СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Чередование букв А и О в корне -кас- - -кос- "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение корней с чередованием гласных А и О в корне кас-кос.

Просмотр содержимого документа
«План урока "Чередование букв А и О в корне -кас- - -кос- "»


Тема урока: Буквы а и о в корне -кас- – -кос-

Цель урока: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне -кас- – -кос-; развивать навыки морфемного разбора слов, умения рассуждать и делать выводы.




Этапы работы




Содержание этапа


1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);


• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;



• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)





1. Проверка готовности учащихся к работе.

2. Эмоционально и интеллектуально настроиться на урок.





1. Организовать активную познавательную деятельность обучающихся:

а) положительный эмоциональный настрой учащихся; метод обнаружения - визуальный;

б) интеллектуальный настрой учащихся на урок



Метод развития мыслительных навыков.

1. Слово учителя:- проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль в порядке: книжка, ручка, тетрадка? Прямо садись, с усердием трудись.

2. Слово учителя о личностной, метапредметной и предметной значимости материала, который предстоит изучить, или беседа (серия вопросов) учителя, побуждающая учащихся понять личностную, метапредметную и предметную значимость материала, который предстоит изучить.

3. Положительный эмоциональный настрой достигается путём непосредственного эмоционального «заражения» учащихся от учителя, также могут использоваться специальные приемы (просьба улыбнуться друг другу).


2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;


• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;


























• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;


• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;





• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;



• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;




• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.



знание опознавательных признаков орфограмм; повторение написания безударной гласной в корне:

1. Обеспечение теоретической и практической готовности к усвоению нового материала.

2. Развитие УУД…


Обобщение сведений о написании безударной гласной в корне слова в зависимости от вида орфограммы, продолжить формирование навыков языкового разбора.




Самостоятельная работа учащихся, анализ текста, морфемный разбор, беседа.

Учитель:Дома вы выполняли задание по тексту, записанному в классе. Нужно было подготовить выразительное чтение текста, выписать по четыре слова с безударными гласными, разделив их на разные группы, объяснить условия выбора орфограммы).


У дома росла рябина. Ее ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом в любое время года. Весной чудесное растение зацветало так пышно, что цветы покрывали его как белое облако, опустившееся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. Их можно было собирать поздней осенью, после того как ударят первые морозы. А зимой … О! Зимой было самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и располагались на рябине. (Слайд 1)

Вопросы учителя:

1) Сколько групп слов у вас получилось? (три) Какие? (проверяемые, непроверяемые,

чередующиеся).

2) Назовите слова первой группы (деревом, созревающими, зимой…). Какое правило вы применяли?

Как обозначили орфограмму?

3) Какие слова вошли во вторую группу? (облаком, интересное, рябина…). Как мы объясняем их

написание?

4) Слова третьей группы? (росла, растение, располагались, собирать). Как мы объясним

правописание этих слов?

5) Правильно ли выполнено задание? Какие ошибки? Почему допущены?



Качественное написание в соответствии с требованиями, правильное распределение слов по группам, выразительное чтение текста.


3. Если обнаружится неумение разделить слова на три группы:

- работа по алгоритму «Проверяю безударную гласную в корне»

- после сверки с правильным вариантом ответа, задание закончить фразой: «У меня не получилось выполнить это задание, потому что… Чтобы знать этот материал, мне нужно…» (в конце урока это послужит одним из оснований выбора индивидуального ДЗ).

(В ходе дальнейшей работы на данном уроке учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на те знания и умения, корректировка которых оказалась необходимой.)


Фронтальный, индивидуальный, личностно-ориентированный.






Мотивирование заключается в понимании учащимися целесообразности осуществляемой деятельности (от её качества зависит степень усвоения нового материала). Стимулирование осуществляется за счёт: а) положительного эмоционального подкрепления со стороны учителя успехов учащихся; б) личностно ориентированного характера обучения (учёт индивидуальных затруднений и помощь в их преодолении).


