1.Организационный момент. Слово приветствие. Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Психологический настрой на урок Пожмите соседу руку, Улыбнитесь друг другу. Пожелайте хорошего настроения. -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
2.Актуализация знаний Из данных анаграмм составить фамилии известных вам людей. ТВЕЧЮТ, ЕПВЕЩЕЛ, ТФЕ, НЕСЕИН. (Тютчев, Плещеев, Фет, Есенин.) - Что общего между этими фамилиями? - Это всё поэты, они писали стихи о природе. - Молодцы! Хорошо поработали. - С одним из этих поэтов мы сегодня с вами встретимся. А вот с кем? Сейчас вы прослушаете стихи, которые мы уже с вами изучали. Вспомните автора этих стихов. 1-ый ученик читает отрывок из стихотворения « Берёза» 2-ой ученик читает отрывок из стихотворения «Поёт зима – аукает». - Кто автор этих стихов? - Есенин Сергей Александрович. - Правильно. Молодцы! 3.Сообщение о поэте С.А. Есенин родился 3 октября 1895г. в селе Константиново Рязанской губернии. Отец его Александр Никитич был крестьянином, мама Татьяна Фёдоровна безграмотной женщиной. Детство Есенина было такое же как у всех сельских ребятишек. Очень хорошо он умел лазать по деревьям. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери. Дед был хорошим знатоком церковных книг. Читать Есенин начал с пяти лет, его учил дядя. Стихи стал писать с 9 лет. Толчки для сочинения давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые из них с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Часто у них в доме собирались слепцы, странствующие по сёлам, они пели духовные стихи. На творчество Есенина так же повлияли деревенские частушки. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин приехал в Москву, ему было 17 лет. Он работал в типографии. Первые стихи появились в московских журналах 1914 г. 1915 году познакомился с А. Блоком. Блок оценил талант поэта. В 1916 году вышел первый сборник Есенина «Радуница». Есенин воспевает в своих стихах природу и не зря его называют певцом русской природы.
4. Совместная выработка темы урока. – Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Сергею Есенину.) – Да, на этом уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Есенина и познакомимся с ним поближе. Отгадайте загадку и узнаете, как называется его стихотворение. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. – Правильно. Черемуха. Попробуйте определить тему и задачи урока. - Когда цветёт черёмуха? - В конце весны. - Как выглядят её цветы? - Они маленькие, беленькие. - Какой у неё запах? - Душистый, ароматный, пахучий. 5.Подготовка к первичному восприятию. - Закройте глаза, представьте черёмуху, вот вы подходите к этому белоснежному чудному дереву и вдыхаете его аромат.(пауза) Поделитесь своими впечатлениями, настроением, которое рождается при видении этой картинки.
6.Чтение стихотворения учителем наизусть . - Сейчас я прочту вам стих. С. Есенина «Черёмуха». Вслушайтесь в него и попытайтесь проникнуть тем настроением, которое родилось у поэта, когда он увидел черёмуху. (учитель читает стих, после чтения небольшая пауза) Обмен читательскими впечатлениями. - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (выслушать ответы нескольких учащихся) - Какое настроение было у поэта. - Бодрое, весёлое, возвышенное, волшебное, восторженное, радостное, светлое, солнечное, счастливое. - Молодцы! Умницы!
Физминутка
8.Анализ стихотворения. Чтение трудных слов. Ду-шис-та-я рас-цве-ла Зо-ло-тис-ты-е про-та-лин-ки Стру-ит-ся се-реб-ря-ный Мед-вя-на-я си-я-ет Пря-на-я об-да-ёт Вкрад-чи-во спол-за-ет
- Читаем все вместе по слогам. Второй раз читаем про себя. Третий раз читаем целыми словами. (спросить несколько учащихся индивидуально.) - Самостоятельно прочитайте стихотворение и подчеркните непонятные слова. (дети работают самостоятельно) - Какие слова вам непонятны? - Волна гремучая, обдаёт, вкрадчиво под кручею, пряная. - Гремучая – производящая громкие звуки. Обдаёт – окатить, облить сразу со всех сторон. Под кручею – крутой спуск, обрыв. - Какие картины предстают после чтения этого стихотворения? - Можно выделить две картины: весенняя красавица – черёмуха и маленький серебряный ручей. - Итак в этом стихе два героя – черёмуха и ручей. Черёмуха растёт на берегу ручья и ветки её касаются воды. Нравится ли ручью черёмуха? - Да, он ей песенки поёт. - Хочется ли ручейку понравиться черёмухе? - Да, поэтому он ей поёт песенки вкрадчиво. - Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом у проталинки…». Прочитайте строки, подчеркните эти звуки. - Р-ПР-ТР-СТР-БР-Р. - Теперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие звуки в этих строках передают журчание ручья? - Р-ГР-КР-КР. - Поэт пользуется звукописью. С её помощью он помогает нам услышать природу. Итак, ручеёк вкрадчиво поёт для черёмухи песню, чтобы понравится ей. Какой приём использовал поэт, чтобы ожил ручеёк и стал в чём-то похожим на человека? - Олицетворение. - Какой характер у ручейка? - Весёлый, задорный, шумный, счастливый, игривый, мечтательный… - А на кого из людей он больше похож? - На маленького непоседу. - Молодцы! Похожа ли на человека черёмуху? - Да, она ветки золотые, что кудри завила. - А на кого из людей она похоже? - Молодая, красивая девушка. -А какой ещё литературный приём использует Есенин? - Сравнение. - Найдите сравнения в стихотворение. Дети зачитывают. - А какая черёмуха у Есенина по характеру? - Молодая, счастливая, нежная,…. - Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, и черёмуха озарены ярким солнечным светом? - Ветки золотистые. Зелень золотистая, серебряный ручей. - Это слова - краски. Зачем Есенин выбрал эти краски? - Чтобы передать праздничные краски солнца. - Чтобы мы могли увидеть яркую картину сияющего весеннего денька. Поэт хотел, чтобы мы представили и запахи. Найдите слова запахи. - Черёмуха душистая, зелень пряная. - Эти слова помогают передать завораживающие запахи черёмухи и весны. - Найдите вкусные слова. - Роса медвяная. - Черёмуха медовая, сладкая душистая, как и сама весна. Поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая это стихотворение? Ведь он не рассказал о себе, а ведёт речь о черёмухе и ручейке. - Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова и звуки приходят ему на помощь. - Умницы! Как будем читать стихотворение быстро или неторопливо? - Неторопливо, с любовью. - А какие строки по вашему мнению можно читать чуть быстрее? - В которых говорится о ручье. Учитель даёт время для подготовки выразительного чтения. Спросить 2-3 учеников.
8. Рефлексия урока. - Наш урок подошёл к концу. -Что нового вы узнали о С. Есенине? -Что открыли? -Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения? -Есть ли у кого желание узнать что-то новое о поэте и познакомиться с другими его произведениями? -Ребята, что удалось и что не удалось? -За что вы похвалили бы себя?
9. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.
|