

  8. Есть ли у Вас на все готовые ответы?

  9. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п.?

  10. Обладаете ли Вы так называемой "быстрой реакцией"?

  11. Быстро ли Вы засыпаете?

  12. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?

  13. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?

  14. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

  15. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?

  16. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?

  17. Быстро ли Вы читаете беллетристику?

  18. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

  19. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

  20. Любите ли Вы частые перемены?

  21. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий? (-)

  22. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.? (-)

  23. Легко ли Вы переходите от одного занятия к другому?

  24. Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?

  25. Любите ли Вы оживленную обстановку?

  26. Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?

  27. Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись?

  28. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?

  29. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

  30. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов?

  31. Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий?

  32. Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение?

  33. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?

  34. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?

  35. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?

  36. Любите ли Вы часто менять род работы?

  37. Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно?

  38. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях?

  39. Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха?

  40. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня? (-)

  41. Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми?

  42. Легко ли Вы переходите от печали к радости?

  43. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

За ответ "Да" начисляется 2 балла, 
за ответ "Не знаю" - 1 балл, 
за ответ "Нет" - 0 баллов.

Большинство вопросов по шкале являются прямыми - в пользу высокого балла по шкале говорит ответ "да". Но есть также и "обратные" пункты - в этом случае после вопроса в скобках стоит знак "-", в этом случае 2 балла начисляется за ответ "Нет".

"Сырой" балл по шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами:

( M +/- S ), где

М - среднее нормативной выборки;, 
- стандартное отклонение.

Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)
         М       S шкала 36       12

Интерпретация результатов теста

Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48, 58 - выше среднего

Высокий балл   отражает подвижность нервных процессов;легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкий балл - инертность нервных процессов.Характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях. 

Литература:

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009.

  2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001.

  3. Гриханов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплёкин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М., 2008.

  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.

  5. Задавенко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2004.

  6. Зинкевич-Евстшнеева Т.Д.,  Нискевич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. – СПб., 2007.

  7. Лаурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

  8. Лютова Е., Монина  Г. Шпаргалка для взрослых. – С-П., 2008.

  9. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. – М., 2008.

  10.  Психологические тесты. /Под ред. А.А. Карелина. – М.. Владос, 2000.

  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

  12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2008.

  13.  Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. – М., 1997.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!