Слово учителя: сегодня на уроке мы пополняем свой словарный запас, учимся правильному написанию слов, учимся культуре грамотного общения и т.д.

Метод проверки – по ключу.

Критерии оценивания – оценочный лист.




3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);


• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;




• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;








• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;




























































• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;







• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;


• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала



1. Изучить правило написания букв О – А в корне –КОС-и - КАС–

2.определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением, отличать слова с омонимичными корнями, употреблять слова с изученной орфограммой в речи, применять правило при письме.



-Научить применять изученное правило на практике, владеть навыками морфемного разбора, графически обозначать условия выбора правильных написаний, отличать слова с омонимичными корнями, употреблять слова с изученной орфограммой в речи, уметь объяснять языковые явления.




1. Формирование представления об опознавательном признаке изучаемой орфограммы.

2. Формирование навыка осуществления правильного выбора гласной буквы в корнях –кас­- –- кос- Опознавательный признак изучаемой орфограммы: безударная гласная в корнях –кас­- – - кос-.

Алгоритм осуществления правильного выбора гласной буквы:

1. Выделить в слове корень.

2. Выяснить, есть ли суффикс –а- после корня

3. Если после корня следует суффикс –а-, пиши в корне А, нет- пиши О.




Постановка учебной задачи.

1) Создание проблемной ситуации.

- на доске записаны слова:

прикасаюсь, коснулся, соприкоснуться, касание

- выполните следующие задания:

- Можно ли проверить эти слова ударением?

2) Запись на доске: касались - кас-кос (выделен корень, подчеркнута буква).

3) Сформулируйте тему урока (гласные в корне кос-кас). (Слайд 2)

4) Каковы цели и задачи урока? (познакомиться с правилом «Гласные в корне кос-кас»; научиться применять его; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать

орфограммы; отличать корень с чередованием от омонимичного корня с проверяемой безударной

гласной). (Слайд 3)

5) Давайте подумаем: как лучше спланировать нашу деятельность, чтобы эффективнее решить задачи ( работа в группах, выступления от групп, общее обсуждение, работа в парах, индивидуальная работа, подведение итогов)

Задание группе № 1(слайд 4):

1. Определите морфемный состав слов (слова и задание на карточках).

2. Выявите условия для выбора гласной.

3. Сформулируйте правило.

коснемся

касаемся

коснешься

касаешься

прикоснется

прикасается

4. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

Задание группе № 2 (слайд 5):

1. Изучите орфографическое правило на странице 104.

2. Определите условия выбора орфограммы.

3. Составьте схему-алгоритм применения данного правила.

4. Дополните схему примерами.

Задание группе № 3 (слайд 6):

1. Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значения групп однокоренных слов (слова и задание на карточках).

2. Сделайте вывод: в словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных в корне.

коса

косой

коснуться

косить

раскосый

касание

косилка

искоса

прикоснуться

косарь

косо

касается

Во время выступления представителей от групп и общего обсуждения участники других групп задают вопросы на понимание.

– задание даёт учитель всему классу (слайд 7)

- фронтальная беседа учителя с классом;

- частично-поисковая работа в группах с последующим коллективным обсуждением результатов. (Слайд 8)

-монологические выступления членов групп у доски с выводами

-работа с учебником

-чтение сказки о vip-персоне суффиксе -а-.(слайд 9-16)

-узелок на память: -.(слайд 17)

Если видишь, что за корнем появился суффикс А, то, без всякого сомненья, корень « Кас » пиши всегда.

-анализ примеров (слайд 18) Слова: касается, касание, пишутся с гласной А в корне,

потому что за ними всегда стоит друг - суффикс - А -.А в словах: коснулся, прикоснулся

этого волшебного друга нет, поэтому в корне пишем гласную О


Формы: индивидуальная работа с книгой, наблюдение над языковыми фактами, выполнение письменных упражнений, выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции; групповая работа в поиске ответов на вопросы, групповая творческая работа.

