1. Изучить правило написания букв О – А в корне –КОС-и - КАС– 2.определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением, отличать слова с омонимичными корнями, употреблять слова с изученной орфограммой в речи, применять правило при письме. -Научить применять изученное правило на практике, владеть навыками морфемного разбора, графически обозначать условия выбора правильных написаний, отличать слова с омонимичными корнями, употреблять слова с изученной орфограммой в речи, уметь объяснять языковые явления. 1. Формирование представления об опознавательном признаке изучаемой орфограммы. 2. Формирование навыка осуществления правильного выбора гласной буквы в корнях –кас- –- кос- Опознавательный признак изучаемой орфограммы: безударная гласная в корнях –кас- – - кос-. Алгоритм осуществления правильного выбора гласной буквы: 1. Выделить в слове корень. 2. Выяснить, есть ли суффикс –а- после корня 3. Если после корня следует суффикс –а-, пиши в корне А, нет- пиши О. Постановка учебной задачи. 1) Создание проблемной ситуации. - на доске записаны слова: прикасаюсь, коснулся, соприкоснуться, касание - выполните следующие задания: - Можно ли проверить эти слова ударением? 2) Запись на доске: касались - кас-кос (выделен корень, подчеркнута буква). 3) Сформулируйте тему урока (гласные в корне кос-кас). (Слайд 2) 4) Каковы цели и задачи урока? (познакомиться с правилом «Гласные в корне кос-кас»; научиться применять его; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать орфограммы; отличать корень с чередованием от омонимичного корня с проверяемой безударной гласной). (Слайд 3) 5) Давайте подумаем: как лучше спланировать нашу деятельность, чтобы эффективнее решить задачи ( работа в группах, выступления от групп, общее обсуждение, работа в парах, индивидуальная работа, подведение итогов) Задание группе № 1(слайд 4): 1. Определите морфемный состав слов (слова и задание на карточках). 2. Выявите условия для выбора гласной. 3. Сформулируйте правило. коснемся | касаемся | коснешься | касаешься | прикоснется | прикасается | 4. Свой ответ проиллюстрируйте примерами. Задание группе № 2 (слайд 5): 1. Изучите орфографическое правило на странице 104. 2. Определите условия выбора орфограммы. 3. Составьте схему-алгоритм применения данного правила. 4. Дополните схему примерами. Задание группе № 3 (слайд 6): 1. Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значения групп однокоренных слов (слова и задание на карточках). 2. Сделайте вывод: в словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных в корне. коса | косой | коснуться | косить | раскосый | касание | косилка | искоса | прикоснуться | косарь | косо | касается | Во время выступления представителей от групп и общего обсуждения участники других групп задают вопросы на понимание. – задание даёт учитель всему классу (слайд 7) - фронтальная беседа учителя с классом; - частично-поисковая работа в группах с последующим коллективным обсуждением результатов. (Слайд 8) -монологические выступления членов групп у доски с выводами -работа с учебником -чтение сказки о vip-персоне суффиксе -а-.(слайд 9-16) -узелок на память: -.(слайд 17) Если видишь, что за корнем появился суффикс А, то, без всякого сомненья, корень « Кас » пиши всегда. -анализ примеров (слайд 18) Слова: касается, касание, пишутся с гласной А в корне, потому что за ними всегда стоит друг - суффикс - А -.А в словах: коснулся, прикоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне пишем гласную О Формы: индивидуальная работа с книгой, наблюдение над языковыми фактами, выполнение письменных упражнений, выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции; групповая работа в поиске ответов на вопросы, групповая творческая работа. Методы: беседа, консультация по выполнению индивидуальной и групповой работы, наглядная компьютерная демонстрация, самостоятельная работа со справочной литературой, самостоятельное выполнение письменных упражнений, поисковый метод, взаимоопрос, совместное составление алгоритма. Активность выдвижения гипотез, соответствие вопросов по теме урока, качественное выполнение работ, желание использовать дополнительную литературу. Подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха, наглядность, проблемно- поисковая деятельность. |