Урок № 4
Предмет: геометрия 10 класс
Тема: «Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий».
Цель урока: Закрепить навыки применения аксиом стереометрии и их следствий при решении задач;
Задачи урока:
- развивать у учащихся умение логически обосновывать суждения; использовать в обсуждении различный математический язык (словесный, графический, символический);
- развивать умение извлекать нужную информацию (представлять информацию), используя ИКТ;
- воспитывать умение слушать других; прививать интерес к предмету.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентации учащихся, учебник, доска,
карточки.
Тип урока: комбинированный
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Подготовительная работа. Учащимся заранее дается задание подготовить решение задач №5 – 15 стр 8 из учебника и оформить решение в виде презентации. Задания раздаю сама. Дети предварительно сдают работы на проверку для корректировки. Все получают оценки, а самые интересные решения рассматриваем на уроке.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сообщить тему урока.
- Сформулировать цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
Ответить на вопросы:
- Как называется раздел геометрии, изучающий фигуры в пространстве? (Стереометрия)
- Назовите основные фигуры в пространстве. (Точка, прямая, плоскость)
- Сколько плоскостей можно провести через три точки? (Одну)
- Сформулируйте аксиому А1. (Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна)
- Могут ли прямая и плоскость иметь две общие точки? (Нет)
- Сформулировать следствие 2. (Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна).
- Сформулируйте аксиому А3. (Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей)
- Сколько может быть общих точек у прямой и плоскости? (Одна, бесконечно много, ни одной)
- Сформулируйте аксиому А2.(Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки этой прямой лежат в этой плоскости)
- Сколько плоскостей можно провести через прямую и точку, не лежащую на ней? (Одну)
- Сформулировать следствие1. (Через прямую и, не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна).
3. Решение домашних задач.
- Рассмотрим решение задач №6, №7, №10 из учебника.
К доске вызываются по очереди учащиеся, готовившие презентации по решению данных задач. Остальные учащиеся внимательно следят за ходом рассуждений, задают вопросы отвечающим.
№6 (стр8 из учебника Л.С. Атанасян).
Три данные точки соединены попарно отрезками. Докажите, что все отрезки лежат в одной плоскости. Отвечает Дружкин Алексей (п1)
№7 (стр8 из учебника Л.С. Атанасян).
Две прямые пересекаются в точке М. Докажите, что все прямые, не проходящие через точку М и пересекающие данные прямые лежат в одной плоскости. Лежат ли в одной плоскости все прямые, проходящие через точку М? Отвечает Томашевский Дмитрий (п2)
№10 (стр8 из учебника Л.С. Атанасян).
Верно ли, что прямая лежит в плоскости данного треугольника, если она: а) пересекает две стороны треугольника; б) проходит через одну из вершин треугольника? Отвечает Назаров Андрей (п4)
В ходе обсуждения задач идет закрепление навыка применения аксиом и их следствий к решению задач.
4. Самостоятельная работа (по уровням)
Учащиеся получают карточки с заданиями различного уровня сложности.
Уровень1.
I вариант
- Пользуясь данным рисунком, назовите: а) четыре точки, лежащие в плоскости SAB; б) плоскость, в которой лежит прямая MN; в) прямую, по которой пересекаются плоскости SAC и SBC.
![](file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif)
- Точка С – общая точка плоскости α и β. Прямая проходит через точку С. Верно ли, что плоскости α и β пересекаются по прямой с? Ответ объясните.
- Через прямую а и точку А можно провести две различные плоскости. Каково взаимное расположение прямой а и точки А? Ответ объясните.
II вариант
- Пользуясь данным рисунком, назовите: а) четыре точки, лежащие в плоскости АВС; б) плоскость, в которой лежит прямая КN; в) прямую, по которой пересекаются плоскости SAC и САВ.
![](file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif)
- Плоскости α и β имеют три общие точки. Верно ли, что эти плоскости совпадают? Ответ объясните.
- Через А, В и С можно провести две различные плоскости. Каково взаимное расположение точек А, В и С? Ответ объясните.
Уровень2.
III вариант
- Пользуясь данным рисунком, назовите: а)две плоскости, содержащие прямую DE; б) прямую, по которой пересекаются плоскости AEF и SBC; в) плоскость, которую пересекает прямая SB.
![](file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif)
- Прямые а, b и с имеют одну общую точку. Верно ли, что данные прямые лежат в одной плоскости? Ответ объясните.
- Плоскости α и β пересекаются по прямой с. Прямая а лежит в плоскости α и пересекает плоскость β. Каково взаимное расположение прямых а и с? Ответ объясните.
IVвариант
- Пользуясь данным рисунком, назовите: а)две плоскости, содержащие прямую EF; б) прямую, по которой пересекаются плоскости BDE и SAC; в) плоскость, которую пересекает прямая AC.
![](file:///C:/Users/user/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.gif)
- Прямые а, b и с попарно пересекаются. Верно ли, что данные прямые лежат в одной плоскости? Ответ объясните.
- Плоскости α и β пересекаются по прямой с. Прямая а лежит в плоскости α и пересекает прямую с. Каково взаимное расположение прямой а и плоскости β? Ответ объясните.
5. Итоги урока.
- Учащиеся сдают тетради на проверку.
- Выставляются оценки отвечающим и самым активным учащимся.
6. Домашнее задание:
п1-3 9аксиомы, следствия учить)
Уровень 1: №9, №13
Уровень 2: №11, 15.