Методы: беседа, консультация по выполнению индивидуальной и групповой работы, наглядная компьютерная демонстрация, самостоятельная работа со справочной литературой, самостоятельное выполнение письменных упражнений, поисковый метод, взаимоопрос, совместное составление алгоритма.





Активность выдвижения гипотез, соответствие вопросов по теме урока, качественное выполнение работ, желание использовать дополнительную литературу.






Подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха, наглядность, проблемно- поисковая деятельность.


4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);









• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;


• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;



































•описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;




















• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.















-правильно писать слова с изученной орфограммой, применяя изученное правило; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова по видам орфограмм, отличать слова с омонимичными корнями












Активное использование полученной информации в конкретном задании.

Создать условия для качественного и осознанного закрепления учащимися изученного материала и сформированных навыков.


Формирование умений и навыков.

1.Упр.184.- распределительное списывание. Работа у доски (коллективная деятельность).

2. Работа в парах. Вставьте пропущенные буквы, применяя алгоритм, обозначьте условия выбора правильных написаний. (Слайд 18)


Прик…саться соприк…саться

прик…снуться прик…сновение

к…сательная к…сается

к…сающийся к…снитесь

к…сание

к…снуться к…снувшийся





Учитель. А теперь проверим, что у вас получилось. Какие гласные вы вставили в корни и почему? (самопроверка – слайд № 19)

Заполнение листов самопроверки.

3. Самостоятельная работа по выбору учащихся:

-для сильных дается задание повышенной сложности- упр. 185.

- для слабых – карточки с индивидуальным разноуровневым заданием.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься,

к…немся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.


(Взаимопроверка по эталону. Слайд 20).





На данном этапе учитель опирается на оценочный лист обучаещегося.

Если учащиеся что-либо недопоняли, то выясняем Что? и подбираем задание, согласно причинам неусвоенного материала.

Критерий

Степень усвоения

Пути и методы реагирования

Знание опознавательных признаков изучаемой орфограммы

Низкая.



Средняя.



Умение осуществить правильный выбор гласной буквы в корне

Очень низкая.



Низкая.



Средняя.



Выше средней.



Скорость применения алгоритма в практике правописания

Низкая.




Средняя.




Работа по образцу, пересказ правила, опора на сигнальные карточки.




5. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);






• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;






• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.


1. Осуществить индивидуальную коррекцию знаний, умений и навыков, недостаточно сформированных на предыдущих уроках (см. п. 2 данного конспекта в части «Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей»).

2. Осуществить индивидуальную коррекцию знаний, умений и навыков, недостаточно сформированных на данном уроке (по результатам заполнения листов самопроверки и определения степени усвоения учащимися нового учебного материала).

3. Осуществить предварительную подготовку к восприятию следующей темы «Правописание А – О в корне ГАР- ГОР».


1. Осуществить индивидуальную коррекцию знаний, умений и навыков учащихся, недостаточно сформированных на предыдущих уроках.

2. Осуществить индивидуальную коррекцию знаний, умений и навыков, недостаточно сформированных на данном уроке.

3. Обеспечить теоретическую и практическую базу для усвоения следующей темы.




Критерии успешности достижения целей:

- аргументированный сравнительный анализ формулировки данного правила в учебнике М.Т.Баранова и Т.А.Ладыженской по плану:

1) полнота информации;

2) акцент на описании явления или на описании последовательности деятельности по решению орфографической проблемы;

3) наличие примеров на все варианты написания;

4) удобство графического оформления примеров.


- правильное выполнение упр. №186 за 15 минут

( задание связано с проверкой знаний, полученных на уроке).

Определение целей и критериев успешности выполнения ДЗ может происходить в форме

беседы учителя с учащимися;

В конце урока учащиеся также заполняют анонимную анкету:

Мне было интересно:

В самом начале урока.

Во время проверки ДЗ.

Во время изучения нового материала.

Во время закрепления изученного нового материала.

Во время обсуждения нового ДЗ.


Самооценка настроения в конце работы (слайд № 20)





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!